Дело №12-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» сентября 2019 года пос. Максатиха
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойко В.В.,
с участием:
помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровина В.А.,
ФИО1,
при секретаре судебного заседания Кирилловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда протест прокурора Максатихинского района Тверской области на постановление №069/04/7.32.5-55/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 18 июля 2019 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурором Ммаксатихинского района Тверской области принесён протест на постановление УФАС по Тверской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в отношении должностного лица – директора ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 18.07.2019 г..
Мотивирует тем, что 18.07.2019 г. УФАС по Тверской области вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В обоснование принятого решения в постановлении указано, что нарушение срока оплаты по контракту произошло не вследствие умышленных намеренных действий ФИО1, а явилось следствием смены в Учреждении главного бухгалтера, в связи с чем «передвинуть» деньги с одного счета КБК на другой своевременно не смогли. Считают вышеуказанное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 указанного Федерального закона, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Таким образом, у заказчика в любом случае, за исключением установленных действующим законодательством случаев, к каковым данная закупка не относится, имеется обязанность осуществить оплату за поставленный товар в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В соответствии с п. 5-7 ст. 3 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут должностные лица заказчиков, к которым в первую очередь отнесены государственные и муниципальные органы. Согласно ст. 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10.01.2018 года ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» с ООО «Водная стратегия» заключен контракт № 274/18 на поставку картриджа «ZF-20K» (далее – контракт № 274/18). Пунктом 4.6 указанного контракта закреплено, что оплата осуществляется заказчиком в течение 30 календарных дней с момента подписания Сторонами товарной накладной и предоставлением исполнителем счета. Товары по контракту № 274/18 в полном объёме поставлены 30.11.2018, и счет на их оплату получен ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» также 30.11.2018, их оплата в течение 30 календарных дней, то есть не позднее 30.12.2018 не произведена.
Ответственным за порядок и сроки оплаты товаров в ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» является директор ФИО1, назначенная на данную должность с 30.12.1997 г. приказом Максатихинского РОНО от 25.12.1997 г. №187.
На основании п. 2.20 должностной инструкции директора государственного образовательного учреждения, утвержденной 16.02.2009 г., директор учреждения осуществляет организацию финансово-хозяйственной и иной деятельности учреждения. Таким образом, директор ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 в рамках своих полномочий выступила от имени образовательного учреждения, как уполномоченное лицо по заключению контрактов, взяв тем самым на себя обязательство по надлежащему исполнению их условий, в том числе по соблюдению требований срока оплаты. Следовательно, должностное лицо, ответственное за неисполнение условий указанного контракта - директор ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 должна быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не обеспечила исполнение обязательств по сроку оплаты контрактов.
Доводы УФАС по Тверской области о том, что у ФИО1 имелись объективные причины неисполнения обязанности по своевременной оплате контракта – смена в Учреждении главного бухгалтера, полагаю несостоятельными, поскольку они не свидетельствует о принятии должностным лицом достаточных мер для исполнения обязательств по контракту и соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Само по себе недостаточное кадровое обеспечение не является основанием для освобождения лица от необходимости соблюдения законодательства и не влечет оснований для освобождения от административной ответственности.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом его характера и роли правонарушителя, в данном случае представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к императивным требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Действия директора образовательного учреждения нарушают единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет органов, обязанных соблюдать требования закона при закупках.
Просит суд постановление УФАС по Тверской области №069/04/7.32.5-55/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 от 18.07.2019 г., отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в УФАС по Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. доводы, изложенные в протесте, поддержал и просил суд протест удовлетворить.
В судебное заседание представитель УФАС по Тверской области не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, представив суду, отзыв на протест прокурора в котором просит в удовлетворении протеста прокурора отказать.
В судебном заседании ФИО1 возражений против протеста прокурора не высказала.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 30.10 части 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Постановлением руководителя УФАС по Тверской области №069/04/7.32.5-55/2019 от 18.07.2019 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 по статье 7.32.5 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, которая влечёт наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», определено, что исходя из части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Максатихинского района проверки соблюдения ГКОУ «Максатихинская школа-интернат» требований законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг выявлены нарушения заказчиком сроков оплаты товара по заключенному 10.01.2018 г. с ООО «Водная стратегия» (поставщик) по контракту №274/18 на поставку картриджей «ZF-20K».
В силу приведенных выше норм потерпевшим по делу об административном правонарушении является поставщик ООО «Водная стратегия», которое должно быть привлечено к участию в производстве по делу об административном правонарушении.
Должностным лицом УФАС при рассмотрении дела надлежало принять меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, и к обеспечению его явки.
Однако таких мер должностным лицом УФАС не принято, извещения общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Таким образом, должностным лицом УФАС не обеспечено право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении, чем нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 30. 7 части 1 пункта 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области №069/04/7.32.5-55/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 18 июля 2019 года в отношении должностного лица – директора Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Максатихинская школа-интернат» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.
Судья