Дело № 12-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
пос. Ола 29 января 2019 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В.,
с участием:
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении главы муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2019 № 01.08/5980-18,
должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области ФИО3,
представителя административного органа Управления Россельхознадзора по Магаданской области - ФИО4, действующего на основании доверенности № 3 от 18.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области жалобу главы муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 на постановление № 07027/18 от 03.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области ФИО3 от 03.12.2018 № 7027/18 глава муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеназванное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая в обоснование, что субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ являются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, к которым муниципальное образование «Ольский городской округ» не относится. Кроме того, распоряжение государственными землями до их разграничения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ», а не администрация. Полагает, что у него не имелось возможности предотвратить захламление и загрязнение неустановленными лицами территории, на которой обнаружена несанкционированная свалка. Главой муниципального образования в надлежащем порядке организована деятельность администрации по выполнению возложенных на нее законодательством мер по охране окружающей среды, в доказательство чего административному органу были предоставлены соответствующие сведения и документы. В 20015 году были организованы мероприятия по полной очистке земельного участка с кадастровым номером 49:01:000001:422 и смежной территории. Предвидеть возможность загрязнения неустановленными лицами именно данного участка территории, принимая во внимание, что он не сформирован как самостоятельный объект недвижимости, при всей степени заботливости и осмотрительности, Глава не мог. Также считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Кодекса РФ об административных правонарушениях. Полагает, что акт административного обследования должен был являться лишь основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица, а не поводом для привлечения к административной ответственности. Кроме того, в ходе административного обследования были проведены исследования и измерение параметров почвы, что является самостоятельным мероприятием, на проведение которого требуется соответствующее задание руководителя органа государственного контроля. Обращает внимание, что отбор проб почвы проводился в рамках возбужденного дела об административном правонарушении № 07022/2018, что не может быть использовано в качестве доказательства, поскольку названное дело об административном правонарушении прекращено.
Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области ФИО3 и представитель административного органа ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласились, сославшись на доводы, изложенные в отзыве Управления на жалобу, из которого следует, что глава муниципального образования «Ольский городской округ» обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования несет ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий Администрацией, которая в силу требования Земельного кодекса РФ, Федерального закона от «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Устава муниципального образования «Ольский городской округ», обязана проводить мероприятия в сфере охраны окружающей среды в границах муниципального образования «Ольский городской округ», направленные в том числе на исключение образования несанкционированных свалок на территории муниципального образования, своевременное устранение последствий образования таких свалок, а также организовывать и проводить рейдовые мероприятия на территории муниципального образования в целях выявления и предотвращения появления мест несанкционированного размещения отходов. Полагает несостоятельным довод жалобы о том, что КУМИ администрации муниципального образования «Ольский городской округ» является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, поскольку в полномочия КУМИ не входит организация мероприятий по охране окружающей среды. Указывает на то, что у главы администрации имелась реальная возможность для принятия соответствующих мер по ликвидации несанкционированной свалки и наличие его вины в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела. Считает, что довод жалобы о невозможности составления протокола об административном правонарушении не тем лицом, которое непосредственно обнаружило правонарушение, т.е. в данном случае составило акт административного обследования, не основано на нормах законодательства. Также отмечает, что ссылка в жалобе на нарушение при производстве по делу об административном правонарушении требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является необоснованной, так как административное обследование земельного участка с кадастровым номером 49:01:000001:422 и смежной территории проводилось в соответствии с положениями ст.71.2 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений». В рамках административного обследования объекта земельных отношений, должностным лицом Управления произведено исследование состояния и способов использования объекта земельных отношений путем проведения анализа информации, полученной от Управления Росприроднадзора по Магаданской области, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, лабораторных испытаний почвенных образцов на показатели плодородия и химико-токсикологические показатели, информации, полученной из Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, а также иной имеющейся информации. При этом, факт прекращения производства по делу № 07022/18 в соответствии со ст.28.9 КоАП РФ, не свидетельствует о недействительности результатов лабораторных исследований почвенных проб на показатели плодородия, отобранных с земельного участка с кадастровым номером 49:01:000001:422, согласно протоколам испытаний от 30.10.2018 № 2157-2158. С учетом изложенных в отзыве на жалобу доводов, полагает, что постановление № 07026/18 от 03.12.2018 является законным и обоснованным.
Также в судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ФИО3 дополнила, что отборы почвенных проб проводились на основании определения от 16.10.2018, вынесенного в рамках административного расследования по делу № 07022/18. Полагает, что несоблюдение требований КоАП РФ при отборе проб, не влияет на доказанность выявленных нарушений, поскольку пробы были отобраны в соответствии с ГОСТ 28168-89 и ГОСТ 17.4.4.02-84, а исследования проб проведены компетентной организацией, имеющей лицензию на проведение такого рода испытаний. Не отрицая факта проведения испытаний после окончания административного расследования, пояснила, что исследование проводилось в рамках административного обследования объекта земельных отношений, что не противоречит требованиям ст.71.2 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 18.03.2015 № 251. Относительно доказательства принадлежности земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером 49:01:000001:422, к категории земель сельскохозяйственного назначения, пояснила, что таковыми являются сообщение Управления Росреестра по Магаданской области и ЧАО, согласно которому данный участок территориально расположен на землях бывшего совхоза-техникума Ольского района, а также сообщение Департамента лесного хозяйства о том, что этот участок не входит в состав земель лесного фонда. Кроме того, сам по себе тот факт, что участок, на котором расположена несанкционированная свалка, прилегает к участку, отнесенному, согласно выписки из ЕГРН, к землям сельскохозяйственного назначения, уже свидетельствует о его принадлежности к той же категории.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы, и вправе проверить дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По смыслу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из постановления о привлечении главы муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ следует, что в период с 17.10.2018 по 14.11.2018 на основании задания о проведении административного обследования объектов земельных отношений от 17.10.2018 № 13, путем исследования состояния и способов использования объекта земельных отношений, на основании информации, полученной в рамках административного расследования, возбужденного в ходе проверки поступившей информации от Управления Росприроднадзора по Магаданской области о размещении отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения а также документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, лабораторных испытаний почвенных образцов на показатели плодородия и химико-токсикологические показатели, информации полученной из Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области и другими методами проведено административное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 49:01:000001:422, расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, с. Гадля и прилегающих к нему с северо-запада земель.
14.11.2018, по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений, установлен факт размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения (акт административного обследования от 14.11.2018 № 13).
В ходе проверки информации, переданной Управлением Росприроднадзора по Магаданской области по подведомственности в Управление Россельхознадзора по Магаданской области о размещении отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на земельном участке с кадастровым номером 49:01:000001:422 (земли сельскохозяйственного назначения - отведены под полигон твердых бытовых отходов) и прилегающих к нему с северо-запада земель, расположенных по адресу: Магаданская часть, Ольский район, с. Гадля (территория бывшего совхоза-техникума «Магаданский»), установлено наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7. КоАП РФ.
По факту размещения отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Ольский городской округ» вынесено Определение № 07022/18 от 19.09.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
27.09.2018. в рамках административного расследования, в присутствии представителя администрации МО «Ольский городской округ» и двух понятых, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 49:01:000001:422 и прилегающих к нему с северо-запада земель, в ходе которого обнаружена свалка отходов производства и потребления, которая представляет собой железные банки, пластиковые бутылки, строительный мусор, обломки мебели и бытовой техники, шины.
Координаты мест размещения отходов: N59.67693 E151.31918, N59.67723 Е151.31927, N59.67765 Е151.31903. N59.67803 Е151.31912. N59.67819 Е151.31871, N59.67819 Е151.31931, N59.67796 Е151.32059, N59.67762 Е151.32077 N59.67725 Е151.31979. Площадь захламления 8371 кв.м. Средняя мощность (высота) твердых отходов производства и потребления, расположенных на земной поверхности составляет 40-50 см.
Доступ к месту захламления не затруднен. Территория не огорожена. Знаки, запрещающие выброс мусора, отсутствуют, что зафиксировано протоколом осмотра территории от 27.09.2018 № 07022/18.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 49:01:000001:422, площадью 700 кв.м, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под полигон твердых бытовых отходов.
По информации, полученной из КУМИ МО «Ольский городской округ», правообладатель земельного участка с кадастровым номером 49:01:000001:422, а также земельного участка прилегающего к нему с севера-запада, государственная собственность на который не разграничена, отсутствует.
Согласно сведениям государственного фонда данных Управления Росреестра по Магаданской области и ЧАО (письмо от 02.10.2018 № 05-003802), полученных в результате землеустройства, захламленный земельный участок территориально расположен на землях бывшего совхоза-техникума Ольского района, расположенных на межселенной территории в границах МО «Ольский городской округ».
Учитывая то, что в соответствии с диспозицией ч.2 ст.8.7. КоАП РФ, необходимо подтверждение (лабораторными исследованиями почвы, отобранной с захламленного земельного участка) того факта, что непроведение мероприятий по охране земель привело к ухудшению качественного состояния земель, 16.10.2018 Управлением направлено письмо в Магаданский филиал ФГБУ «Камчатская МВЛ» о привлечении специалистов для отбора почвенных проб на агрохимические и химико- токсикологические показатели.
Выезд для отбора почвенных проб с земельного участка, прилегающего с северо-западной стороны к участку с кадастровым номером 49:01:000001:422 состоялся 17.10.2018. Пробы почв отобраны специалистами Магаданского филиала ФГБУ «Камчатская МВЛ» в присутствии представителя администрации МО «Ольский городской округ». Акты отбора проб почвы от 17.10.2018 № № 49, 50.
Согласно результатам лабораторных исследований почвенных проб установлено наличие плодородного слоя, а также выявлено превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ - тяжелого металла цинка.
Постановлением от 17.10.2018 производство по делу № 07022/18 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7. КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» прекращено в соответствии со ст.28.9 КоАП РФ, в связи с выявлением недостатков в административном производстве. На основании задания о проведении административного обследования объектов земельных отношений от 17.10.2018 № 13, путем исследования состояния и способов использования объекта земельных отношений, на основании информации, полученной в рамках административного расследования, начато административное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 49:01:000001:422, расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, с. Гадля и прилегающих к нему с северо-запада земель.
По информации, запрошенной в рамках административного обследования в Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов по Магаданской области установлено, что земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала 49:01:000001, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 49:01:000001:422, расположенному по адресу: Магаданская область, Ольский район, 1300 м на север от с. Гадля, не входит в состав земель лесного фонда.
Ссылаясь на нормы ст.77, п.1 ст.5, ст.12, п.2 ст.13, ст.42 Земельного Кодекса РФ; ст.1, п.п.1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст.ст.3, 10, ч.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ГОСТ 26640-85, Устав муниципального образования «Ольский городской округ», административный орган делает вывод о том, что на администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» возложены полномочия по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Поскольку в полномочия главы муниципального образования «Ольский городской округ» входит осуществление общего руководства деятельностью администрации муниципального образования «Ольский городской округ», он несет ответственность за ненадлежащее осуществление администрацией своих полномочий.
С учетом вышеприведенных доказательств и требований законодательства административным органом установлено, что главой муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 на земельном участке сельскохозяйственного назначения, который прилегает с северо-запада к земельному участку с кадастровым номером 49:01:000001:422, расположенному по адресу: Магаданская область, Ольский район, с. Гадля, на площади 8371 кв.м, не организовано выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, в связи с чем ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Как следует из постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности, доказательствами совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ являются в числе прочего сведения, полученные в ходе проведения административного расследования по делу № 07022/18, возбужденному определением государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области П.Е.С. на основании информации, поступившей 17.09.2018 от Управления Росприроднадзора по Магаданской области о размещении отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно - протокол осмотра территории от 27.09.2018 № 07022/18 с приложениями схематических чертежей и фототаблицей; акты отбора проб почвы от 17.10.2018 № № 49, 50; протоколы испытаний № № 2157-2162 от 24.10.2018.
Статьей 28.7 КоАП РФ определен порядок проведения административного расследования, который предусматривает, что все процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическая квалификация и процессуальное оформление должны проводиться в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако проведенные в ходе административного расследования процессуальные действия не соответствуют указанным требованиям.
Так, 16.10.2018 должностным лицом, проводившим административное расследование, вынесено определение о применении меры обеспечения производства по делу и вызове лица для осмотра территории и отбора почвенных проб.
На основании данного определения 17.10.2018 в период с 10 часов 15 минут до 11 часов 00 минут специалистами Магаданского филиала ФГБУ «Камчатская МВЛ» в присутствии представителя администрации МО «Ольский городской округ» С.П.В. был произведен отбор почвенных проб с земельного участка, прилегающего с северо-западной стороны к участку с кадастровым номером 49:01:000001:422 и составлены акты отбора пробы почвы № 49 и № 50.
По результатам проведенных лабораторных испытаний проб были составлены протоколы испытаний №№ 2157, 2158 от 24.10.2018, №№ 2159, 2160, 2161, 2162 от 30.10.2018, из которых следует, что при исследовании образцов почвы на агрохимические показатели установлено наличие плодородного слоя; результаты лабораторных исследований почвенных проб на химико-токсикологические показатели выявили превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ - тяжелого металла - цинка.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован ст.26.5 КоАП РФ, в соответствии с которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений ст.27.10 КоАП РФ, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
По смыслу указанных норм установленный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что отбор проб почвы и отхода осуществлялся без соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участие понятых либо производство видеозаписи при совершении данного действия обеспечено не было, а по результатам отбора проб почв протокол в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ не составлялся.
Пробы почвы, отбор которых был произведен с нарушением установленной процедуры, являлись предметом последующего исследования и вывода об ухудшении качественного состояния земель на вышеназванном участке.
Данные исследования признаны доказательствами по настоящему делу и положены в основу выводов о виновности ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, тогда как соответствующие результаты, с учетом указанных выше нарушений, являются недопустимыми доказательствами по делу.
Доводы административного органа о том, что отбор проб почвы был произведен на основании ГОСТ 28168-89 и ГОСТ 17.4.4.02-84 сотрудниками специализированной лаборатории, имеющей аккредитацию, результаты лабораторных исследований данных проб использованы не в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, а в рамках административного обследования объекта земельных отношений, судом не принимаются, поскольку и отбор проб и лабораторные исследования проводились на основании определения, вынесенного при производстве по делу об административном правонарушении, на что указано как в актах отбора проб почвы, так и в протоколах испытаний.
Кроме того, в соответствии с приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должностные лица Россельхознадзора вправе осуществлять сбор образцов (проб) объектов окружающей среды лишь при проведении плановых и внеплановых проверок, однако в рассматриваемом случае ни плановая, ни внеплановая проверка не проводились, а отборы проб почвы произведены в рамках административного расследования.
Оценивая акт обследования объекта земельных отношений № 13 от 14.11.2018, судья приходит к следующему.
В соответствии с пп4 п.5 ст.71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Статьей 71.2 Земельного кодекса РФ установлено, что административное обследование объектов земельных отношений проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений утвержден постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251, из которого следует, что при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Аналогичные положения относительно порядка проведения административного обследования объектов земельных отношений закреплены в приказе Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Из вышеприведенных положений закона и подзаконных актов следует, что административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации, по документам, без взаимодействия с землепользователем и без выезда на место.
Задание на проведение административного обследования составляется должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов с учетом информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмические съемки, аэрофотосъемки), результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими способами (п.2 Приказа Минсельхоза России от 26.07.2017 № 363 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору административного обследования объектов земельных отношений и оформления результатов таких обследований»).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, одним из оснований для проведения административного обследования послужило письмо Управления Росприроднадзора по Магаданской области от 17.09.2018 № 03-02-25/3266 о выявленной свалке ТБО на землях сельскохозяйственного назначения, направленное в Управление Россельхознадзора по Магаданской области для рассмотрения и принятия решения, что свидетельствует о том, что административное обследование объекта земельных отношений проведено не путем систематического наблюдения, а в связи с поступившей информацией о наличии уже имеющегося нарушения, которое было зафиксировано соответствующим актом.
Вместе с тем, указанное письмо с приложением акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 12.09.2018, ранее послужило поводом для возбуждения должностным лицом Управления Россельхознадзора по Магаданской области дела об административном правонарушении, которое было прекращено на основании ст.28.9 КоАП РФ.
При этом в вышеназванном акте административного обследования, в ходе которого был проведен анализ сведений, полученных в ходе административного расследования, содержится вывод о наличии признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Таким образом, по сообщению Управления Росприроднадзора по Магаданской области от 17.09.2018 о нарушении природоохранного законодательства, на основании одних и тех же сведений, Управлением Россельхознадзора по Магаданской области принято два диаметрально противоположных решения - о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и о наличии признаков данного правонарушения.
Кроме того, как следует из задания на проведение административного обследования объектов земельных отношений от 17.10.2018, одним из должностных лиц, получивших данное задание, явился государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области П.Е.С., проводивший административное расследование и участвующий в осмотре вышеназванного земельного участка, отборе проб почвы 17.10.2018 и т.д., что противоречит Порядку проведения административного обследования, в соответствии с которым обследование проводится без выезда на место.
При таких обстоятельствах, судья полагает, что акт административного обследования объектов земельных отношений не является допустимым доказательством вины главы муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст.26.2 КоАП РФ).
В силу ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В ходе производства по данному делу установлено, что Управление Россельхознадзора, вынося обжалуемое постановление о назначении ФИО1 административного наказания, основывалось на актах отбора проб почвы от 17.10.2018; протоколах испытаний от 24.10.2018 и 30.10.2018; акте административного обследования от 14.11.2018 № 1, которые являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением требований закона, а также иных материалах дела об административном правонарушении, которые не позволяют сделать однозначный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, а именно в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, охране почв и предотвращению других процессов и иного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, а собранные по делу доказательства с достоверностью не свидетельствуют о наличии вины ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании, которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Поскольку судьей принято решение об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании, которых оно было вынесено, иные доводы жалобы обсуждению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Магаданской области ФИО3 от 03.12.2018 № 7027/18 о привлечении главы муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись О.В. Власенко