Дело № 12-1/ 2014
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
29 января 2014 года
Судья Аргаяшского районного суда Челябинской области
ФИО1, при секретаре Шамсутдиновой В.Г.;
с участием представителя юридического лица ФИО14 представителя ОНД <данные изъяты> России ФИО2,
рассмотрев жалобу законного представителя председателя правления СНТ «<данные изъяты>» ФИО5 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора ОНД <данные изъяты> России ФИО3 садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» за нарушение требований пожарной безопасности на территории и помещениях СНТ «<данные изъяты>»,расположенных по адресу <адрес>, в границах ЗАО «<данные изъяты>», поле <адрес> м признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1ст. 20.4 КоАП РФ, частью 4 ст.20.4 КОАП РФ с назначением соответственно наказаний в виде штрафа <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, с применением части 2 ст. 4.4 КоАП РФ наложено взыскание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.
От законного представителя СНТ «<данные изъяты>» ФИО5 поступила в суд жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, полагает, что постановление вынесено незаконно и подлежит отмене. В обоснование жалобы указал, что административный орган ограничился констатацией якобы выявленных нарушений. Вопрос о наличии вины юридического лица не рассматривался, доказательства вины не анализировались и не рассматривались. СНТ «<данные изъяты>» вменяется в вину, что его территория не обеспечена противопожарными водоемами или резервуарами, в то время как СНТ «<данные изъяты>» находится на берегу <данные изъяты> и буквально в 150 м от территории товарищества специально обустроены съезды для забора воды пожарными транспортными средствами. Товариществу вменяется в вину недостаточная ширина проезжей части некоторых улиц и недостаточный радиус закругления дорог в поворотах. Однако, никаких доказательств этого в материалах дела нет, кроме замеров инспектирующего лица, которые проводились с нарушениями. Административный орган не учел, что СНТ «<данные изъяты>» не является собственником земельных участков, на которых расположены улицы, проезды, дороги и повороты. Собственниками земельных участков является физическое лицо ФИО4 и администрация <данные изъяты>( дорога до д<адрес>). Кроме того, территория СНТ «<данные изъяты>» застроена в соответствии с Проектом организации и застройки территории СНТ «<данные изъяты> утвержденного администрацией <данные изъяты> с согласия административного органа, которое вынесло обжалуемое постановление. СНТ «<данные изъяты>» не является собственником земельных участков №№. Их собственниками являются физические лица. В соответствии с п.8.7 Устава товарищества нарушение требований проекта планировки и застройки товарищества является основанием для привлечения его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с законодательством. СНТ «<данные изъяты>» не является административным органом, которое может привлечь граждан к административной ответственности за нарушение правил застройки. В обжалуемом постановлении имеются противоречия. При определении нарушений, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 20.4 КОАП РФ (пункт 9) указано, что в СНТ не оборудованы пожарные посты. Однако, при перечислении нарушений, предусмотренных ч.4 ст.20.4 КОАП РФ указывается, что посты охраны № и № не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации. Административный орган не выяснил, кому принадлежат указанные посты охраны, кем и для чего они организованы, не придал значения тому обстоятельству, что все простроенные объекты на территории СНТ имеют автоматическую охранную и пожарную сигнализацию с передачей данных по каналам сотовой связи. Мобильной связью оснащены все охранники и строительные бригады, работающие на территории СНТ «<данные изъяты>».
Выслушав объяснения ФИО15 поддержавшего жалобу, ФИО2, не признавшего доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению, постановление от ДД.ММ.ГГГГ судья полагает необходимым изменить.
В соответствии с требованиями ст. 30.7 п.2 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов на объекте защиты на территории и помещениях СНТ «<данные изъяты>» по адресу:<адрес>, ЗАО «<данные изъяты>» поле 1 третьего севооборота, северо-западнее <адрес> на расстоянии 4850 м нарушены нормы и правил пожарной безопасности:
1.территория СНТ «<данные изъяты>» не обеспечена пожаротушением в виде противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью не менее 25 куб. м. СНиП 30-02-97* п.5.9*, Правила противопожарного режима в Российской Федерации п.16;
2.Хранение мотопомпы осуществляется не в специальном помещении ФЗ №184 ст. 46 СНиП 30-02-97* п.5.9*,
3.Мотопомпа хранится в помещении площадью менее 10 кв.м., выполненном из сгораемых материалов (цилиндрованные бревна) ФЗ № 184 ст. 46, СНиП 30-02-97* п.5.4*,
4.Ширина проезжей части улицы №№ менее 7 м, составляет 5 м ФЗ №184 ст. 46, СНиП 30-02-97* п.5.7*,
5.На улице №№(шириной проезда 5 м длина улицы 400 м) отсутствует разъездная площадка шириной 7 м ФЗ №184 ст. 46, СНиП 30-02-97* п.5.8,Минимальный радиус закругления края проезжей части пересечений улиц №5 и №1-3 и №2 -2,5 м в зигзаге(поротах)улицы №№- 2,5 м, на выезде с улицы №№ через ворота 2 КПП на автодорогу д. <адрес>-2,5 м(менее 6 м) ФЗ 184 ст. 46, СНиП 30-02-97* п.5.7*,
6.Расстояние застройки на территории СНТ «<данные изъяты>» до граничащих лесных массивов менее 15 м: на участках№№(8м) №№(5м), №№(5м), №№(4 м№ примыкают к лесу ФЗ №184 п.46, СНиП 30-02-97* п.4.7*,
7.На въездах на территорию отсутствует план пожарной защиты с расположением водоисточников ФЗ №184 ст. 46, СП 11-106-97 п.5.1,
8.В СНТ не оборудованы пожарные посты ФЗ №184 ст. 46, СП 11-106-97 п.5.5
9. Помещение поста охраны №1 СНТ не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией ФЗ №184 НПБ 110-03 п3 таб.1 п.9,
10. Не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации установленной в помещении поста охраны №2 СНТ. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 п.63
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении СНТ «<данные изъяты>» были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4 (№507), ч.4 ст.20.4 КОАП РФ(№508).
Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 КоАП РФ и частями 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность юридического лица СНТ «<данные изъяты> в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, представлением по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, объяснениями ФИО2 и другими материалами.
При рассмотрении административного дела законный представитель ФИО5 факт нарушений, указанных в протоколах об административном правонарушении признал.
В соответствии с п.16 Правил пожарного режима в Российской Федерации на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п.63 Правил пожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Согласно СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения
п.4.7* расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
п.5.4* предусмотрено: земельный участок, предоставленный садоводческому(дачному) объединению состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами(в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования. В минимально необходимом составе зданий, сооружений, площадок общего пользования предусмотрены здания и сооружения для хранения средств пожаротушения. Помещение для хранения переносной мотопомпы и противопожарного инвентаря должно иметь площадь не менее 10 кв.м. и несгораемые стены.
П.5.7* предусмотрено, что на территории садоводческого (дачного) объединения ширина проезжей части улиц принимается не менее 7 м, для проездов не менее 3,5 м, минимальный радиус закругления края проезжей части-6 м.
П.5.8* предусмотрено, что на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части.
П.5.9* предусмотрено: для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого(дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью при числе участков до 300- не менее 25 куб.м.
Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.
Согласно п.5.1 Свода правил по проектированию и строительству Разработка, согласование, утверждение и состав проектно- планировочной документации на застройку территории садоводческих объединений граждан СП 11-106-97 у въезда на территорию садоводческого объединения вывешивается схема расположения естественных и искусственных водоисточников, водонапорных башен.
П.5.5 вышеуказанного Свода правил предусмотрено, что на территории общего пользования садоводческого объединения оборудуются пожарные посты –щиты с набором противопожарного инвентаря(огнетушители, ведра, лопаты, и т.д.), бочки с водой, ящики с песком. Число постов устанавливается из расчета один пост на каждые 20 садовых участков
Согласно ч.ч. 1. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными Приложением к плану СНТ «<данные изъяты> выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что собственниками участков являются №№ФИО6; №№-ФИО7, №№-ФИО8, №№- ФИО9,№№-ФИО10, №№- ФИО11
Собственником земельных участков: улиц, проездов в СНТ «<данные изъяты> является ФИО12, что подтверждается выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровыми выписками о земельных участках, кадастровыми паспортами земельных участков, договорами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что индивидуальный предприниматель ФИО4 обязуется предоставить членам СНТ «<данные изъяты>», а также лицам, ведущим индивидуальное садоводство и заключившим договор с СНТ «<данные изъяты>» право проезда по дорогам на земельных участках с кадастровыми номерами №( в настоящее время № №); № ( в настоящее время номер №).
В соответствии со ст. 38 федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Поскольку СНТ «<данные изъяты>» не является собственником улиц и проездов, участков: №№ на которых застройки до граничащих лесных массивов расположены на расстоянии менее 15 м, вины СНТ «<данные изъяты>» в несоблюдении расстояний, ширины улицы №№, отсутствие разъездной площадки, недостаточный радиус закругления на перекрестках нет, следовательно, СНТ «<данные изъяты>» необоснованно признано виновным за эти нарушения( п.4,5,6,7 постановления).
В остальной части факты нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности СНТ «Заря» нашли подтверждение в судебном заседании.
Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности СНТ «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Частичное устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности после проведенной проверки, а именно установление резервуара для воды в ДД.ММ.ГГГГ года, оборудование поста охраны № пожарной сигнализацией ДД.ММ.ГГГГ года, заключение договора на монтаж пожарной сигнализации на постах охраны № и № СНТ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года,техническое обслуживание и ППР пожарной сигнализации, подтвержденные письмом от ДД.ММ.ГГГГ года, договором от ДД.ММ.ГГГГ года, не исключает ответственности виновного лица за совершение правонарушения, поскольку объективной стороной правонарушения является нарушение или невыполнение правил, норм и стандартов пожарной безопасности.
Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Выявленные нарушения имели место, и заявителем данный факт не оспаривается.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления не допущено.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности не представлено.
СНТ «Заря» назначено наказание с учетом смягчающего вину обстоятельства -совершение административного правонарушения впервые, отсутствием отягчающих вину обстоятельств, нормы ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ применены правильно.
Ошибочное указание полного наименования садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», сокращенное СНТ «<данные изъяты>»- садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты> основанием для отмены постановления не является. Административное дело было возбуждено в отношении СНТ «<данные изъяты>», и оно привлечено к ответственности.
В Уставе СНТ «<данные изъяты> ошибочно указано фактическое расположение земельного участка: в границах ЗАО «<данные изъяты>», так же указано местоположение в постановлении о наложении административного наказания. Правильное расположение : в границах ЗАО «<данные изъяты>», что подтверждается выписками из ЕГРП.
Руководствуясь ст.30.7 п.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» судья
Р Е Ш И Л А:
Жалобу законного представителя СНТ «<данные изъяты>» ФИО5 удовлетворить частично.
Постановление № заместителя главного государственного инспектора ОНД № по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ изменить, исключить нарушение СНТ «<данные изъяты>» следующих норм и правил:
п.4-ширина проезжей части улицы № менее 7 м, составляет 5 м
п.5-на улице №№шириной проезда 5 м длина улицы 400 м) отсутствует разъездная площадка шириной 7 м,
п.6-минимальный радиус закругления края проезжей части пересечений улиц № и № и № -2,5 м в зигзаге (поворотах) улицы № 2,5 м, на выезде с улицы № через ворота 2 КПП на автодорогу д. <адрес>2,5 м(менее 6 м),
п.7 расстояние застройки на территории СНТ «<данные изъяты> до граничащих лесных массивов менее 15 м: на участках№№(8м) №№(5м), №№(5м), №№(4 м)№ и № примыкают к лесу.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вручения решения путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Судья:
Копия верна, судья:
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу, судья: