ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2014 от 22.01.2014 Хомутовского районного суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

«22» января 2014 года п. Хомутовка

Судья Хомутовского районного суда Курской области Чевычелова Т.А., рассмотрев жалобу Главы *** сельсовета *** района *** области ФИО1, ***,

на постановление мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года Глава *** сельсовета *** района *** области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 21).

ФИО1 обратился в Хомутовский районный суд Курской области с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года, считает указанное постановление мирового судьи незаконным и подлежащим отмене, поскольку Администрация *** сельсовета *** района *** области принимает все необходимые меры по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения. Просит прекратить производство по делу (л.д.23-24).

В судебном заседании Глава *** сельсовета *** района *** области ФИО1 вину в совершении правонарушения не признал, по основаниям, изложенным в жалобе. Пояснил, что все работники муниципального образования в количестве 11 человек обеспечены средствами индивидуальной защиты, из расчета не менее 105% от общей численности работников. В муниципальном образовании проводятся сходы граждан, на которых неработающее население обучается способам защиты от опасностей и действиям в этих ситуациях, что подтверждается протоколами схода граждан, также разработано положение о порядке обучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В муниципальном образовании имеется специально уполномоченный работник на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных обстоятельств – заместитель Главы *** сельсовета *** района *** области Н., который и является постоянно действующим органом управления на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Заместитель главы *** сельсовета *** района *** области, Глава *** сельсовета *** района *** области прошли обучение по линии ГО и ЧС в центре обучения ГО и ЧС в г. ***, что подтверждается удостоверениями. Орган повседневного управления создан при администрации *** района, его создании в муниципальном образовании не рекомендовано. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем, просит постановление мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года отменить, производство по делу прекратить.

Специалист - начальник отдела по делам ГО и ЧС Администрации *** района *** области И. в судебном заседании пояснил, что Главой *** сельсовета *** района *** области ФИО1 соблюдены все требования действующего законодательства по выполнению мероприятий и подготовке по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Работники муниципального образования обеспечены средствами индивидуальной защиты в необходимом объеме. Обучение неработающего населения способам защиты и действиям при чрезвычайных обстоятельствах природного или техногенного характера проводится на сходах граждан. В муниципальном образовании постоянно действующим органом управления на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных обстоятельств является специально уполномоченный работник - заместитель Главы *** сельсовета *** района *** области Н. Уполномоченные работники проходят обучение по линии ГО и ЧС в центре обучения ГО и ЧС в г. ***. Органы повседневного управления не рекомендовано создавать в муниципальных образованиях района, поскольку указанный орган создан в районе.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля - заместитель начальника отдела надзорной деятельности по *** и *** районам *** области Е. пояснил, что на момент проведения проверки установлено, что в органе местного самоуправления не создан запас (резерв) средств индивидуальной защиты (противогазов) для обеспечения работников администрации и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений из расчета не менее 105% от общей численности работников, не осуществляется обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не прошли обязательную подготовку в Учебно- методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям *** области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - глава администрации сельсовета, работник, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также не создан орган повседневного управления. Согласно представленных документов, органом местного самоуправления проводится должная работа по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Выслушав пояснения заявителя, специалиста, свидетеля, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Положениями ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Тогда как указанные требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, мировым судьей в полной мере соблюдены не были.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают на основании доказательств, то есть любых фактических данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных настоящим Кодексом, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, иных документах.

Протокол об административном правонарушении является доказательством и подлежит проверке и оценке при назначении административного наказания.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, с 01 ноября 2013 года по 27 ноября 2013 года на основании распоряжения начальника ОНД по *** и *** районам – главным государственным инспектором по *** и *** районам по пожарному надзору К. №*** от 25.10.2013 года, в отношении Администрации *** сельсовета *** района *** области проведена плановая выездная проверка по выполнению обязательных требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны (л.д. 1-2, 7-8).

Из материалов дела усматривается, что 27 ноября 2013 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности по *** и *** районам *** области Е., в отношении должностного лица – Главы *** сельсовета *** района *** области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №***, согласно которому 27 ноября 2013 года в 12 час. 30 мин. при проведении проверки требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено, что не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно выявлены следующие нарушения:

1.В органе местного самоуправления не создан запас (резерв) средств индивидуальной защиты (противогазов) для обеспечения работников администрации и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений из расчета не менее 105% от общей численности работников.

2. В органе местного самоуправления не осуществляется обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

3. При органе местного самоуправления не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. В органе местного самоуправления не прошли обязательную подготовку в Учебно- методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям *** области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - глава администрации сельсовета, работник, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям.

5. В рамках управления единой системы на муниципальном уровне не создан орган повседневного управления.

К выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ, мировой судья пришел на основании, в том числе, протокола об административном правонарушении, тогда как названное доказательство, бесспорно, не свидетельствуют о вине должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из пункта 1 протокола об административном правонарушении следует, что нарушены п. «д» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 2,7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года №1340, раздел 2 п.п.4,8, раздел 5 п.п. 21,23 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993, то есть в органе местного самоуправления не создан запас (резерв) средств индивидуальной защиты (противогазов) для обеспечения работников администрации и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений из расчета не менее 105% от общей численности работников.

Согласно справке Администрации *** сельсовета *** района *** области, численность работников администрации составляет 11 человек, из них: администрация -5 человек, работники Домов культуры -3 человека, работники библиотек -3 человека, тогда как в администрации имеется 12 средств индивидуальной защиты (противогазов), что составляет не менее 105% от общей численности работников (л.д. 65,66).

Судья принимает во внимание то обстоятельство, что противогазы не состоят на балансе администрации, однако, считает, что указанное обстоятельство не является существенным, поскольку средства индивидуальной защиты имеются в наличии и в необходимом количестве.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении (п.2) указано, что нарушены п. «а» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. «а» ст.3, п.п. «а,б» ст. 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547, а именно в органе местного самоуправления не осуществляется обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

В судебном заседании установлено, что на территории администрации *** сельсовета проводится надлежащая работа по подготовке и обучению населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводятся сходы граждан, что, по мнению суда, свидетельствует о том, что обучение проводится надлежащим образом, утверждено и разработано положение о порядке обучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 36-38,39-40,41-42, 57-58,59,62-64,67,68-69).

По мнению судьи, в вину ФИО1 незаконно вменено нарушение, указанное в п. 3 протокола об административном правонарушении, а именно то, что при органе местного самоуправления не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, чем нарушены п. «з» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.6,10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794.

Тогда как, в муниципальном образовании создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных обстоятельств – заместитель Главы *** сельсовета *** района *** области Н., а также разработано и утверждено Положение об указанном работнике (л.д. 75,76-77).

Согласно п. 4 протокола, в органе местного самоуправления не прошли обязательную подготовку в Учебно- методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям *** области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - глава администрации сельсовета, работник, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, чем нарушены ч. 1, п. «г,д,е» ч.2, ст. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547.

Однако, ФИО1 представлены копии удостоверений, согласно которым Глава *** сельсовета *** района *** области ФИО1, который также является председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных обстоятельств – заместитель Главы *** сельсовета *** района *** области Н. прошли обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по программам: «Главы местных администраций», «Руководители ОУ по ГОЧС МО» (л.д. 34,35).

В силу п. «д» ст. 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников- повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

В пункте 5 протокола об административном правонарушении указано, что в рамках управления единой системы на муниципальном уровне не создан орган повседневного управления, чем нарушены п.п.6,11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794.

Как указывалось ранее, в органе местного самоуправления утвержден постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, который также является органом повседневного управления, орган повседневного управления создан на уровне муниципального образования «*** район», в связи с чем, его создание на базе администраций сельсоветов не рекомендуется, в связи с отсутствием финансовых возможностей.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ, судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Существенное нарушение требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволило мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Тогда как при рассмотрении жалобы установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения, в связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п.2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года необходимо отменить, производство по делу в отношении Главы *** сельсовета *** района *** области ФИО1 по ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ прекратить по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Главы *** сельсовета *** района *** области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Хомутовского района Курской области от 02.12.2013 года – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка *** района *** области от 02.12.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Главы  *** сельсовета *** района *** области ФИО1 -   отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы *** сельсовета *** района *** области ФИО1  по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Т.А. Чевычелова