ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/19 от 14.01.2019 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-1/2019

Р Е Ш Е Н И Е

с. Лазо Лазовский район Приморский край 14 января 2019 года

Судья Лазовского районного суда Приморского края Волкова Е.В.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» (далее по тексту - ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра») за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО2 с постановлением мирового судьи не согласился, в жалобе указал, что с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года согласно приказу руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года № 186-КНД проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». На момент окончания проверки, 14 сентября 2018 в 16 час. 15 мин. юридическое лицо не предоставило возможность ознакомиться с документами, что не позволило дать обоснованную оценку работы и действиям ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». 09 октября 2018 года должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении № 05-073/2018 в отношении указанного юридического лица, материалы направлены в суд для рассмотрения по существу. В дополнении к жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО2 указал, что приказ от 13.08.2018 года № 186-КНД получен ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» в установленные законом сроки, в пункте 13 данного Приказа указан перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Факт не предоставления документов зафиксирован в акте проверки от 14 сентября 2018 года, который в установленном законом порядке направлен директору ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» заказным письмом и электронной почтой. Проверка проводилась в период с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года в период с 20.08.2018 года по 23.08.2018 года проводилась выездная часть проверки. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (проверка завершена 14.09.2018 года), в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки юридическое лицо вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Вместе с тем, возражения ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» на акт проверки в адрес Управления Росприроднадзора в установленные законом сроки не поступали. Ссылаясь на показания свидетеля ФИО4, мировой судья не принял во внимание, что проверка окончена 14 сентября 2018 года, при этом, ФИО5 не подтверждено получение от него государственным инспектором документов, указанных в акте проверки. Таким образом, полагает, что вина юридического лица в непредставлении сведений (информации) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ нашла свое подтверждение. Просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года в отношении юридического лица отменить.

В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра» ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указал, что все, отраженные в протоколе об административном правонарушении документы, на момент проведения проверки в учреждении имелись и были представлены лицу, проводящему выездную проверку, кроме того, указанные документы были повторно представлены в Управление Росприроднадзора при составлении протокола об административном правонарушении.

Изучив доводы жалоб, выслушав пояснения законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года согласно приказу руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года № 186-КНД проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». На момент окончания проверки, 14 сентября 2018 в 16 час. 15 мин. юридическое лицо не предоставило возможность ознакомиться со следующими документами:

- организация охраны заповедной территории: техническая оснащенность; состояние делопроизводства; виды и количество нарушений; книга регистрации нарушений; административные дела; а также документы, подтверждающие работу опергруппы;

- наличие в учреждении и полнота нормативных правовых документов, справочной литературы и других источников информации по обеспечению пожарной безопасности в лесах (перечень);

- согласованная с органами авиалесоохраны схема деления территории на наземную и авиационную зону охраны, или отнесение территории к зоне космического мониторинга (электронная фотокопия);

- приказ о начале пожароопасного периода, распоряжение о приведении в готовность техники, оборудования, создании материально-технических запасов, по проведению профилактики и организации тушения лесных пожаров (копии);

- приказ на обучение работников и руководителей лесопожарных формирований (копия).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу в отношении юридического лица, мировой судья указал на отсутствие в материалах дела сведений о вручении руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а также указал, что не установлены лица, ответственные за не предоставление соответствующих документов, не взяты пояснения, объяснительные у лиц, ответственных за предоставление данных документов, что привело к не выполнению задания по плановой выездной проверке в области охраны окружающей среды по Приморскому краю, чем было оказано воспрепятствование по обеспечению гарантии защиты своих прав и законных интересов юридического лица при возбуждении дела об административном правонарушении, что является неустранимым процессуальным нарушением и свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении.

С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен юридическим лицом, в орган государственного контроля (надзора), или иным доступным способом.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года № 186-КНД в период с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра», который не представил сведения, согласно п. 13 указанного приказа, представление которых предусмотрено законом и необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно: документы по организации охраны заповедной территории: технической оснащенности; состоянии делопроизводства; виды и количество нарушений; книгу регистрации нарушений; административные дела; а также документы, подтверждающие работу опергруппы; перечень наличия в учреждении и полноты нормативных правовых документов, справочной литературы и других источников информации по обеспечению пожарной безопасности в лесах; электронную фотокопию, согласованную с органами авиалесоохраны схемы деления территории на наземную и авиационную зону охраны, или отнесение территории к зоне космического мониторинга; копию приказа о начале пожароопасного периода, распоряжение о приведении в готовность техники, оборудования, создании материально-технических запасов, по проведению профилактики и организации тушения лесных пожаров (копии); копию приказа на обучение работников и руководителей лесопожарных формирований.

09 октября 2018 года по факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.

В подтверждение доказательств совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ представлены: протокол об административном правонарушении ; приказ руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-КНД о проведении плановой выездной проверки; сведения о направлении по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» приказа от ДД.ММ.ГГГГ-КНД; акт проверки -КНД от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о направлении по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» акта проверки -КНД от 14.09.2018 года и заказным письмом с уведомлением о вручении 24 сентября 2018 года.

В п. 13 приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года -КНД содержится перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данный приказ от 13.08.2018 года направлен по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» 15 августа 2018 года.

В приказе руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года -КНД указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования природоохранного законодательства Российской Федерации; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что информация о невозможности предоставления указанных в п. 13 приказа от 13.08.2018 года -КНД документов была в установленном законом порядке доведена до сведения должностного лица Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, а также отсутствуют доказательства, что ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» в установленном порядке обращалось с письменными возражениями в отношении выданного акта проверки от 14.09.2018 года с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.

Таким образом, при установлении мировым судьей фактических обстоятельств дела нарушены положения ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Вместе с тем, несогласие с выводами судьи о прекращении производства по делу не влечет за собой отмену состоявшегося судебного акта ввиду следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по настоящему делу составляет 3 месяца и истек 14 декабря 2018 года.

Ввиду изложенного, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, имеющийся в постановлении мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края вывод об отсутствии в действиях юридического лица ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» состава административного правонарушения, исключает за пределами срока давности привлечения к административной ответственности возможность отменять указанное постановление и прекращать производство по делу по основанию истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, в настоящее время в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности исключается возможность производства по настоящему делу об административном правонарушении.

На основании изложенного постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, - оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО2, - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Судья Е.В. Волкова