ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/20 от 30.09.2020 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Решение

30 сентября 2020 года г. Карачаевск, КЧР

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующей судьи Байрамкуловой М.К.,

при секретаре судебного заседания Кипкеевой А.У-Б.,

с участием представителя администрации Карачаевского муниципального района КЧР ФИО1 С-Х., участвующей в деле на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассматривая в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР жалобу Главы администрации Карачаевского муниципального района ФИО4 на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении -а ФИО4, как должностное лицо, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства РФ, законодательства о естественных монополиях РФ, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством РФ действий.

Не согласившись с указанным постановлением глава администрации Карачаевского муниципального района КЧР ФИО4 обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru администрацией Карачаевского муниципального района КЧР опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Заявки на участие в аукционе необходимо было представить до ДД.ММ.ГГГГ. Дата проведения аукциона - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (день недели - пятница) администрацией Карачаевского муниципального района КЧР в соответствии с п.24 ст.39.11 Земельного кодекса РФ принято решение об отмене аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков по пяти лотам, в том числе лот , лот , лот , лот , лот (постановление администрации Карачаевского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ). Извещение об отказе в проведении аукциона размещено администрацией на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ (день недели - понедельник). О принятом администрацией решении об отказе в проведении аукциона, участники аукциона были извещены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми квитанциями, внесенные участниками задатки возвращены им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявками на возврат от ДД.ММ.ГГГГ, 51, 52, 53, 54.

Данные действия администрации Карачаевского муниципального района КЧР полностью согласуются со статьями 191, 193, 448 ГК РФ, п.24 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения, организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки, при этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, а в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» поступила жалоба ФИО5 на нарушение администрацией сроков при отмене проведения аукциона. Жалоба ФИО5 рассмотрена управлением ДД.ММ.ГГГГ. Управление решило, что действия администрация по отмене аукциона в части сроков соответствуют п.24 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. Управление также пришло к выводу, что при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков» администрация совершила действия, направленные на ограничение конкуренции, а именно нарушила ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения жалобы ФИО5 Управление вынесло решение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- жалоба ФИО5 признана обоснованной (пункт 1);

- в действиях администрации Карачаевского муниципального района КЧР признано нарушение ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (пункт 2);

- решено выдать администрации Карачаевского муниципального района КЧР на основании п. 3.1. ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» обязательное для исполнения предписание об отмене постановления администрации Карачаевского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков» и возобновлении проведения аукциона по лотам , , , , (срок исполнения - не позднее ДД.ММ.ГГГГ);

- решено передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении.

На момент обращения заявителя с жалобой в суд, указанные решение и предписание Управления являются предметом рассмотрения Арбитражного суда КЧР.

Причиной, послужившей основанием для принятия постановления администрации Карачаевского муниципального района КЧР об отмене аукциона явился подпункт 17 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, регламентирующий необходимость принятия решения уполномоченным органом об отказе в проведении аукциона, в случае если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

В рассматриваемом случае в администрацию до дня объявления аукциона поступили заявления от физических лиц о предоставлении земельных участков, являющихся предметом спорного аукциона по лотам , , , , и решение об отказе в их предоставлении администрацией принято не было.

Указанные земельные участки ошибочно были выставлены на аукцион, ДД.ММ.ГГГГ после выявления руководителем ответственного структурного подразделения администрации данного факта, мною, в целях устранения нарушений действующего законодательства, и прав третьих лиц, незамедлительно было принято решение об отмене аукциона по указанным лотам. Решение об отказе в проведении аукциона было принято администрацией Карачаевского муниципального района в форме постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков».

Факт того, что администрация в преамбуле постановления от ДД.ММ.ГГГГ не указала какое именно обстоятельство, предусмотренное п.8 ст.39.11 ЗК РФ послужило основанием для отмены аукциона по отдельным лотам, не противоречит действующему земельному законодательству, поскольку п.24 ст. 39.11 ЗК РФ не содержит требований, возлагающих на уполномоченный орган обязанность по размещению на официальном сайте решения (извещения) об отказе в проведении аукциона с указанием сведений, перечисленных в п.8 ст.39.11 ЗК РФ и соответственно не является нарушением ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», устанавливающей исчерпывающий перечень действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

В решении антимонопольного органа, принятом по жалобе ФИО5, отсутствовали обоснованные доводы, свидетельствующие о наличии в постановлении администрации Карачаевского муниципального района КЧР об отмене спорного аукциона вышеперечисленных действий и признаков ограничения конкуренции. Кроме того, в случае исполнения администрацией Карачаевского муниципального района предписания Управления и принятия решения об отмене постановления администрации Карачаевского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков» и возобновлении проведения аукциона по лотам , , , , , такие действия администрации повлекли бы за собой нарушение прав третьих лиц, подавших в администрацию до дня объявления аукциона заявления о предоставлении указанных земельных участков в аренду.

При этом принятие постановления об отмене аукциона не повлекло за собой нарушение прав ФИО5

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у заявителя отсутствовал прямой умысел на совершение указанного административного правонарушения и его действия по неисполнению предписания, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера, вреда и тяжести наступивших последствий, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доказательств, свидетельствующих о причинении его действиями какого-либо вреда общественным отношениям в сфере антимонопольного законодательства в обжалуемом постановлении о назначении мне административного наказания, не содержится. В связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации Карачаевского муниципального района КЧР ФИО1 С-Х. поддержал доводы жалобы, просил признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ФИО4 по ч.2.6 ст. 19.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении -а, пояснив, что решением Арбитражного суда КЧР от 12.05.2020 по делу №А25-3275/2018 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону о защите конкуренции, Земельному кодексу РФ решение Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ решение, на основании которого вынесено обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, по телефонограмме просил о рассмотрении в его отсутствие.

Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав мнение представителя заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru администрацией Карачаевского муниципального района КЧР опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Заявки на участие в аукционе необходимо было представить до ДД.ММ.ГГГГ. Дата проведения аукциона - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (день недели - пятница) администрацией Карачаевского муниципального района КЧР в соответствии с п.24 ст.39.11 Земельного кодекса РФ принято решение об отмене аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков по пяти лотам, в том числе лот , лот , лот , лот , лот (постановление администрации Карачаевского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ). Извещение об отказе в проведении аукциона размещено администрацией на официальном сайте торгов в информационно-коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ (день недели - понедельник). О принятом администрацией решении об отказе в проведении аукциона, участники аукциона были извещены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовыми квитанциями, внесенные участниками задатки возвращены им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявками на возврат от ДД.ММ.ГГГГ, 51, 52, 53, 54.

Данные действия администрации Карачаевского муниципального района КЧР полностью согласуются со ст. 191, 193, 448 ГК РФ, п.24 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения, организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки, при этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, а в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» поступила жалоба ФИО5 на нарушение администрацией сроков при отмене проведения аукциона. Жалоба ФИО5 рассмотрена управлением ДД.ММ.ГГГГ. Управление решило, что действия администрация по отмене аукциона в части сроков соответствуют п.24 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. Управление также пришло к выводу, что при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков» администрация совершила действия, направленные на ограничение конкуренции, нарушила ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения жалобы ФИО5 Управление вынесло решение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:

- жалоба ФИО5 признана обоснованной (пункт 1);

- в действиях администрации Карачаевского муниципального района КЧР признано нарушение ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (пункт 2);

- решено выдать администрации Карачаевского муниципального района КЧР на основании п. 3.1. ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» обязательное для исполнения предписание об отмене постановления администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков» и возобновлении проведения аукциона по лотам , , , , (срок исполнения - не позднее ДД.ММ.ГГГГ);

- решено передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А25-3275/2018 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону о защите конкуренции, Земельному кодексу РФ решение Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ решение, на основании которого возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу вышеизложенного, судья считает, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ФИО4 по ч.2.6 ст. 19.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении -а необходимо отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях главы администрации Карачаевского муниципального района ФИО4 состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.5 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Жалобу Главы администрации Карачаевского муниципального района КЧР ФИО4 на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ФИО4 по ч.2.6 ст. 19.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении -а отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ФИО4 состава административного правонарушения прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующая: М.К. Байрамкулова

1версия для печатиДело № 12-1/2020 (12-4/2019;) (Решение)