Дело № 12-1/2019 РЕШЕНИЕ
Город Старица 17 января 2019 года
Судья Старицкого районного суда Тверской области Белякова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошенковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Прогресс» Копылова А.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 28.11.2018 № 225/2018, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии по Тверской области, заместителем руководителя Управления Росреестра по Тверской области Гришиным Ф.В.,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении от 28.11.2018 № 225/2018, вынесенным заместителем главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии по Тверской области, заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области Гришиным Ф.В., должностное лицо - директор ООО «Прогресс» Копылов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит это постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку полагает, что он не является субъектом правонарушения. Указывает, что в соответствии с заключенным государственным контрактом ООО «Прогресс» осуществляет содержание автомобильных дорог в соответствии с ПОДД, ранее разработанными проектными организациями, согласованными надзорными органами и принятыми государственным заказчиком - ГКУ «Дирекция ТДФ». Вносить изменения в ПОДД с целью исправления допущенных в нем проектной организацией ошибок, ООО «Прогресс» не вправе.
Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, не признавшего вину в правонарушении и поддержавшего доводы жалобы, защитника адвоката Комарова А.М., занявшего аналогичную позицию, представителя Управления Росреестра по Тверской области ФИО2, которая просила оставить жалобу без удовлетворения, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил присвоения или употребления наименований географических объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Из статьи 1 Федерального закона от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (далее также Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ) следует, что наименованиями географических объектов являются географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 18.12.1997 N 152-ФЗ в документах, картографических, иных изданиях на русском языке или на других языках народов Российской Федерации употребляются установленные наименования географических объектов.
В целях обеспечения единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации наименований географических объектов и сохранения указанных наименований создается Государственный каталог географических названий. Работы по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти либо на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 18.12.1997 N 152-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 27.03.2014 № 172 утвержден Порядок регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения. Согласно п.п. 24, 26 и 28 Порядка предоставление материалов и данных, содержащихся в каталоге, осуществляется бесплатно, в том числе по запросам физических и юридических лиц. Сведения из реестра наименований географических объектов размещаются на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно статье 11 названого Федерального закона наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации охраняются государством. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются (часть 1).
Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области геодезии и картографии (часть 3).
Из материалов дела установлено, что 05.10.2018 при осуществлении государственного геодезического надзора в пределах представленных полномочий должностными лицами Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – и.о. заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии ФИО2 и и.о. ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии ФИО3 выявлено, что на 72 километре региональной автомобильной дороги класса 1 категории II 28К-05776 ФИО4, связывающей Калининский, Старицкий и Ржевский районы Тверской области перед мостом, возведенным через реку, установлены дорожные указатели, представляющие собой информационные дорожные знаки, указывающие наименование объекта «р.Кержач», что является неверным указанием наименования географического объекта - правого притока реки Волга, имеющего географическое название «Каржач», о чем составлен акт (л.д. 20-21).
Из Государственного каталога географических названий следует, что 19.09.2008 года в данный каталог внесено наименование географического объекта «Каржач», вид географического объекта «река», установленного/выявленного 31.12.1989 (л.д.28-29).
Усмотрев в данном нарушении наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо – и.о. заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области ФИО2, 15.11.2018 составила протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 - директора ООО «Прогресс», осуществляющего на основании государственного контракта от 26.04.2018 № 6/2018 работы по содержанию автомобильной дороги «ФИО4» (л.д.141-146).
20 марта 2018 года постановлением заместителя главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии по Тверской области, заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области ФИО5, ФИО1 как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Он привлечен к административной ответственности за нарушение установленных правил употребления наименований географических объектов, а именно реки «Каржач» на информационном дорожном знаке, установленном на 72-м километре региональной автомобильной дороги класса 1 категории II 28К-0576 ФИО4, связывающей Калининский, Старицкий и Ржевский районы Тверской области, перед мостом, возведенным через реку.
Выводы о виновности директора ООО «Прогресс» ФИО1 в совершении данного правонарушения обоснованы тем, что территория дорожного знака находится в зоне ответственности ООО «Прогресс», к полномочиям которого относится, в том числе, обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Директор ООО «Прогресс» является ответственным, в том числе, за обеспечение достоверной информации, воспроизведенной на дорожных указателях и поддержание ее в актуальном состоянии. ФИО1 ненадлежащим образом исполнил возложенные на него обязанности, связанные с осуществлением руководства текущей деятельностью ООО «Прогресс», что повлекло нарушение предусмотренных федеральным законом правил употребления наименований географических объектов (л.д.153-159).
Однако, с такими выводами должностного лица согласиться нельзя.
Так, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", согласно которому, знаком дорожным является Устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов (пункт 3.2).
Информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения (пункт 5.7.1).
Знак6.11 "Наименование объекта" применяют для указания наименования объекта, за исключением населенного пункта, и устанавливают непосредственно перед объектом (пункт 5.7.1).
В силу пункта 10 статьи 3, пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения, к которым отнесены и дорожные знаки, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения.
Автомобильная дорога «ФИО4» завершена строительством в 1967 году, находится в собственности субъекта Российской Федерации Тверская область и оперативном управлении Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее - также ГКУ «Дирекция ТДФ»), о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 27-25); является автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения (л.д.39).
Из технического паспорта по состоянию на 01.01.1986 автомобильная дорога Калинин-Ржев проходит через р. Кержач (л.д.62-63).
Данная дорога принята ГКУ «Дирекция ТДФ» от Управления автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург 24.05.2000 года с искусственным сооружением - мост через р. Кержач (л.д.57-61).
Согласно проекту организации дорожного движения (далее также ПОДД), составленному ООО «ТрансИнжПроект», утвержденному 21.12.2015 ГКУ «Дирекция ТДФ», на 72 км автомобильной дороги «ФИО4» предусмотрен дорожный знак 6.11 «р.Кержач».
Государственный контракт на выполнение работ по содержанию, в том числе, автомобильной дороги «ФИО4» ГКУ «Дирекция ТДФ» заключен с ООО «Прогресс» 26.04.2018 за № 6/2018 на период с 01.05.2018 по 31.12.2018 (далее также - Государственный контракт).
По условиям Генерального контракта подрядчик ООО «Прогресс» принял на себя обязанность по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с требованиями, указанными в п.1.8 контракта (обеспечение безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями, обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным актам, обеспечение пропускной способности дорог, недопущение перерывов в движении по причине неудовлетворительного состоянии дорог), требованиями нормативных документов (приложение № 2 к контракту).
Из пункта 1.7 Государственного контракта следует, что в результате исполнения подрядчиком работ по содержанию автомобильных дорог должна быть обеспечена сохранность автомобильных дорог, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства и обстановки, обеспечение круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и др.
В приложении № 1 к Государственному контракту в перечне обслуживаемых участков автомобильных дорог указана дорога 28 ОП РЗ 28К-0576 Тверь- Ржев в Старицком районе, где на 71 км имеется мост через р.Кержач (л.д.102).
В приложении № 2 к Государственному контракту Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" в перечень нормативных документов не включен.
Из пояснений ФИО1 при рассмотрении жалобы судьей следует, что к исполнению работ по Государственному контракту ООО «Прогресс» приступило с 01.05.2018. На автодороге ФИО4 дорожный знак «р.Кержач» уже был установлен. В период деятельности по исполнению Государственного контракта в нормативных документах, которыми ООО «Прогресс» был обязан руководствоваться при исполнении своих обязательств, данный знак не изменялся, его актуальное состояние оставалось таким же.
Согласно Уставу ООО «Прогресс», видами деятельности данного Общества являются эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов, производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог (пункт 2.2).
Из пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 17 названого Федерального закона указывает на то, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
По информации, представленной ГКУ «Дирекция ТДФ», в настоящее время не представляется возможным установить, когда именно в период с 2006 по 2015 годы установлен дорожный знак 6.11 с наименованием объекта «р.Кержач». Сам факт искаженного наименования географического объекта не повлиял и не мог повлиять на обеспечение безопасности дорожного движения (л.д.46-49).
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако, из материалов дела не следует, что на руководителя подрядной организации ООО «Прогресс» ФИО1 были возложены обязанности по установлению правильности указания на дорожных знаках, установленных на автодороге в зоне ответственности ООО «Прогресс», наименований географических объектов и самостоятельной замене таких дорожных знаков вопреки имеющемуся в его распоряжении проекту организации дорожного движения и условиям государственного контракта, предметом которого является только содержание автомобильной дороги, то есть поддержание ее надлежащего технического состояния, оценка технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
Из сообщения Министерства транспорта Тверской области следует, что функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении автодороги ФИО4 наделено ГКУ «Дирекция ТДФ». В связи с выявленным несоответствием названия географического объекта на дорожных знаках 6.11, ГКУ «Дирекция ТДФ» даны указания подрядной организации ООО «Прогресс», осуществляющей содержание автодороги ФИО4, о замене в кратчайшие сроки дорожных знаков на «р.Каржач» (л.д.44-45).
Таким образом, замена дорожных знаков «р.Кержач» в связи с неправильным наименованием географического объекта была произведена ООО «Прогресс» не самостоятельно, а по указанию заказчика по генеральном подряду.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Однако, доказательств вины директора ООО «Прогресс» ФИО1 в ходе производства по настоящему делу представлено не было.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу директора ООО «Прогресс» ФИО1 удовлетворить.
Постановление от 28.11.2018 № 225/2018, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии по Тверской области, заместителем руководителя Управления Росреестра по Тверской области ФИО5, в отношении директора ООО «Прогресс» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Старицкий районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья