ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/20 от 20.01.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

20 января 2020 года с. Началово

Судья Приволжского районного суда Астраханской области Мернов Н.В., с участием ст. помощника прокурора Мамцева М.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление зам. министра финансов Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

оспариваемым постановлением глава администрации МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В жалобе ФИО1 просит отменить постановление и прекратить производство в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, мотивируя тем, что не является исполнителем соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и МО «Приволжский район» Астраханской области в рамках своих должностных инструкций и полномочий главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области. Указанное соглашение было направлено в адрес МО «Приволжский район» Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ без сопроводительного письма, отражающего реальный срок его подготовки. В нарушение инструкции по делопроизводству Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханкой области регистрация соглашения произведена ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло формальное нарушение бюджетного законодательства со стороны МО «Приволжский район» Астраханской области.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, ранее жалобу просила удовлетворить, по доводам, изложенным в ней.

Старший помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Мамцев М.Н. возражал против удовлетворения жалобы, считая, что должностным лицом правильно установлены обстоятельства по делу и применён закон.

Выслушав участвующего в деле помощника прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьёй 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ).

На основании ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо пришло к выводу, что ФИО1, являясь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, соответственно, руководителем финансового органа, главным распорядителем или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферы, нарушила порядок и (или) условия предоставления (расходования) межбюджетных трансферов, а именно, п. 14 Порядка предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, утверждённого Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 369-П «О государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области», а также п. 4.3.4. Соглашения от 22.07.2019 № 04-01/63, заключенного между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и МО «Приволжский район» Астраханской области в рамках своих должностных инструкций и полномочий главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, в части не направления в срок до 10.08.2019 в министерство отчёта о расходовании бюджета МО «Приволжский район» Астраханской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия за июль 2019 года.

В силу п. 14 Порядка, муниципальные образования несут ответственность за соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, а также осуществляют контроль за своевременным и качественным выполнением мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.

Министерство в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обеспечивает соблюдение муниципальным образованием условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с абз. 2 подп. 4.3.4. п. 4.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, муниципалитет обязуется представлять в министерство (при предоставлении субсидии в соответствии с абз. 2 п. 2 Порядка) на бумажном носителе, ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, отчёт о расходах бюджета МО «Приволжский район», в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по форме согласно приложению № 4 к настоящему соглашению с приложением документов, подтверждающих расходование средств бюджета Астраханской области.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.

Они являются специальными субъектами бюджетных правоотношений, понятие которых раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

В оспариваемом постановлении должностным лицом не определено, каким специальным субъектом рассматриваемых бюджетных правоотношений, является администрация МО «Приволжский район» Астраханской области, т.е. финансовым органом, главным распорядителем, распорядителем или получателем бюджетных средств.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Вместе с тем, указанная норма предусматривает наступление ответственности при условии, что финансовому органу, главному распорядителю, распорядителю или получателю средств бюджета, были предоставлены межбюджетные трансферты.

В связи с этим администрации МО «Приволжский район» Астраханской области предложено представить сведения о том, когда ей были предоставлены соответствующие межбюджетные трансферты в рамках Соглашения от 22.07.2019 № 04-01/63.

Согласно письму администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от 10.01.2020 № 46, в рамках Соглашения от 22.07.2019 № 04-01/63 МО «Приволжский район» Астраханской области получило предельные объёмы финансирования в сумме 9776171,2 руб. 26.12.2019, что подтверждено расходным расписанием № 18287 от 26.12.2019, приложенным к данному письму.

Таким образом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении 01.10.2019, а также вынесения постановления о назначении административного наказания 23.10.2019, условие, предусмотренное диспозицией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ относительно факта предоставления межбюджетных трансфертов МО «Приволжский район» Астраханской области, лишь при наличии котором возможно констатировать, что финансовым органом, главным распорядителем, распорядителем или получателем средств бюджета допущено нарушение, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, отсутствовало.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление зам. министра финансов Астраханской области от 23.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление зам. министра финансов Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО1, отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ст. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

СУДЬЯ Мернов Н.В.