Дело № 12-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Октябрьский 06 февраля 2019 года
Судья Октябрьского районного суда Волгоградской области Коновалова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «МРСК Юга» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, вынесенное в отношении ПАО «МРСК Юга» по делу об административном правонарушении, по ч.3 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
26 июля 2018 года государственным лесным инспектором в Ново-Аксайском лесничестве ФИО5 был проведен плановый (рейдовый) осмотр территории Ново-Аксайского участкового лесничества участки ГЛФ в кв. 21 выд. 8,9, 10, 13, 14, 15 кв. 23 выд. 1; кв. 26 выд. 2, 6, 13-17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31. Указанный объект принадлежит ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго» Правобережные электрические сети Октябрьский РЭС.
03 октября 2018 года в отношении ПАО МРСК Юга» составлен протокол по делу об административном правонарушении, из которого следует, что указанным юридическим лицом совершено административное правонарушение при следующих обстоятельствах: в 09 часов 30 минут в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков – территории СГБУ ВО «Светлоярское лесничество», приказ директора №101 от 27 июня 2018 года, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в площади которых находятся линейные объекты – линии электропередач.
При поведении натурального осмотра установлено: на вышеуказанных лесных участках гослесфонда находится линия электропередач ЛЭП «МРСК Юга» ВЛ 35, просека под высоковольтной линией не прорублена, под проводами ЛЭП произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород по всей территории охранной зоны, зона обслуживания установленной ЛЭП относится к ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго».
22 ноября 2018 года постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, ПАО «МРСК Юга» назначено административное наказание по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 рублей.
ПАО «МРСК Юга» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в которой указало, что ни на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Волгоградской области, ни на сайте Генеральной прокуратуры в согласованном плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год отсутствует запланированная проверка ПАО «МРСК Юга» и его филиала «Волгоградэнерго», однако в нарушение действующего законодательства в отношении ПАО «МРСК Юга» проведена проверка. Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки и процедура уведомления юридического лица о её проведении содержатся в ч. 2 и ч.16 ст. 10 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако в протоколе не указано, что послужило основанием проверки, указано только то, что указанный факт был выявлен в результате планового (рейдового) осмотра. Отсюда следует, что плановая или внеплановая проверка конкретно юридического лица ПАО «МРСК Юга» не проводилась.
Кроме того, в обжалуемом постановлении имеются ссылки на нарушения п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 и п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160.
Между тем, при рассмотрении протокола присутствовал представитель ПАО «МРСК Юга» который пояснил, что ВЛ-35 кВ внесена в план-график по расчистке трассы от ДКР на 2018 год. На момент составления протокола уже велись работы по расчистке охранной зоны и к концу 2018 года работы были бы выполнены. При рассмотрении дела Заявителем был приобщен план-график по расчистке трассы ВЛ-35 кВ №46. Данные обстоятельства говорят о добросовестности Заявителя.
Кроме того, ПАО «МРСК Юга» отмечает, что согласно ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, судья, рассматривающий жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Принимая во внимание, что действия юридического лица не повлекли негативных последствий, ПАО «МРСК Юга» полагает возможным суду применить положения ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размере штрафа до половины от минимального.
Представитель по доверенности ПАО «МРСК Юга» - П.В. Кан в судебном заседании жалобу поддержали по доводам указанным в жалобе, просил жалобу удовлетворить.
Должностное лицо - начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО4., о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в суд предоставила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением в очередном отпуске.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно материалам дела представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области извещена о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, судебная корреспонденция получена 29 января 2019 года. При этом, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства еще 29 января 2019 года, 04 февраля 2019 года убыл в отпуск. Однако данные обстоятельства не могут служить основанием для отложения рассмотрения дела, поскольку обжалуемое постановление внесено от имени юридического лица, что не лишает возможности направить иное уполномоченное лицо для участия в судебном разбирательстве.
В рассматриваемом случае наличия уважительных причин неявки иного представителя юридического лица, а также иных причин препятствующих рассмотрению дела, не усматриваю.
Выслушав представителя ПАО «МРСК Юга», поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 30 минут в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков – территории СГБУ ВО «Светлоярское лесничество», приказ директора № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в площади которых находятся линейные объекты – линии электропередач.
При поведении натурального осмотра установлено: на вышеуказанных лесных участках гослесфонда находится линия электропередач ЛЭП «МРСК Юга» ВЛ 35, просека под высоковольтной линией не прорублена, под проводами ЛЭП произростает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород по всей территории охранной зоны, зона обслуживания установленной ЛЭП относится к ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго».
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «МРСК Юга» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, ПАО «МРСК Юга» назначено административное наказание по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Одним из доводов указанных в жалобе на оспариваемое постановление, представитель ПАО «МРСК Юга» указал, на отсутствие оснований проведения проверки в отношении ПАО «МРСК Юга», между тем указанный довод удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.8.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:
плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.8.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа директора ГКУ ВО «Светлоярское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено проведение в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ плановых (рейдовых) осмотров, обследование территорий Светлоярского, Дубоовражного, Ново-Аксайского, Котельниковского участковых лесничеств на площади которых находятся линейные объекты (полосы отвода газопровода, нефтепроводов, линий электропередач, железнодорожных и автомобильных дорог).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что проведение планового (рейдового) осмотра на территории Новоаксайского участкового лесничества было осуществлено в соответствии с действующим законодательством.
ПАО «МРСК Юга» вменяется часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ, за совершение которой, установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно постановлению начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, допущенное ПАО «МРСК Юга» нарушение правил пожарной безопасности в лесах выражено в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 30 минут в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков – территории СГБУ ВО «Светлоярское лесничество» установлено, что на вышеуказанных лесных участках гослесфонда находится линия электропередач ЛЭП «МРСК Юга» ВЛ 35, просека под высоковольтной линией не прорублена, под проводами ЛЭП произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород по всей территории охранной зоны, зона обслуживания установленной ЛЭП относится к ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго».
Кроме того, указанные выше обстоятельства также подтвердила в судебном заседании заместитель старшего государственного лесного инспектора в СГБУ ВО «Светлоярское лесничество»- участковый лесничий Ново-Аксайского участкового лесничества ФИО2, которая показала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ ею был проведен плановый (рейдовый) осмотр территории Ново-Аксайского участкового лесничества участки ГЛФ в <адрес> выд. 8,9, 10, 13, 14, 15 <адрес> выд. 1; <адрес> выд. 2, 6, 13-17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31. Указанный объект принадлежит ПАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго» Правобережные электрические сети Октябрьский РЭС. Было выявлено, что в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества имеются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в площади которых находятся линейные объекты – линии электропередач. Установлено, что на вышеуказанных лесных участках гослесфонда находится линия электропередач ЛЭП «МРСК Юга» ВЛ 35, просека под высоковольтной линией не прорублена, под проводами ЛЭП произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород по всей территории охранной зоны. Затем был составлен протокол по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ПАО «МРСК Юга». Линия ЛЭП в данном случае находилась на лесном участке гослесфонда, поскольку имеются соответствующие карты с разбивкой местности. Гослесфонд делится на квартала, выделы. Под линией ЛЭП произрастали, в том числе хвойная растительность, которая является пожароопасной.
Порядок определения охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также условия использования земельных участков под ними регламентированы Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160.
Согласно пункту 23 вышеназванных Правил, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Требования правил пожарной безопасности в лесах, на которые имеется ссылка в п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Согласно пунктам 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменено ПАО «МРСК Юга», просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Системный анализ пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и пунктов 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах не даёт оснований для вывода о том, что под линиями элетропередачи в период пожароопасного сезона не должно быть никакой живой растительности. По смыслу вышеназванных норм не допускается нахождение в пожароопасный сезон под линиями электропередачи наличие живой растительности высотой более 4 метров и любых горючих материалов в виде сухостоя, срубленных деревьев и веток, заготовленных дров, порубочных остатков.
Отнесение живых деревьев высотой менее 4 метров к горючим материалам в рассматриваемой ситуации является чрезмерно расширительным толкованием нормы, регламентирующей правила пожарной безопасности в лесах, а потому не может квалифицироваться как нарушение, влекущее ответственность ПАО «МРСК Юга» по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Данных о том, что произрастающая в квартале в квартале 21 выделах 8, 9, 10, 13, 14, 15, в квартале 23 выделе 1, в квартале 26 выделах 2, 6, 14, 25, 28, 29, 31 Новоаксайского участкового лесничества Светлоярского лесничества под электролиниями ВЛ 35 кв, принадлежащими ПАО «МРСК Юга», древесная растительность на момент проведения проверки превышала высоту 4 метра и (или) находились горючие материалы в виде сухостоя лесных насаждений, складирована заготовленная древесина, порубочные остатки, в материалах дела не имеется.
На основании вышеизложенного, постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. Производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Юга» - отменить.
Производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении 10 суток со дня получения копии решения.
Решение изготовлено в совещательной комнате с помощью компьютера.
Судья : подпись
Копия верна.
Судья С.А. Коновалова