ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2014 от 17.02.2014 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

  Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 "17" февраля 2014 года              ***

 Судья Ессентукского городского суда *** ***,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «***» *** на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу *** от *** о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

 установил:

 постановлением заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее МРУ Росфинмониторинга) *** от *** директор ООО «***» *** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в размере 10 000 рублей.

 Не соглашаясь с указанным постановлением, *** подал жалобу, в которой указал, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

            В обосновании своего постановления должностное лицо сослалось на составленный в отношении него протокол об административном правонарушении, выразившимся по мнению данного должностного лица в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществлению внутреннего контроля, что не повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 В обжалуемом постановлении указано «в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «***» осуществляет деятельность по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (основной вид деятельности - ОКВЭД 70.3. «Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом»).

 Далее должностное лицо делает на основании этого вывод «следовательно, ООО «***» в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.» Прежде чем перейти к отсутствию причинно-следственной связи между указанием кодов определенных кодов ОКВЭД и относимостью ООО «***» к организациям осуществляющим определенную деятельность указал, что согласно КоАП постановление об административном правонарушении должно содержать ссылки на определенные нормативные акты, при этом эти ссылки не должны создавать неопределенность их относимости к рассматриваемому делу и самой возможности их идентификации. В настоящее время действуют: Федеральный закон от *** N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.10.2013); Федеральный закон от *** N 115-ФЗ (ред. от 25.04.2012) "О концессионных соглашениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)№ Федеральный закон от *** N 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", и целый ряд других. При этом полного наименования, даты принятия и других обязательных реквизитов, позволяющих однозначно установить какой законодательный акт имеет в виду должностное лицо в обжалуемом постановлении не указано. Каким образом, лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения должна понять, в чем именно выразилось нарушение им закона из обжалуемого постановления установить можно только лишь путем предположения.

 Далее должностное лицо указывает в обжалуемом постановлении «проверкой установлено, что в проверяемом периоде ООО «***» не исполнялось законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, в части организации и осуществлению внутреннего контроля: в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

 При том, что обжалуемое постановление составлено с нарушением закона, указал что вышеуказанные утверждение сделанное должностным лицом в отношении ООО «***» противоречат закону и существу дела.

 В соответствии со ст.5. Федерального закона *** от *** «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (а именно этот закон вероятнее всего имеет в виду должностное лицо», в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Исходя из смысла данной статьи, а также буквального ее прочтения, к указанным в ней организациям относятся только те, кто фактически осуществляет данную деятельность, а не заявляет о ней или предполагает заниматься. Квалифицирующим признаком осуществления деятельности предусмотренной ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ от *** «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является оказание услуг определенного характера, а не намерение, планирование или предположение их оказать в будущем.

 Согласно Общероссийского классификатора экономической деятельности утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии N 454-ст Постановлением от *** ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с: классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

 Таким образом, хозяйствующие субъекты указывают коды ОКВЭД при регистрации и при осуществлении фактически осуществляемых видов деятельности

 Согласно пункту п) Приложения N 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц в состав сведений о юридическом лице, включаемых в запись единого государственного реестра юридических лиц включаются коды ОКВЭД. Указанное требование не конкретизирует, какие именно коды отражаются в ЕГРЮЛ, заявленные при регистрации или фактически осуществляемые хозяйствующим субъектом.

 При этом, содержащиеся в едином государственном реестре сведения о кодах экономической деятельности формируются при подаче заявления о регистрации юридического лица - Форма № Р11001 Лист И, утвержденной Приказом ФНС России от *** N ММВ-7-6/25@ и отражают информацию о кодах ОКВЭД заявляемых хозяйствующим субъектом при регистрации.

 Таким образом, действующая форма выписки ЕГРЮЛ, правила ведения ЕГРЮЛ не детализируют какие именно виды деятельности согласно ОКВЭД фактически осуществляются предприятием, а какие заявлены при регистрации, поскольку в правилах ведения ЕГРЮЛ не указано о таком признаке деятельности предприятия как фактически осуществляемые виды деятельности согласно ОКВЭД, а подаваемая при регистрации форма вносит только сведения о заявляемых (предполагаемых к осуществлению) видах деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «***» не вносило изменения в сведения о видах деятельности ОКВЭД заявленных при регистрации, в чем мог убедиться вынесший обжалуемое постановление орган. Таким образом, указанные ООО «***» коды ОКВЭД были заявлены при регистрации юридического лица, то есть являются сведениями о видах экономической деятельности заявленных при регистрации, то есть предполагаемых к осуществлению, а значит, не являются допустимым доказательством о том, что ООО «***» занималось деятельностью, по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Таким образом, у вынесшего обжалуемое постановление должностного лица отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности меня как директора ООО «***».

 В протоколе, обжалуемом постановлении об административном правонарушении не указано ни одного факта свидетельствующего, что с момента регистрации данная организация осуществляла деятельность по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, доказательств этого не представлено и не могла быть представлено.

 Согласно ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ от *** «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Им были предоставлены доказательства того, что ООО «***» занимается только предоставлением торговых мест (были предоставлены Договора предоставления торговых мест на универсальном розничном рынке), что не было принято во внимание. Законодатель четко обозначил круг лиц, подпадающих под действия вышеуказанного закона, однако с начала осуществления проверки данный факт не был принят во внимание.

 Заявляет, что деятельности по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества ООО «***» не осуществляло с момента регистрации, доходов в виде выручки или иного имущества по данной деятельности не получало, сделки с целью реализации данного вида деятельности не заключало. Просит отменить постановление о назначении административного наказания *** от *** в отношении него ***

 В судебном заседании защитник *** по доверенности *** доводы жалобы поддержал и просил отменить постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СКФО *** *** от *** года, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ООО "***"     операций с денежными средствами.

 Представитель МРУ Росфинмониторинга по СКФО ***, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, суду пояснила, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, был принят Федеральный Закон от ***г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ), который вступил в силу с ***. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

 Административная ответственность за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотрена ст. 15.27 КоАП и введена Федеральным законом от *** N 130-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

 На основании приказа МРУ Росфинмониторинга по СКФО «О проведении проверки» от *** № 61-н была проведена выездная проверка деятельности ООО «***» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 Проверкой установлено, что ООО «***» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно обязано исполнять требования Федерального закона от *** № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).

 По результатам проверки были составлены Акт проверки от *** *** и протокол от *** *** об административном правонарушении по части 1статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.11.2011№ 308-ФЗ) в отношении ООО «***».

 В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов дела МРУ Росфинмониторинга по СКФО вынесено постановление в отношении директора ООО «***» *** от *** *** о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

 Выявленное правонарушение заключается в том, что директором ООО «***» *** не было исполнено законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от *** № 308-ФЗ).

 Директор ООО «***» *** обратился в Ессентукский городской суд *** с заявлением об отмене постановления административного органа от *** *** о привлечении его к административной ответственности.

          Заявитель указывает, что Общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку фактически в Обществе деятельность по оказыванию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества не велась.

 Данный довод заявителя, по мнению МРУ Росфинмониторинга по СКФО основан на неправильном применении норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

 Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, заключается в неисполнении законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

 Для полноты состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена данной частью, конструктивным признаком, кроме неисполнения требований законодательства по организации и (или) осуществлению внутреннего контроля являются: отсутствие последствий в виде нарушений по представлению сведений об операциях, подлежащих контролю, в уполномоченный орган, а равно:наличие последствий в виде представления названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

 Обществом не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по организации и осуществлению внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих контролю.

 Квалификации по части 1 ст. 15.27 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) организации, характеризующиеся любым неисполнением законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, с учетом понятий, изложенных в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ, не находящиеся в прямой причинно-следственной связи с нарушением, выразившимся в части представлении сведений по операциям, подлежащим контролю. Вместе с тем, исходя из дефиниции указанной нормы ответственность за совершение данного правонарушения наступает за создание угрозы возможности наступления общественно опасных последствий.

 Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.

 Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Проверкой, проведенной МРУ Росфинмониторинга по СКФО, установлено следующее: согласно выписке из ЕГРЮЛ от *** №9534А/2013 среди видов деятельности заявлен основной вид деятельности 70.3- предоставление посреднических услуг связанных с недвижимым имуществом, дополнительный вид деятельности 70.31.1- предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, так же в п.3.2 Устава Общества, утвержденного решением единственного участника от 01.06.2012, содержится обобщающий вид деятельности ООО «***» как иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством, т.е. не запрещающий, в том числе и оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имуществ, таким образом, ООО «***», согласно учредительным документам, относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Государственная регистрация субъекта в качестве юридического лица не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие на себя соответствующих обязательств и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения определенной деятельности. Юридические и должностные лица перед началом осуществления деятельности обязаны изучить требования законодательства в установленной сфере деятельности для того, чтобы иметь возможность не только зарегистрировать общество, но и обеспечить исполнение обществом всех требований законодательства.

       В соответствии с пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от *** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о юридическом лице, в том числе о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).

 Указанный подпункт введен Федеральным законом от *** № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и вступил в силу с 01.01.2004.

 До указанной даты включение в данный перечень сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности юридического лица не производилось. При этом внесение сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявлений, представляемых заявителями в регистрирующий орган по установленным формам.

 Кроме того следует отметить, что данные законодательные акты не обязывают организации прописывать в уставных документах предметы деятельности в соответствии с формулировкой, приведенной в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

 Как видно из материалов дела, ООО «***» заявлено в регистрирующий орган в качестве основного вида деятельности - предоставление посреднических услуг связанных с недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.3), а также дополнительный вид деятельности - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества(ОКВЭД 70.31.12), что свидетельствует о прямом намерении осуществлять, оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Таким образом, единственным участником ООО «***» при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что одним из видов экономической деятельности Общества является предоставление посреднических услуг связанных с недвижимым имуществом, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 В соответствии со ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

 Кроме того, на данный факт указывает, в частности, норма ч.1 ст.49 ГК РФ, согласно которой «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».

 В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от *** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

 На момент рассмотрения дела информация о внесении изменений в ЕГРЮЛ о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности от ООО «***» не поступала.

 Из анализа Федерального закона от *** №115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», действовавшим до *** (далее - Положение, утвержденное Постановление Правительства № 28) и Постановления Правительства РФ от *** N 364 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства № 364), следует, что обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по постановке на учет, разработке и утверждению ПВК не ставятся в зависимость от фактического осуществления деятельности, предусмотренной ст. 5 Федерального закона. Для возникновения обязанностей достаточно намерения юридического лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять виды деятельности вытекают из положений учредительных документов.

 Оценка фактического осуществления обществом вышеуказанной деятельности влияет только на обязанность, поименованную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ, согласно которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом(Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от *** №А03-5108/2013).

 Обществу вменено нарушение пункта 2 статьи 7 Закона 115-ФЗ, выразившееся в несоответствии правил внутреннего контроля действующему законодательству РФ, не назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.

 Предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией соответствующей деятельности. Принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности. Правомерность указанных выше выводов подтверждается и судебной практикой. (Постановление Федерального арбитражного суда*** от *** №АЗЗ-17651/06-Ф02-4629/07, Решение Арбитражного суда *** от *** №А19-16570/10-57-5, Постановление Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от *** А56-71810/2012).

     Кроме того, Постановление ФАС СЗФО от *** по делу N А05-4385/2008 содержит указание на то, что из анализа буквального содержания пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ усматривается, что предусмотренные названными положениями законодательства обязанности по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связаны с фактическим осуществлением организацией (например) посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Указанный вывод, сделанный судами, представляется логичным, законным и обоснованным в связи со следующими обстоятельствами.

                  Федеральный закон №115-ФЗ имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическим преступлениям.

 Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по организации и осуществлению процедур внутреннего контроля.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

 В соответствии со ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

 Таким образом, Федеральным законом № 115-ФЗ прямо установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществить ряд мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

 Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя разработку правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в установленных целях.

 Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Кроме того, из анализа правового и буквального содержания указанных выше норм усматривается, что обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, а также по принятию внутренних организационных мер не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией деятельности. Законодатель обязывает организации, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, предпринимать меры по организации внутреннего контроля до начала фактического осуществления организацией деятельности.

 Указанное бездействие генерального директора ООО «***» *** находится в прямой причинно-следственной связи, поскольку постановка на учёт соответствующих юридических лиц означает нахождение общества в системе ПОД/ФТ и сигнализирует о наличии знаний в указанной сфере законодательства, что, безусловно, влияет на исполнение должным образом обязанностей, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.

 Как следует из материалов дела об административном правонарушении директор ООО «***» *** допустил длящееся противоправное бездействие, выраженное в отсутствии принятия мер по организации и осуществлению внутреннего контроля в течение длительного периода времени, то есть в Обществе не предприняты меры по созданию эффективной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы эффективно выявлять и направлять информацию по операциям, подлежащим контролю (обязательному и внутреннему).

 Это подтверждается Актом проверки от *** № 56, а именно: ООО «***» не состоит на учёте в Росфинмониторинге, мер по постановке на учёт не предпринимало; идентификация клиентов ООО «***» на предмет причастности их к экстремисткой деятельности не осуществляется, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, в работе не используется; правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на момент проведения проверки не соответствуют действующему законодательству; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «***», соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям, в проверяемом периоде отсутствует (..руководитель общества своим приказом назначает специальное должностное лицо…п.2.2. правил внутреннего контроля ООО «***» от 27.02.2012); идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не осуществляется; требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в ООО «***» в проверяемом периоде не исполнялись.

 С учетом изложенного, данное правонарушение в части организации и осуществления внутреннего контроля является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении *** установленной публично-правовой обязанности, а именно отсутствием мер, направленных на организацию и осуществление внутреннего контроля в Обществе, в связи, с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения- 13.11.2013

 Принимая во внимание, что в отсутствии постановки на учет в Росфинмониторинге, правил внутреннего контроля, специального должностного лица соответствующего квалификационным требованиям (Постановление Правительства РФ от *** №715), ответственного за их соблюдение, в Обществе отсутствует порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, критерии выявления и признаки необычных сделок, а также возможность выявления операций согласно п.2 ст.6 Федерального законаи последующего приостановления таких операций согласно п. 10 ст.7 Федерального закона, что приводит к отсутствию надлежащей организации и осуществлению системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствует о том, что *** директором ООО «***» в течение длительного периода времени не была исполнена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011№ 308-ФЗ)

 Изложенные выше доводы, указывают на отсутствие в Обществе организованной системы внутреннего контроля и отсутствия осуществления его программ.

 Административные правонарушения посягают на порядок государственного управления, в данном конкретном случае создают угрозу исполнения цели Федерального закона от *** №115-ФЗ защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма.

 Легализованные доходы, полученные преступным путем, обеспечивая финансовую подпитку организованной преступности, коррупции и терроризма, представляют серьезную угрозу для безопасности государства и мирового сообщества.

 Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствиях, а и в пренебрежительном отношении виновного лица к своим публично-правовым обязанностям в сфере противодействия легализации доходов. Государство, признавая правонарушения, совершаемые в сфере ПОД/ФТ общественно опасными, устанавливает правовые запреты на их совершение.

 Целью федерального закона №115-ФЗ являются превентивные меры, направленные на недопущение легализации доходов, а также на противодействие такого общественно опасного преступления как финансирование терроризма.

 Отсутствие вредных, негативных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.

 О высокой степени общественной опасности посягательств на интересы государства в области реализации единой государственной политики по ПОД/ФТ свидетельствует также значительный размер штрафа, более продолжительный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности, возможность проведения административного расследования.

 Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1ст.15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от *** № 308-ФЗ) состоит в конкретном действии (бездействии), которое является противоправным, а именно, нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,в частиорганизации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшеенепредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о сомнительных сделках.

 Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении Обществом требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, что и образует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ.

 На основании изложенного МРУ Росфинмониторинга по СКФО считает привлечение ***, директора ООО «***» к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от *** N 308-ФЗ) обоснованным, постановление от *** №19-04-23/5347о назначении административного наказания законным.

 Просила постановление МРУ Росфинмониторинга по СКФО о назначении административного наказания от 27.11.2013*** оставить без изменения, а жалобу ***, директора ООО «***» о признании незаконным и отмене постановления от *** *** без удовлетворения.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от *** государственная регистрация юридического лица ООО «***» при его создании проведена *** г., присвоен ОГРН <***>. Адрес (место нахождения) юридического лица: ***. Код по ОКВЭД-70.3 - предоставление посреднических услуг связанных с недвижимым имуществом.

 Решением единственного участника ООО «***» от *** на должность директора ООО «***» назначен ***

 В соответствии с ч. 3 Устава Общества с ограниченной ответственностью «***» в новой редакции № 3, Общество является коммерческой организацией, то есть основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Среди видов деятельности, осуществляемых ООО «***» заявлены такие виды как: прочее финансовое посредничество; предоставление различных видов услуг, а так же иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

 В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законодательства о противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшем непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 На основании приказа МРУ Росфинмониторинга по СКФО «О проведении проверки» от *** № 61-н проведена проверка деятельности ООО «***» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

 Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФявляются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.

 Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Проверкой, проведенной МРУ Росфинмониторинга по СКФО, установлено следующее: согласно выписке из ЕГРЮЛ от *** №9534А/2013 среди видов деятельности заявлен вид деятельности 70.3 - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, также в п.3.2 Устава Общества, утвержденного решением единственного участника от *** года, содержится обобщающий вид деятельности ООО «***» как иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, т.е. не запрещающий, в том числе и оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имуществ, таким образом, ООО «***», согласно учредительным документам, относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Проверкой также установлено, что ООО «***» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно обязано исполнять требования Федерального закона от *** № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 По результатам проверки составлен акт от *** *** и протокол от *** *** об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.11.2011№ 308-ФЗ) в отношении директора ООО «***» ***

 Согласно протоколу об административном правонарушении, в результате рассмотрения акта выездной проверки от *** *** установлено, что ООО «***» зарегистрировано *** и состоит на учете Межрайонной ИФНС России по *** (ОГРН <***>). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «***» осуществляет деятельность по предоставлению посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

 В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов дела МРУ Росфинмониторинга по СКФО вынесено постановление в отношении ***, генерального директора ООО «***» от *** *** о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

 В соответствии со ст. 5 Федерального закона от *** N 115-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Указанный абзац введен Федеральным законом от *** N 88-ФЗ.

 В силу ст.4 ФЗ от *** N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:организация и осуществление внутреннего контроля;обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

 Статьей 3 указанного ФЗ *** даны основные понятия, используемые в данном Федеральном законе:

 доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

 легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

 финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказаниефинансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

 операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

 уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с настоящим Федеральным законом;

 обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

 организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

 осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

 клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

 выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

 идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

 фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона.

 Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом установлены ст. 7 ФЗ № 115.

 Пунктом 9 ФЗ № 115-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе. Данное положение введено Федеральным законом от *** № 131-ФЗ.

 Полномочия по установлению порядка постановки на учет в уполномоченном органе таких организаций федеральный законодатель делегировал Правительству РФ. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от *** № 28, которым утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

 Таким образом, постановке на учет подлежат в том числе и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

 Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования данного Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

 Для постановки на учет организация представляет в Росфинмониторинг установленный перечень документов.

 Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет, организации предоставляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

 В связи с тем, что ООО "***" не встало на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствует возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, указанных в п. 2 ст.6 ФЗ N 115, приостановления данных операций в случаях, оговоренных ст.7 данного ФЗ.

 Таким образом, обязанности, указанные в ст.7 ФЗ №115, руководством ООО «***» не исполняются.

 Правила внутреннего контроля общества в проверяемом периоде не разработаны.

 Таким образом, общество осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля, согласованных с уполномоченным органом, в отсутствие порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных ФЗ №115, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, в отсутствие установленного порядка документального фиксирования и хранения необходимой информации, в нарушение требований, установленных ФЗ 115, что привело к отсутствию осуществления обязательных программ внутреннего контроля, таких как обучение сотрудников в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от *** N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:

 1. к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

 а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

 б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

 Предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией соответствующей деятельности. Принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.

 *** как генеральный директор ООО "***", не соответствует квалификационным требованиям, поскольку не имеет соответствующего образования и не проходил обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.

 Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

 Приказом Росфинмониторинга от *** *** «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утверждено по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам прилагаемое Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

 В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке) включаются следующие сотрудники в том числе: руководитель организации.

 В организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, включаются следующие сотрудники в том числе: руководитель организации.

 Обучение проводится в следующих формах:

 а) вводный инструктаж;

 б) дополнительный инструктаж;

 в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

 г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

 Решением единственного Участника общества с ограниченной ответственностью «***» от *** *** назначен на должность директора ООО «***» с *** года.

 Постановлением Правительства РФ от *** №и 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

 В ООО «***» разработаны и утверждены правила внутреннего контроля, при этом редакция Правил внутреннего контроля, утвержденная *** не приведена в соответствие с требованиями к правилам внутреннего контроля, утвержденными Постановлением Правительства РФ от *** № 667.

 Таким образом, в ООО «***» Правила внутреннего контроля в проверяемом периоде не разработаны. Следовательно, в течение длительного времени, ООО «***» осуществляло деятельность в отсутствие разработанных Правил внутреннего контроля, направленных на создание условий для надлежащего исполнения Обществом Федерального закона №115-ФЗ, то есть в отсутствие установленного порядка представления информации в уполномоченный орган, предусмотренного п. 7 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, установленных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, что свидетельствует о неисполнении Обществом норм Федерального закона № 115-ФЗ и привело к нарушениям в части осуществления обязательных программ внутреннего контроля, таких как обучение сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

 Должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «***» в проверяемом периоде не назначено.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «***» осуществляло свою деятельность в отсутствие специального должного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, что свидетельствует о не организации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма должным образом и отсутствии возможности реализации процедур внутреннего контроля, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и предоставления сведений о них в уполномоченный орган.

 Обществом и его директором не была исполнена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. ООО «***» не осуществлялась идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 Согласно справки, выданной бухгалтером ООО "***" ***, ООО «***» не осуществляло деятельности по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, доходов в виде выручки или иного имущества по данной деятельности не получало, сделки с целью реализации данного вида деятельности не заключало.

 Однако суд не может принять за основу указанный документ, поскольку он не согласуется с остальными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

 Из анализа Федерального закона от *** №115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы утверждено», действовавшего до *** и Постановления Правительства РФ от *** N 364 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации", следует, что обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами илиинымимуществом, по постановке научет, разработке и утверждению ПВК не ставятсявзависимость от фактического осуществления деятельности, предусмотренной ст.5 Федерального закона. Для возникновения обязанностей достаточно намерения юридического лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять виды деятельностивытекают из положений учредительных документов.

 Оценка фактического осуществления обществом вышеуказанной деятельности влияет только на обязанность, поименованную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ, согласно которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от *** №А03-5108/2013)

 Обществу вменено нарушение пункта 2 статьи 7 Закона 115-ФЗ, выразившееся в не разработке правил внутреннего контроля, не назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.

 Таким образом, действия директора ООО «***» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в связи с чем, доводы жалобы в части отсутствия в действиях *** состава данного административного правонарушения несостоятельны.

 Исследуя доказательства по делу при вынесении обжалуемого постановления о признании *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга верно пришел к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела.

 В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.

 Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 Данные требования закона при вынесении обжалуемого постановления от *** соблюдены.

 Доводы *** о том, что общество, находящееся под его руководством не относится к организациям, входящим в перечень организаций, указанных в ФЗ №115, а соответственно не относится к организациям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге несостоятельны, поскольку согласно учредительным документам, ООО «***» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом, так же данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии с которой основным видом деятельности Общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

 Согласно ст. 3 ФЗ *** операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, вменено в обязанность направлять в уполномоченный орган сведения об операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю, если у работников этих организаций на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (так называемые подозрительные операции или необычные сделки).

 В соответствии с ФЗ *** к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, Закон относит также организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Под данной формулировкой подразумеваются риелторские фирмы - профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья. К функциям риелторских организаций относятся подбор вариантов купли-продажи недвижимости для продавцов и покупателей, помощь в заключении сделок купли-продажи, организация продажи недвижимости по поручению других участников рынка недвижимости, участие в организации проведения торгов по реализации недвижимости, на которую обращено взыскание. Таким образом правовая помощь в заключении договоров с недвижимым имуществом является одним из видов деятельности организаций, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге.

 При таких обстоятельствах доводы *** об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются несостоятельными, не нашедшими подтверждения в ходе рассмотрения дела.

 Проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого постановления, поскольку в материалах дела существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих, соответственно, отмену постановления по делу, не имеется.

 Наказание назначено с учетом положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, характера совершенного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л :

 постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу от *** в отношении генерального директора ООО «***» ***, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу *** - без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в ***вой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

 Судья                                                                                                      ***