ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/20 от 19.02.2020 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

с.Яр-Сале

Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре ФИО1, с участием

представителей ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» ФИО2, ФИО3 действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» (далее ООО НПП «СГТ»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

ООО НПП «СГТ», не соглашаясь с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся решение, считая его незаконным, а дело об административном правонарушении прекратить по следующим основаниям. Согласно ответа ООО «Инновационные технологии», месторождения, эксплуатируемые предприятием топливно-энергетического комплекса, не входят в границы зоны деятельности регионального оператора, в связи с чем передача твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональному оператору по обращению с ТКО на территории ЯНАО не представляется возможным. В настоящее время ООО НПП «СГТ» заключило договор с ООО «Инновационные технологии», но транспортировать ТКО с объекта Южно-Тамбейское ГКМ на полигоны регионального оператора невозможно из-за отсутствия дорожной сети. Транспортировка ТКО осуществляется на полигоны г. Архангельск, но между субъектами Российской Федерации - ЯНАО и Архангельская область соглашение не заключалось. Считают, что оказывая услуги по обращению с ТКО действуют в условиях крайней необходимости, так как фактически предотвращают наступление неблагоприятных последствий, в виде экологической загрязнённости местности. Кроме того, указывают, что работы по обезвреживанию отработанных масел на инсинератора серии «Hurikan» осуществляется согласно Заключения от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов «Инсенираторы серии <данные изъяты> и <данные изъяты> производства ООО «Эко-Спектрум, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея утверждено заключение. В связи с вышеизложенным просят постановление отменить, производство прекратить в виду наличия обстоятельств, предусмотренного п. 1, ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, либо применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначенный штраф заменить предупреждением. Кроме того, просили восстановить срок для обжалования постановления, указывая, что постановление ими получено ДД.ММ.ГГГГ по средствам электронной почты, жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд только ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания представители Общества ФИО2, ФИО3 подержали доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Росприроднадзора, извещен судом о времени и месте судебного заседания. Ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на жалобу просил постановление оставить без изменения жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей Общества, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, об административном правонарушении истребованные судом, прихожу к следующему.

Процессуальный срок на обжалование постановления Росприроднадзора по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ подлежит восстановлению в соответствии с ч.2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наказание на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного административного правонарушения в выражается в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Так, обжалуемым постановлением ООО НПП «СГТ» привлечено к административной ответственности за то, что Обществом осуществляется деятельность на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов, расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в то время как ООО НПП «СГТ» не является региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на территории Ямальского района. Осуществляют обезвреживание отработанных масел на инсинерагоре серии «», что является недопустимо, так как отработанное масло, подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует, что ООО НПП «СГТ» поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - Производственная площадка на территории Южно-Тамбейского ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, данный объект отнесен к объектам II категории согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, категория риска - высокая. Дата ввода объекта в эксплуатацию 2017-01-01.Свидетелсьтво о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-П, ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории автономного округа с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 лет.

Исходя из и. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) региональный оператор на территории субъекта Российской Федерации осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, отходами, отобранными ДД.ММ.ГГГГ на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП СГТ, расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО являются - 1) лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код по ФККО 4 61 010 01 20 5, отход 5-го класса опасности); отходы стекловолокна (код по ФККО 3 41 400 01 20 5, отход 5-го класса опасности); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4, отход 4-го класса опасности). Также указано, что отход, отобранный 17.09.20019 с вышеуказанной площадки Общества, может быть отнесен согласно ФККО к отходу - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 33 100 01 72 4.

Как следует из классификационного каталога отходов, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Таким образом, в рамках проведения проверки было установлено, что на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП «СГТ», расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, осуществляется обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в то время как ООО НПП «СГТ» не является региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на территории Ямальского района.

Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие транспортной схемы по вывозу ТКО региональным оператором с Южно-Тамбейского ГКМ не может быть принята судом, так как согласно действующему законодательству обращение с ТКО может осуществлять только региональный оператор самостоятельно, так и с помощью других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в пределах одного субъекта РФ (Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах").

Кроме того, исходя из перечня отходов, указанных в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности №(89) - 2833 - СТОУБ от ДД.ММ.ГГГГ, с которыми размешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами, Обществом может осуществляться, в том числе, обезвреживание различных видов отходов масел III-IV классов опасности.

В то же время, специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ «ТР . Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее - Технический регламент), который t в соответствии со ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического * регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ, является нормативным правовым актом прямого действия.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» включено в перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) согласно приложению 2 (далее - Порядок), утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 670.

Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция).

В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети / общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

Согласно п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется но маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.

ООО НПП «СГТ», на территории площадки по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ. <адрес>, Южно-Тамбейское ГКМ, <адрес>. Обществом осуществляется обезвреживание различных видов отходов масел III-IV классов опасности на установке высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов - инсинератор серии «».

Согласно Заключению от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов» «инсинераторы серии «» и «», инсинератор серии «» предназначен для термического обезвреживания (сжигания) отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Из вышеуказанного следует, что обезвреживание отработанных масел на инсинерагоре серии «» недопустимо, так как отработанное масло, подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии вины ООО НПП «СГТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Юридическому лицу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нахожу довод представителя Общества о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

В соответствии с ч. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из условий, при котором возможно применение административного наказания в виде предупреждения, является отсутствие причинения вреда или угрозы применения вреда.

В данном случае Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, связанной с обращением с отходами производства и потребления, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 и п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу представителя ООО научно-производственного предприятия «Союзгазтехнология», без удовлетворения.

Судья подпись О.В. Степанюк