Дело № 12-1/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Олёкминск 30 января 2019 года
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Максимовой В.Н.
при секретаре судебного заседания Брагиной Т.М.
с участием помощника прокурора Олёкминского района РС (Я) ФИО1
заявителя ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) ФИО3 от 2 августа 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением № заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) (далее -УФАС по РС (Я)) ФИО3 от 2 августа 2018 года начальник отдела муниципальных закупок Администрации муниципального района «Олёкминский район» РС (Якутия) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО2 обратилась с жалобой об отмене данного постановления. В обоснование жалобы указала на то, что между Администрацией МР «Олёкминский район» и АО «Саханефтегазсбыт» 24 ноября 2017 года был заключен муниципальный контракт на поставку горюче-смазочного материала, цена контракта определена в <данные изъяты>. На основании данного контракта заказчиком – администрацией района были переведены поставщику – АО «Саханефтегазсбыт» денежные средства на сумму в размере <данные изъяты>. Согласно Порядку проведения муниципальных закупок документ об исполнении контракта должен быть размещать в Единой информационной системе (далее-ЕИС) только после его предоставления. Поскольку товарная накладная поступила на электронную почту отдела муниципальных закупок администрации района только 19 февраля 2018 года, информация была размещена в ЕИС 20 февраля 2018 года. Также указала на то, что несвоевременное размещение отчета об исполнении муниципального контракта от 24 ноября 2017 года на поставку горюче-смазочного материала не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло вреда обществу, не нарушило правила свободной конкуренции. Считает, что данное обстоятельство не учтено при вынесении должностным лицом УФАС по РС (Я) обжалуемого постановления. Потому просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании заявитель ФИО2 жалобу поддержала. Пояснила, что несвоевременное размещение отчета об исполнении контракта не повлекло существенного вреда общественным отношениям. Потому данное правонарушение может быть признано малозначительным. Также пояснила, что в настоящее время она в администрации района не работает, с октября 2018 года работает <данные изъяты>. Потому считает, что уплата штрафа в размере 15000 рублей для неё затруднительна. В случае невозможности применения ст.2.9 КоАП РФ, просит переквалифицировать её действия с ч.1.4. ст.7.30 КоАП РФ на ч.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Управление Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежаще, о причинах неявки суду не сообщило, об отложении рассмотрения жалобы не просило.
В соответствии с положениями п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, и с учетом мнения участника дела, суд находит возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителя УФАС по РС (Я).
Из возражения представителя заместителя УФАС по РС (Я) ФИО4, имеющегося в материалах дела, видно, что Администрацией МР «Олёкминский район» в 2017 году по муниципальному контракту № от 24.11.2017 года, заключенному с Акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» на поставку горюче-смазочных материалов, на основании товарной накладной № от 28.11.2017 года, согласно платежному поручению № от 30.11.2017 года заказчиком переведены денежные средства поставщику (подрядчику, исполнителю) в сумме <данные изъяты>. При этом отчет об исполнении вышеуказанного муниципального контракта размещен заказчиком в ЕИС только 20 февраля 2018 года, то есть позднее срока, предусмотренного п.п. «б» п.3 Положения о подготовке и размещении в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1093, согласно которому отчет размещается в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения. Применение в отношении ФИО5 положений ч.2.2 ст. 4.1. КоАП РФ, исходя из размера назначенного штрафа, считает невозможным. Применение положений ст.2.9 КоАП РФ с учетом объективной стороны правонарушения также считает невозможным. Просит оставить жалобу ФИО2 без удовлетворения, а постановление – без изменения.
Выслушав пояснения ФИО2, заключение прокурора, полагавшего, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1.4. ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела установлено, что по результатам проведения электронного аукциона 24 ноября 2017 года между Администрацией МР «Олёкминский район» и Акционерным обществом «Саханефтегазсбыт», заключен муниципальный контракт № на поставку горюче-смазочных материалов, цена контракта определена в <данные изъяты>. (л.д.31-40)
На основании данного контракта и товарной накладной № от 28 ноября 2017 года, заказчиком - Администрацией МР «Олёкминский район» переведены в АО «Саханефтегазсбыт» за поставку товара - бензина автомобильного Регуляр-92 (АИ-92-К5) в количестве 6000 литров денежные средства в сумме <данные изъяты>., что видно из платежного поручения № от 30 ноября 2017 года (л.д. 41 и 44).
Тем самым, условия муниципального контракта были исполнены заказчиком – Администрацией МР «Олёкминский район» 30 ноября 2017 года.
15 июня 2018 года по итогам проверки прокуратурой района Олёкминского района исполнения должностными лицами Администрации МР «Олёкминский район» требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении начальника отдела муниципальных закупок Администрации МР «Олёкминский район» ФИО2 прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ и дело передано для рассмотрения в УФАС по РС (Я). Основанием для возбуждения дела в отношении должностного лица ФИО2 явилось несвоевременное размещение отчета об исполнении муниципального контракта № в ЕИС в сфере закупок.
По результатам рассмотрения данного административного материала 2 августа 2018 года должностным лицом УФАС по РС (Я) вынесено в отношении заявителя ФИО2 обжалуемое постановление.
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Пунктом 9 ст.94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 26 июля 2017) предусмотрено, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4,5,23, 42,44, 45 или 52 ч.1 ст.93 настоящего ФЗ) отражаются заказчиком (ответственным специалистом) в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию :
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Тем самым, составление отчета об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения - в определенных случаях) и размещение его в ЕИС являются обязанностью заказчика согласно вышеуказанной норме Федерального закона № 44-ФЗ.
Порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок, содержащего информацию, предусмотренную ч.9 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, установлен Положением о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1093.
Согласно п.3 указанного Положения отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения размещается в течение 7 дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии-подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке
поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно отчету об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения - Администрацией МР «Олёкминский район» в ЕИС в сфере закупок в нарушение срока, установленного п.3 данного Положения, а именно отчет об исполнении муниципального контракта от 24 ноября 2017 года № размещен только 20 февраля 2018 года, несмотря на то, что оплата была произведена заказчиком 30 ноября 2017 года. Тем самым заказчиком нарушены требования ч.9 ст.94 Закона № 44-ФЗ.
Распоряжением главы муниципального района «Олёкминский район» ФИО6 от 30.12.2016 года № - специалист отдела муниципальных закупок администрации района ФИО2 переведена на должность начальника отдела муниципальных закупок администрации района с 1 января 2017 года (л.д. 47).
Согласно должностной инструкции главного специалиста по муниципальному заказу с функциями начальника отдела муниципальных закупок администрации МР «Олёкминский район», начальник отдела муниципальных закупок: контролирует выполнение муниципальных заказов отдела; осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности организаций- бюджетополучателей в сфере размещения заказов, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере заказов; организует подготовку и публикацию процедуры на определение поставщика (исполнителя, подрядчика) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд; разрабатывает и размещает и публикует определение поставщика (исполнителя и подрядчика) в установленном законом порядке в ЕИС (официальный сайт) информацию о проведении процедуры определения и их результатов; представляет необходимую информацию и отчеты в вышестоящие организации, ведет реестр муниципальных контрактов, заключенных по итогам закупок и т.д. (люд.48-49)
Следовательно, должностное лицо – начальник отдела муниципальных закупок администрации МР «Олёкминский район» ФИО2 нарушила требования Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку она несвоевременно разместила отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта.
Тем самым, вина начальника отдела муниципальных закупок Администрации муниципального района «Олёкминский район» ФИО2 в совершении данного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ установлена и доказана в полном объеме.
Действия должностного лица ФИО2 правильно квалифицированы по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Оснований для переквалификации действий ФИО2 на ч.1 ст.7.30 КоАП РФ исходя из диспозиции указанной части данной статьи, суд не усматривает.
Однако, судом установлено, что при вынесении постановления должностным лицом - заместителем руководителя УФАС по РС (Якутия) ФИО3 в отношении должностного лица ФИО2 и назначении ей наказания - не исследованы и не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства.
Как установлено судом, в материалах дела сведений о привлечении ФИО2 ранее к административной ответственности не имеется. На иждивении у неё находятся двое несовершеннолетних детей. Данные обстоятельства также были отражены прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Потому, суд признает в качестве смягчающих ответственность обстоятельства в отношении ФИО2: привлечение заявителя к административной ответственности впервые, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей.
Отягчающих ответственность обстоятельств суд не усматривает.
С учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания, необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Назначенное наказание ФИО2 по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей - суд считает законным и обоснованным, поскольку санкция статьи за данное правонарушение предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей. Тем самым, административный штраф в размере 15000 руб. для должностных лиц представляют собой единственную санкцию, которую можно применить при назначении наказания по данной статье. Потому оснований для назначения Кузьминой наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, не имеется.
Оснований для применения положений ч.2.2 ст. 4.1. КоАП РФ в отношении ФИО5 также не имеется.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, должное лицо или орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении – могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Необходимость принятия Федерального закона №44-ФЗ и других Положений и порядка по контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также его безусловное исполнение должностными лицами, на которых возложена эта обязанность - предусматривает повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также своевременное предоставление документов, информации и отчетов по указанным закупкам - что обеспечивает гласность и прозрачность таких закупок, предотвращает злоупотребления по государственным и муниципальным контрактам.
Таким образом, с учетом характера и степени совершенного правонарушения, связанного с бездействием по выполнению требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов, данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Постановление о назначении ФИО5 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, суд считает, что рассматриваемое постановление подлежит изменению в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление.
Основанием для изменения постановления, вынесенного должностным лицом заместителем руководителя УФАС по РС (Я) ФИО3, является не указание в постановлении - о признании смягчающих ответственность обстоятельств ФИО2
В остальной части постановление – подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы ФИО2 отказать.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Якутия) ФИО3 от 2 августа 2018 года в отношении должностного лица начальника отдела муниципальных закупок Администрации муниципального района «Олёкминский район» РС (Якутия) ФИО2 о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей – изменить.
В описательно-мотивировочной части постановления указать - При назначении наказания ФИО2 учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств – привлечение к административной ответственности впервые, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: п./п.
Копия верна
Судья Олёкминского районного
Суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова