Дело № 12-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Нюксенского районного суда Вологодской области Арсентьев Н.И.,
при секретаре Чуриной Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Газпром трансгаз Ухта» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 ноября 2018 года № 06-02-229/2018,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 13 ноября 2018 года № 06-02-229/2018, общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта»(далее-ООО«Газпром трансгаз Ухта») привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на постановление общество указывает, что сводным планом проверок субъектов предпринимательства, Управлением Росприроднадзора в июле 2018 года была запланирована выездная проверка объектов Нюксенского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» расположенных в Архангельской области. При составлении плана проверок Управлением не был учтен тот факт, что в период с 23 октября 2017 года по 20 ноября 2017 года Управлением уже проводилась проверка объектов Нюксенского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта", расположенных в Архангельской области, что нарушает установленные Правительством РФ сроки и периодичность проведения проверок и является основанием для признания результатов проверки недействительными. Ссылаясь на положения ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля», общество просило обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Нюксенского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» по доверенности ФИО1 жалобу по доводам заявления поддержал, просил удовлетворить. По существу указал, что дело об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении общества возбуждено незаконно и должно быть прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Нюксенского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» по доверенности ФИО2 жалобу по доводам заявления поддержала, просила удовлетворить. По существу указала, что проверенные объекты <данные изъяты> относятся к объектам второй категории. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, которые действуют с 15 апреля 2018 года, требования к форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 которые действуют с 14.09.2018 года, связи с чем программа и отчет за 2017 год были подготовлены с учетом действующих нормативных правовых актов.
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора) по Архангельской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве считал вынесенное в отношении общества постановление законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
ООО «Газпром трансгаз Ухта» привлечено к ответственности за несоответствие программы производственного экологического контроля и отчета об организации и результатах производственного контроля за 2017 год по объектам: <данные изъяты> требованиям Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74, несвоевременное предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, то есть несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Нарушения выразились в отсутствии в программе производственного экологического контроля по базе <данные изъяты> данных по показателю суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объему в целом, несоответствии представленного плана-графика контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) плану-графику контроля за соблюдением нормативов ПДВ утвержденных в проекте ПДВ. По источникам № 5,7,6001,6002,6003,6004, инструментальные замеры в 2017 году и 1 квартале 2018 года не проводились. В программе отсутствует информация по ответственным лицам.
В отчете по организации и результатах производственного контроля за 2017 год по базе <данные изъяты> данных по выбросам от конкретных источников не представлено, отсутствуют сведения о применяемых методиках расчетов, используемых формулах и коэффициентах. В отчете не указаны сведения о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции, о выполненных работах, о применяемом топливе, сырье и материалах. Отсутствует информация по источникам шума и результатам производственного контроля за физическим воздействием на атмосферный воздух.
Декларация по оплате за негативное воздействие на окружающую среду представлена на 6 дней позднее установленного срока.
По объекту база <данные изъяты> нарушения выразились в отсутствии в программе производственного экологического контроля данных по показателю суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объему в целом, пункт план-график контроля стационарных источников выбросов отсутствует. В программе отсутствуют сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, не представлена информация по ответственным лицам. В разделе 3 представленной программы отсутствует конкретная информация.
В отчете по организации и результатах производственного контроля за 2017 год по базе <данные изъяты> данных по выбросам от конкретных источников не представлено, отсутствуют сведения о применяемых методиках расчетов, используемых формулах и коэффициентах. В отчете не указаны сведения о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции, о выполненных работах, о применяемом топливе, сырье и материалах. Отсутствует информация по источникам шума и результатам производственного контроля за физическим воздействием на атмосферный воздух.
Обществом осуществляется эксплуатация источника загрязнения атмосферы(емкости для хранения бензина) не включенного в инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
По объекту <данные изъяты> нарушения выразились в отсутствии в программе производственного экологического контроля данных по показателю суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объему в целом, пункт план-график контроля стационарных источников выбросов отсутствует. В программе отсутствуют сведения по ответственным лицам. В разделе 3 представленной программы отсутствует информация по очистным сооружениям, эксплуатируемым на объекте.
В отчете по организации и результатах производственного контроля по объекту <данные изъяты> данных по выбросам от конкретных источников не представлено, отсутствуют сведения о применяемых методиках расчетов, используемых формулах и коэффициентах. В отчете не указаны сведения о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции, о выполненных работах, о применяемом топливе, сырье и материалах. Отсутствует информация по источникам шума и результатам производственного контроля за физическим воздействием на атмосферный воздух.
В отчетах по объектам представлены контролируемые мероприятия и их результаты, не позволяющие сделать выводы об обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(далее-Федерального закона) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 данного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно части 3 ст. 67 Федерального закона программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений(часть 6 ст. 67 Федерального закона).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в представленных программах производственного экологического контроля по объектам <данные изъяты> от 30 и 31 октября 2018 года, в отчетах по данным объектам, требования вышеуказанного Федерального закона не соблюдаются, что свидетельствует о наличии факта допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определен срок предоставления декларации не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что декларация за 2017 год предоставлена 16 марта 2018 года.
Не предоставив программы производственного экологического контроля по объектам <данные изъяты> и отчеты по данным объектам в соответствии с предъявленными к ним требованиями, предоставив декларацию по оплате за негативное воздействие на окружающую среду позднее установленного срока, ООО «Газпром трансгаз Ухта» допустило умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, являясь лицом, обязанным сообщать такую информацию.
Нарушение допущено ООО «Газпром трансгаз Ухта", в пользовании которого находятся вышеуказанные объекты, в связи с чем вывод должностного лица о наличии события и состава правонарушения является правильным.
Факт совершения Нюксенским ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ подтверждается протоколами об административном правонарушении 06-02-229/2018, 06-02-230/2018, 06-02-231/2018, рассмотрение которых объединено в одно производство, актом проверки от 27 июля 2018 года, иными материалами дела в их совокупности, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы представителя общества о незаконности проведения проверки были предметом судебного рассмотрения, по результатам которого решением Вельского районного суда Архангельской области от 20 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным распоряжения на проведение проверки было отказано. Из решения суда следует, что план проведения проверок на 2018 год был подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области с учетом риск-ориентированного подхода, был согласован с центральным аппаратом Росприроднадзора, прокуратурой Архангельской области, размещен на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Доводы представителя общества об отсутствии требований к содержанию программы производственного экологического контроля и форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, на момент их составления, суд признает противоречащими требованиям действующего законодательства. По всем проверенным объектам обществу вменяется в вину нарушение требований части 3 и 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые были приняты Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 22 статьи 1 которого, в части содержания части 3 и 6 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вступил в действие с 01 января 2015 года.
Иные, указанные в жалобе доводы, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, и основанием к отмене вынесенного постановления не являются.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, не имеется.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что постановление о назначении административного наказания следует оставить без изменения, а жалобу ООО «Газпром трансгаз Ухта» без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды № 06-02-229/2018 от 13 ноября 2018 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Н.И. Арсентьев