Дело №12-1/2020
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кыра 24 января 2020 года
Судья Кыринского районного суда Забайкальского края Курсинова М.И.
при секретаре Найдешкиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 12 ноября 2019 года должностное лицо – управляющий директор ООО «Любавинское» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В поданной в Кыринский районный суд жалобе ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания от 12.11.2019 отменить, мотивируя тем, что при рассмотрении административного дела должностным лицом не был учтен факт того, что заключения государственных экспертиз в отношении проектов геологоразведочных работ были получены от уполномоченных органов лишь в августе 2019 года, то есть после момента, когда соответствующие работы должны были быть начаты по графику, проведение геологоразведочных работ требует получения положительного заключения государственной экспертизы, работы фактически были начаты после получения положительного заключения экспертиз, недропользователь намерен выполнить до конца 2019 года весь объем работ, предусмотренный проектами геологоразведочных работ на 3 и 4 кварталы 2019 года, который отражен в календарном плане проведения геологоразведочных работ, согласно указанному плану весь объем буровых работ должен быть выполнен до конца 2021 года, а аналитические исследования и камеральные работы – до декабря 2023 года, то есть результат работ согласно проекту должен быть достигнут к концу 2023 года, после чего может быть предметом государственной экспертизы. Смещение квартальных объемов работ при соблюдении годовых объемов и полного объема работ по проекту не может создавать угрозы охраняемым законом общественным отношениям и служить основанием для привлечения к административной ответственности, поэтому учитывая тот факт, что были нарушены только промежуточные сроки и объемы выполнения работ, предусмотренных проектом на 2 квартал 2019 года, при этом у контролирующего органа в настоящий момент отсутствуют сведения о невыполнении недропользователем сроков работ за 2019 год или общего объема работ, то отсутствуют основания для вывода об угрозе нарушения условий проекта в целом, такие нарушения не влекут каких-либо негативных последствий в области охраны недр и не сопряжены с риском невнесения каких-либо платежей в бюджетную систему РФ, с учетом этого допущенные нарушения можно считать малозначительными. По второму пункту протокола по делу об административном правонарушении с доводами должностного лица он не согласен, поскольку из всей лицензионной площади (131,85 кв.км) работы по разведке производились только на участке Евграфовский (1,67 кв.км.) на основании утвержденного в 2010 году проекта на проведение разведки 2010-2012 гг., должностным лицом не приведено обоснование выводов о том, что ООО «Любавинское» должно было вносить регулярные платежи за пользование недрами исходя из ставки 8625 руб./км2 и площади используемого участка – 131,85км2 (площадь всего участка недр, предоставленного по лицензии №ЧИТ 02153 БЭ), нет ссылки на документ, подтверждающий что площадь участка недр, на котором имеются установленные и учтенные Государственным балансом запасы полезных ископаемых, составляет 131,85км2. По данным ООО «Любавинское» площадь участка недр на котором имеются, установленные и учтенные Государственным балансом запасы полезных ископаемых, составляет 1,67 км2, именно за такую площадь вносились регулярные платежи за пользование недрами по ставке 8625 руб./км2 (за разведку месторождений). Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю еще в 2014 году прямо указал на правильность производимого расчета регулярных платежей, которые недропользователь производил в проверяемый период, в отношении площади 130,18 кв.км. – по ставке, применяемой для целей поиска и оценки месторождений, в отношении площади 1,67 кв.км. – по ставке, применяемой для целей разведки месторождений. В пункте 3 постановления о назначении административного наказания указано о не проведении опережающего геологического изучения, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, и о не обеспечении достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, однако проектом разведки техногенных отвалов и хвостов горнорудных производств Любавинского рудного узла на 2016-2018гг предусмотрена заверка данных разведки и опробования хвостов ЗИФ методом переработки на обогатительной установке гравитационным способом до получения шлихтового концентрата, изъятие образцов отходов горнодобывающего производства в 2016 году было произведено с целью опробования техногенного объекта в рамках прошедшего экспертизу проекта геологоразведочных работ, ООО «Любавинское» не производило добычу полезных ископаемых, поэтому необходимость разработки и утверждения технического проекта или иной проектной документации отсутствовала. В лицензии на пользовании недрами №ЧИТ 02153 БЭ не содержится требований в части опережающего геологического изучения, условиями лицензии не установлены сроки подготовки проектов геологоразведочных работ, которые могли бы быть нарушены. Также опережающее геологическое изучение недр проводится на стадии освоения месторождений в процессе ведения горных работ для целей планирования добычных работ на последующие календарные периоды, составления планов развития горных работ и оперативного изменения запасов в случае их не подтверждения, поэтому требования о проведении опережающего геологического изучения недр не соответствуют текущей стадии геологического изучения Любавинского месторождения. Также в лицензии не содержатся и условия о ведении достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов. В постановлении нет указания, что данные нарушения являются также нарушением требований проекта или условия лицензии на пользовании недрами. Действия ООО «Любавинское» не должны квалифицироваться по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Кроме того, считает, что на момент вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности за нарушение абз.3 и 6 ст.23 Закона «О недрах» годичный срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ истек. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении данного эпизода.
Заявитель управляющий директор ООО «Любавинское» ФИО1 и его защитник Баранов А.Н. в судебном заседании поддержали требования жалобы, по изложенным в жалобе основаниям, уточнив требования, просили отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятии ФИО2 в судебном заседании возражала против жалобы, пояснив, что заявитель был привлечен к ответственности за пользование недрами в нарушение условий п.5.2, п.6.2.2, п.10 лицензионного соглашения, доводы заявителя считает некорректными.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п.8 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 03.10.2019, распоряжений Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 17.10.2019 и от 31.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Любавинское» по выполнению условий лицензии по пользованию недрами.
В ходе проверки установлено, что ООО «Любавинское» имеет лицензию на пользование недрами ЧИТ 02153 БЭ, зарегистрированную 15.10.2010, и в результате проверки выявлены нарушения условий пользования недрами, установленных лицензией, а именно:
- в нарушение п.5.2 лицензионного соглашения ЧИТ 02153 БЭ, п.10 ч.2 ст.22, ст.36.1 Закона РФ «О недрах» определенные утвержденными в установленном порядке проектами работ по разведке участка Евграфовскийи по разведке техногенных объектов виды и объемы разведочных работ в 2019 году (3 квартал) не выполнены;
- в нарушение п. 10 лицензионного соглашения ЧИТ 02153 БЭ, п.10 ч.2 ст.22, абзацы 3,6 ст.23.2 Закона РФ «О недрах» не выполнены требования по охране недр: опережающее геологическое изучение, обеспечивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых в отвалах золотых легкообогатимых не проведено, достоверный учет извлекаемых и оставляемых запасов не обеспечен;
- в нарушение п. 6.2.2 лицензионного соглашения ЧИТ 02153 БЭ, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки за площадь, на которой запасы установлены и учтены государственным балансом запасов – Любавинского месторождения и отвалов золотых легкообогатимых не исчислялись и не оплачивались.
Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующем привлечением должностного лица – управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 20000 рублей.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно п.10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
В силу ст. 23 Закона "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Исходя из статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 3 статьи 23 Закона Российской Федерации "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, с проведением опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно ст. 23.2 Закона РФ "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина должностного лица – управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 в пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных должностным лицом.
А именно, вина управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 5 ноября 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 5 ноября 2019 года, предписанием об устранении выявленных нарушений от 5 ноября 2019 года, приказом о приеме на работу ФИО1 на должность управляющего директора ООО «Любавинское» с 10.01.2017, лицензией ЧИТ 02153 БЭ и приложениями к ней, иными документами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, признаются допустимыми доказательствами, и обоснованно положены в основу обжалуемого постановления и не доверять сведениям, указанных в нем, оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Совокупность установленных должностным лицом – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Срок давности привлечения к административной ответственности по делу должностным лицом исчислен верно и не нарушен.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода действия лицензии на пользование недрами, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения управляющего директора ООО "Любавинское" ФИО1 к административной ответственности, выявлены в рамках проведенной проверки, которая была окончена составлением акта проверки от 5 ноября 2019 года.
Таким образом, поскольку на момент проведения проверки деятельность ООО " Любавинское " по геологическому изучению, разведки и добычи полезных ископаемых не была прекращена, а содержащееся в лицензии условие не было выполнено, срок давности привлечения виновного в этом должностного лица к административной ответственности обоснованно исчислен административным органом со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 5 ноября 2019 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по настоящему делу на дату вынесения оспариваемого постановления - 12 ноября 2019 года - не истек, поэтому доводы заявителя об истечении срока давности привлечения его к административной ответственности суд считает необоснованными.
Доводы заявителя о правильности уплаты регулярных платежей за пользование недрами суд признает несостоятельными.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.12.1992 N 2395-1 "О недрах" регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка.
При этом облагаемая площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на который запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода) установлены и учтены Государственным балансом запасов (абз. 3 п. 2 ст. 43абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона РФ "О недрах").
Таким образом, получение права пользования недрами и реализация соответствующих прав, удостоверенных в лицензии, законом связаны с необходимостью уплачивать разовые и регулярные платежи за пользование недрами.
Пунктами 6.2, 6.2.2. Приложения 1 к лицензии ЧИТ 02153 БЭ предусмотрена обязанность недропользователя по внесению регулярных платежей, в целях разведки полезных ископаемых за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов.
Заявителем суду не представлены достоверные доказательства, что Государственным балансом запасов установлены и учтены запасы соответствующего полезного ископаемого на меньшей площади - 1,67 кв.км., чем площадь лицензионного участка, в суд не представлен подтверждающий доводы заявителя Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Напротив, должностным лицом ФИО2 суду представлена выписка из Государственного баланса запасов полезных ископаемых, подтверждающая выводы, изложенные в обжалуемом постановление о назначении административное наказание и опровергающая доводы заявителя.
Неуплата регулярных платежей за пользование недрами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости разработки и утверждения проектной документации, отсутствие в лицензии условия о ведении достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов, суд также признает несостоятельными, поскольку в силу ст.23 Закона РФ «О недрах» проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых являются основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, пунктом 10 лицензии ЧИТ 02153 (приложение 1) предусмотрена обязанность недропользователя выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды.
Оснований для признания малозначительным нарушения п.5.2 лицензии, с учетом фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния, а также совокупности выявленных нарушений условий, предусмотренных лицензией, при пользовании недрами недропользователем, не имеется.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст.ст.23.22, 29.9, 29.10 КоАП РФ в сроки, определенные ст.4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и в минимальном размере. Оснований для назначения наказания ниже низшего предела не имеется.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу должностного лица ФИО1, не усматривается.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение вынесенного по настоящему делу постановления об административном правонарушении, не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба заявителя ФИО1 удовлетворению не подлежит, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 12 ноября 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 оставить без изменения, жалобу управляющего директора ООО «Любавинское» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья М.И. Курсинова