Дело № 12-173/16
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2016 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Мальгиной В.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРТ» ФИО1
на постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности должностного лица – генерального директора ООО « ЭКОРТ» ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Ст. государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведена плановая выездная проверка юридического лица ООО «ЭКОРТ» по соблюдению требований РФ в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами.
По результатам проверки постановлением <данные изъяты> должностное лицо - генеральный директор ООО «ЭКОРТ» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «ЭКОРТ» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.
Считает постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- в постановлении указано нарушение- ООО «Экорт» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Но согласно представленному им расчету концентрации ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризационной установки <данные изъяты>, утвержденному Испытательным лабораторным центром НИИ медицины Российской Академии Медицинских Наук от ДД.ММ.ГГГГ, масса ртути, выбрасываемой в атмосферу значительно меньше предельно - допустимых выбросов.
Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие иа здоровье человека и окружающую среду. Предельно допустимый выброс - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Но в соответствии с представленным расчетом концентраций ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризациоиной установки «<данные изъяты>», выполненным Испытательным лабораторным центром НИИ медицины Российской Академии Медицинских Наук в ДД.ММ.ГГГГ, концентрация ртути, выбрасываемой в атмосфер) (от <данные изъяты>) значительном меньше предельно - допустимых выбросов.
Данный факз подтверждает отсутствие вредного воздействия на окружающую среду.
- в протоколе об административном правонарушении <данные изъяты> отсутствуют сведения о фактически оказанном ООО «Экорт» негативном воздействии на атмосферный воздух.
Объективным подтверждением этих сведений могут являться документальные данные:
-результаты анализов проб промышленных выбросов от организованных источников, осуществленных специализированной лабораторией;
-произведенные на основе действующих методик расчеты количества выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от неорганизованных источников выбросов предприятия;
-данные первичного учета и статистические сведения предприятия об осуществляемых выбросах;
-подготовленные предприятием расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.
В этих целях необходимо было произвести отборы проб промышленных выбросов от источников и их лабораторное исследование; составить акты, протоколы, которыми зафиксированы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, либо провести дополнительные проверочные мероприятия по факту установления показателей выброса вредных веществ, в соответствии с отраслевыми методиками, а также приобщить к материалам дела статистические и отчетные сведения об объемах загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу в результате деятельности предприятия и пр.
Документально подтвержденные факты выбросов загрязняющих веществ от конкретных объектов предприятия могут свидетельствовать о том, что эти объекты являются источниками выбросов загрязняющих веществ и требуют проведения их инвентаризации.
- не указан нормативный документ, которым разработан соответствующий порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также порядок проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
- не установлено, в чем конкретно выразилось противоправное виновное действие (бездействие) должностного лица ООО «Экорт»—- ФИО1, в чем конкретно выразились данные нарушения.
В расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленных ООО «Экорт» сведения о выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников отсутствуют.
Иные документы, содержащие сведения об оказании ООО «Экорт» негативного воздействия на окружающую среду, отсутствуют.
- п. 3 ст. 22 Закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. предусматривает проведение инвентаризации стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
- событие административного правонарушения в части не проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в рамках дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ не установлено.
Выявленные недостатки являются существенными и не могли быть восполнены при рассмотрении дела об административном правонарушении.
- письменные возражения на Протокол старший государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО2 в день рассмотрения дела отказалось принимать, вынесла Постановление без учета возражений, т.е. формально.
Жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 с г 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования. (Обобщение практики по вопросу применения норм о подведомственности арбитражному суду дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях за ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть жалобу по существу.
Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области <данные изъяты>) в судебное заседание не явилась. Представила письменный отзыв, в котором просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО « ЭКОРТ» без удовлетворения.
В целях выяснения всех обстоятельств дела, просила суд заслушать пояснения лиц, осуществлявших проверку ООО «ЭКОРТ»: старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО2; государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО12
Ст. государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ООО «ЭКОРТ» осуществляет деятельность по приему и переработке отходов I класса опасности - ламп ртутных, ртутно- кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства.
Обществом эксплуатируется термодемеркуризационная установка <данные изъяты>.
Нарушение в области охраны атмосферного воздуха - непроведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
По данному факту в отношении генерального директора ООО «ЭКОРТ» ФИО1 составлен протокол <данные изъяты> по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно которому генеральный директор ООО «ЭКОРТ» ФИО1 признал нарушения природоохранного законодательства и обязался их устранить, о чем имеется запись в протоколе об административном правонарушении.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении б/н от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ (определение получено лично).
Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось <данные изъяты> в присутствии должностного лица.
По результатам рассмотрения дела генеральный директор признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды по ст.8.1КоАП РФ- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.; вынесено постановление о назначении административного наказания <данные изъяты>, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Постановление получено генеральным директором ООО «ЭКОРТ» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ лично.
В жалобе указано, что юридическому лицу не требуется проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников при эксплуатации термодемеркуризационной: установки <данные изъяты>, поскольку на основании расчета концентрации ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризационной установки <данные изъяты> выполненного испытательным лабораторным центром НИИ медицины труда РАМН в ДД.ММ.ГГГГ концентрация ртути, выбрасываемой в атмосферу (от <данные изъяты> ) значительно меньше предельно допустимых выбросов.
Указанный расчет может лишь подтверждать, что ООО «ЭКОРТ» эксплуатирует установку <данные изъяты>- стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но не подтверждает тот факт, что установка <данные изъяты> в работе не превышает предельно допустимую концентрацию ртути, выбрасываемую в атмосферный воздух.
Согласно ст.22 Федерального закона от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него в порядке, определенном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов РФ и РФ в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха,
В соответствии с п. 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999г. 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п 5 п.п. 5.20. технических условий эксплуатации установки <данные изъяты>, утвержденных генеральным директором Фирмы «<данные изъяты>» (производитель установки <данные изъяты> ), к требованиям по охране окружающей среды относятся мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха ртутью и пылью стекла технологическими газами от установки после их очистки на выбросе в атмосферу, должны включать обязательное определение ПДВ ртути металлической с учетом суммарного выброса. В случае превышения ПДК ртути в атмосферном воздухе должна быть рассчитана и организована санитарно-защитная зона по согласованию с территориальными центрами Роспотребнадзора.
В жалобе указано на отсутствие сведений о фактическом оказании ООО «ЭКОРТ» негативного воздействия на атмосферный воздух, так как отсутствуют документальные данные: результаты анализов проб промышленных выбросов от организованных источников осуществленных специализированной лабораторией; расчеты количества выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от неорганизованных источников выбросов предприятия на основе действующих методик; данные первичного учета и статистические сведения предприятия об осуществляемых выбросах; подготовленные предприятием расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в результате деятельности предприятия.
Указанные условия могли быть исполнены ООО «ЭКОРТ» по результатам проведенной инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,
В рамках плановой выездной проверки ООО «ЭКОРТ» было предписано провести инструментальный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ООО «ЭКОРТ» отказалось оборудовать источники выбросов для проведения отбора проб выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предоставив справку от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой в период проведения проверки ООО «ЭКОРТ» не имеет возможности запустить установку <данные изъяты> для утилизации ртутных ламп в связи с отсутствием компонентов у поставщика, тем самым, исключив в рамках проверки проведение инструментального контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Факт обезвреживания отходов прием и переработку термодемеркуризационной установкой <данные изъяты> класса опасности - ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства подтверждается предоставленными ООО «ЭКОРТ» документаими:
лицензией <данные изъяты> на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I класса опасности,, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
договором с ООО «<данные изъяты> по оказанию услуг по обезвреживанию люминесцентных ламп <данные изъяты> дуговых ртутных ламп (<данные изъяты>,), приборов с ртутным исполнением, ртутьсодержащих отходов, а так же не кондиционной ртути от <данные изъяты>, что подтверждает вышеуказанный вид деятельности;
журналами за <данные изъяты> класса опасности и количестве обезвреженных ламп».
В жалобе указано, что в протоколе и в постановлении о назначении административного наказания не указан нормативный документ, которым разработан соответствующий порядок инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и их источников, а так же порядок производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 29.10. КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
дата и место рассмотрения дела;
сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
мотивированное решение по делу;
срок и порядок обжалования постановления.
Поэтому нормативный документ, которым разработан соответствующий порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также порядок производственного контроля за охраной атмосферного воздуха не обязателен для включения в протокол и постановление о назначении административного наказания.
Заявитель указывает, что контролирующим органом не установлено, в чем конкретно выразилось виновное действие (бездействие) должностного лица.
ФИО1 является должностным лицом - генеральным директором ООО «ЭКОРТ», на которого в силу Устава ООО «ЭКОРТ» от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа <данные изъяты> «О назначении генерального директора ООО «ЭКОРТ»,возложена ответственность за осуществление общего руководства юридическим лицом по охране окружающей среды.
Государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО13. дополнил, что ООО «ЭКОРТ» осуществляет деятельность по приему и переработке отходов I класса опасности - ламп ртутных, ртутно- кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства.
Обществом эксплуатируется термодемеркуризационная установка <данные изъяты>, которая является стационарным источником (согласно паспорту установки).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится юридическим лицом 1раз, ее документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Она проводится инструментальным и расчетным методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В данном случае необходимо было произвести инвентаризацию расчетным методом.
Инвентаризация проводится не позднее, чем через <данные изъяты> года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию термодемеркуризационной установки <данные изъяты>
Проведение инвентаризации предусмотрено ст.22, п.1ст.30 Федерального закона от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
На нарушение данных пунктов указано в протоколе и обжалуемом постановлении.
В рамках плановой выездной проверки ООО «ЭКОРТ» было предложено провести инструментальный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Но юридическое лицо отказалось оборудовать источники выбросов для проведения отбора проб выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставило справку от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в период проведения проверки ООО «ЭКОРТ» не имеет возможности запустить установку <данные изъяты> для утилизации ртутных ламп в связи с отсутствием компонентов у поставщика, тем самым, исключив в рамках проверки проведение инструментального контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Они в ходе проверки могли бы провести инструментальный контроль бесплатно.
У ООО « ЭКОРТ» нет разрешения на ввод в эксплуатацию стационарной установки.
Фактически установка эксплуатируется в течение <данные изъяты> лет, что подтверждается записями в Журнале записей о фактах обезвреживания отходов I класса опасности - ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства.
<данные изъяты>
Имеется лицензия <данные изъяты> на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I класса опасности,, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; договор с ООО «<данные изъяты> по оказанию услуг по обезвреживанию люминесцентных ламп <данные изъяты>, дуговых ртутных ламп (<данные изъяты> и т.п,), приборов с ртутным исполнением, ртутьсодержащих отходов, а так же не кондиционной ртути от <данные изъяты>, что подтверждает вышеуказанный вид деятельности.
Генеральный директор осуществляет организационно-распорядительные функции, является субъектом данного правонарушения.
Наличие расчета концентраций ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризациоиной установки <данные изъяты>», выполненного Испытательным лабораторным центром НИИ медицины Российской Академии Медицинских Наук в ДД.ММ.ГГГГ, о том, что концентрация ртути, выбрасываемой в атмосферу значительно меньше предельно - допустимых выбросов, свидетельствует лишь о том, какие качественные характеристики должны быть у установки. Но не подтверждает отсутствие вредного воздействия на окружающую среду.
Суд, выслушав государственных инспекторов Оренбургской области в области охраны окружающей среды, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ, правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ).
Согласно ч.1,2,3 ст.22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух производится инструментальным и расчетным методами. Порядок разработки и утверждения методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, производится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема, или массы выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных ( загрязняющих)веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами установки очистки газа.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
Как видно из материалов дела, установлено следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу; <адрес> на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в отношении: общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРТ» (ООО «ЭКОРТ» ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты> основным видом деятельности, которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является удаление и обработка твердых отходов.
ООО «ЭКОРТ» осуществляет деятельность по приему и переработке отходов <данные изъяты> класса опасности - ламп ртутных, ртутно- кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства по <адрес>
На первом участке производится прием и укладка в специальные контейнеры ртутных ламп для накопления и последующей переработки.
На втором участке расположена термодемеркуризационная установка <данные изъяты>),в процессе которой происходит разделение на компоненты ртутных ламп.
Сущность метода заключается в нагревании измельченных люминесцентных ламп в условиях глубокого вакуума с последующим вымораживанием испарившейся ртути в криогенной ловушке, охлаждаемой жидким азотом.
Принцип действия установки основан на сильной зависимости давления насыщенного пара ртути от температуры. Обрабатываемые лампы разрушаются в камере установки, нагреваются до температуры быстрого испарения ртути, а пары ртути откачиваются вакуумной системой через низкотемпературную ловушку (<данные изъяты> на поверхности которой происходит конденсация атомов ртути, стекающей в сборник виде жидкого металла после размораживания ловушки.
В соответствии с представленными журналами записей о фактах обезвреживания отходов 1 класса опасности, количество обезвреженных ламп за <данные изъяты>., за <данные изъяты>
Согласно представленному расчету концентраций ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризациоиной установки «<данные изъяты>», утвержденному руководителем Испытательного Центра НИИ медицины труда Российской Академии Медицинских Наук академиком ФИО3 от 24 декабря 1995 года, концентрация ртути, выбрасываемой в атмосферу (от <данные изъяты>) значительном меньше предельно - допустимых выбросов ( <данные изъяты>). Расчеты производились в соответствии с методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий <данные изъяты>
Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ, в период проведения проверки ООО « ЭКОРТ»не имеет возможности запустить установку <данные изъяты> для утилизации ртутных ламп в связи с отсутствием компонентов у поставщика.
В связи с указанным обстоятельством провести в рамках проверки инструментальный контроль выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного организованного источника, вентиляции производственного помещения установки <данные изъяты>, не представляется возможным.
Таким образом, контролирующим органом установлено, что ООО» ЭКОРТ» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Нарушены нормы ст.ст. 22,30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Указанное нарушение является административным правонарушением, предусмотренным статьей 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административную ответственность за данное правонарушение несет должностное лицо –генеральный директор ООО « ЭКОРТ» ФИО1, действующий на основании Устава ООО «ЭКОРТ» от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного Решением единственного участника ООО «ЭКОРТ», <данные изъяты> «О назначении генерального директора ООО «ЭКОРТ».
Таким образом, в действиях (бездействии) генерального директора ООО « ЭКОРТ» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что имеющимся расчетом концентраций ртути в атмосферном воздухе при выбросах от термодемеркуризациоиной установки «<данные изъяты>», выполненным Испытательным лабораторным центром НИИ медицины Российской Академии Медицинских Наук в ДД.ММ.ГГГГ, о значительно меньших предельно - допустимых выбросах, подтверждается факт отсутствия вредного воздействия от работы установки на окружающую среду, суд находит основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Довод заявителя на то обстоятельство, что в постановлении не указан нормативный документ, которым разработан соответствующий порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также порядок проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, не является основанием для отмены постановления, поскольку имеется ссылка на ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в которой определены необходимость и порядок проведения инвентаризации.
Заявитель также указывает, что контролирующим органом не установлено, в чем конкретно выразилось противоправное виновное действие (бездействие) должностного лица ООО «Экорт»—- ФИО1, в чем конкретно выразились данные нарушения.
Суд не соглашается с указанным доводом, поскольку нарушение указано- нарушение в форме бездействия- не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Суд приходит к выводу, что постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ, должностное лицо присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, в объяснениях указал, что с выявленными нарушениями согласен, в процессе работы они будут устранены.
Должностному лицу в ходе рассмотрении дела разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, разъяснена ст. 51 Конституции РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области <данные изъяты> в отношении директора ООО «ЭКОРТ»ФИО1 по ст.8.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Гук Н.А.