РЕШЕНИЕ
с.Яр-Сале | |
Судья Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре ФИО1, с участием
представителей ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» ФИО2, ФИО3 действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор) ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО Научно-производственное предприятие «СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ» (далее ООО НПП «СГТ»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО НПП «СГТ», не соглашаясь с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся решение, считая его незаконным, а дело об административном правонарушении прекратить по следующим основаниям. Согласно ответа ООО «Инновационные технологии», месторождения, эксплуатируемые предприятием топливно-энергетического комплекса, не входят в границы зоны деятельности регионального оператора, в связи с чем передача твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональному оператору по обращению с ТКО на территории ЯНАО не представляется возможным. В настоящее время ООО НПП «СГТ» заключило договор с ООО «Инновационные технологии», но транспортировать ТКО с объекта Южно-Тамбейское ГКМ на полигоны регионального оператора невозможно из-за отсутствия дорожной сети. Транспортировка ТКО осуществляется на полигоны г. Архангельск, но между субъектами Российской Федерации - ЯНАО и Архангельская область соглашение не заключалось. Считают, что оказывая услуги по обращению с ТКО действуют в условиях крайней необходимости, так как фактически предотвращают наступление неблагоприятных последствий, в виде экологической загрязнённости местности. Кроме того, указывают, что работы по обезвреживанию отработанных масел на инсинератора серии «Hurikan» осуществляется согласно Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов «Инсенираторы серии <данные изъяты> и <данные изъяты> производства ООО «Эко-Спектрум, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея утверждено заключение. В связи с вышеизложенным просят постановление отменить, производство прекратить в виду наличия обстоятельств, предусмотренного п. 1, ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, либо применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначенный штраф заменить предупреждением. Кроме того, просили восстановить срок для обжалования постановления, указывая, что постановление ими получено ДД.ММ.ГГГГ по средствам электронной почты, жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд только ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания представители Общества ФИО2, ФИО3 подержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Росприроднадзора, извещен судом о времени и месте судебного заседания. Ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на жалобу просил постановление оставить без изменения жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей Общества, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, об административном правонарушении истребованные судом, прихожу к следующему.
Процессуальный срок на обжалование постановления Росприроднадзора по ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит восстановлению в соответствии с ч.2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наказание на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного административного правонарушения в выражается в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Так, обжалуемым постановлением ООО НПП «СГТ» привлечено к административной ответственности за то, что Обществом осуществляется деятельность на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов, расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в то время как ООО НПП «СГТ» не является региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на территории Ямальского района. Осуществляют обезвреживание отработанных масел на инсинерагоре серии «№», что является недопустимо, так как отработанное масло, подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что ООО НПП «СГТ» поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - Производственная площадка на территории Южно-Тамбейского ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, данный объект отнесен к объектам II категории согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, категория риска - высокая. Дата ввода объекта в эксплуатацию 2017-01-01.Свидетелсьтво о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-П, ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории автономного округа с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 лет.
Исходя из и. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) региональный оператор на территории субъекта Российской Федерации осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, отходами, отобранными ДД.ММ.ГГГГ на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП СГТ, расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО являются - 1) лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код по ФККО 4 61 010 01 20 5, отход 5-го класса опасности); отходы стекловолокна (код по ФККО 3 41 400 01 20 5, отход 5-го класса опасности); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4, отход 4-го класса опасности). Также указано, что отход, отобранный 17.09.20019 с вышеуказанной площадки Общества, может быть отнесен согласно ФККО к отходу - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 33 100 01 72 4.
Как следует из классификационного каталога отходов, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Таким образом, в рамках проведения проверки было установлено, что на площадке накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП «СГТ», расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, ЯНАО, осуществляется обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в то время как ООО НПП «СГТ» не является региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на территории Ямальского района.
Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие транспортной схемы по вывозу ТКО региональным оператором с Южно-Тамбейского ГКМ не может быть принята судом, так как согласно действующему законодательству обращение с ТКО может осуществлять только региональный оператор самостоятельно, так и с помощью других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в пределах одного субъекта РФ (Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах").
Кроме того, исходя из перечня отходов, указанных в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности №(89) - 2833 - СТОУБ от ДД.ММ.ГГГГ, с которыми размешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами, Обществом может осуществляться, в том числе, обезвреживание различных видов отходов масел III-IV классов опасности.
В то же время, специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ «ТР №. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее - Технический регламент), который t в соответствии со ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического * регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ, является нормативным правовым актом прямого действия.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» включено в перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) согласно приложению 2 (далее - Порядок), утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 670.
Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция).
В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети / общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Согласно п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется но маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.
ООО НПП «СГТ», на территории площадки по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ. <адрес>, Южно-Тамбейское ГКМ, <адрес>. Обществом осуществляется обезвреживание различных видов отходов масел III-IV классов опасности на установке высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов - инсинератор серии «№».
Согласно Заключению № от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов» «инсинераторы серии «№» и «№», инсинератор серии «№» предназначен для термического обезвреживания (сжигания) отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Из вышеуказанного следует, что обезвреживание отработанных масел на инсинерагоре серии «№» недопустимо, так как отработанное масло, подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии вины ООО НПП «СГТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Юридическому лицу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нахожу довод представителя Общества о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
В соответствии с ч. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из условий, при котором возможно применение административного наказания в виде предупреждения, является отсутствие причинения вреда или угрозы применения вреда.
В данном случае Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, связанной с обращением с отходами производства и потребления, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 и п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, жалобу представителя ООО научно-производственного предприятия «Союзгазтехнология», без удовлетворения.
Судья подпись О.В. Степанюк