ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2016 от 19.01.2016 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-1/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

город Киров 19 января 2016 года

Судья Нововятского районного суда города Кирова Чучкалов Д.А.,

при секретарях Кузнецовой А.А., Стрельцовой М.И.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя ИП ФИО1 Г.

представителя Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» ФИО2,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (<данные изъяты>) на постановление Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 №200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», от 21.10.2015,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» от 21.10.2015 индивидуальный предприниматель ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области», подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 подала жалобу на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование указано, что она не является собственником, владельцем здания, поскольку с ней не заключен договор аренды помещения (субаренды) с регистрацией договора в регистрационной службе, согласия собственника на передачу помещения в аренду (субаренду) нет, правообладателем помещений магазина она не является, доказательства принадлежности именно ей земельного участка на праве собственности (ином вещном праве) отсутствуют, обязанность по установке урн и уборке территорий на неё не возложена, «Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании «город Киров» для общего пользования не опубликованы, требование, содержащееся в п.5.8.1 Правил относится к юридическим лицам. Обращает внимание суда на то, что имеются предпосылки к повторному привлечению её к административной ответственности, поскольку постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ она уже привлечена к ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 10000 рублей – за отсутствие в магазине вывески с указанием фирменного наименования организации, режима работы и её местонахождении. Указывает на отсутствие в постановлении конкретного пункта статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 №200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» вследствие чего отсутствуют состав и событие административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1 Г. жалобу поддержал. Полагает, что за нарушения правил благоустройства ответственность должен нести арендатор помещения.

Представитель Территориального управления Администрации МО «Город Киров» по Нововятскому району ФИО2 указывает, что факт торговли ФИО1 установлен в ходе проверки. Считает, что постановление Административной комиссии Нововятского района МО «Город Киров» законным, просит оставить его без изменения, а жалобу ИП ФИО1 без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов, 07.09.2015 в 16 час. 45 мин. ведущим специалистом отдела благоустройства территориального управления администрации города Кирова по Нововятскому району Р. проведен осмотр прилегающей территории к магазину, расположенному по адресу: <адрес>, и составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2015 о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь арендатором помещения (магазина) по указанному адресу, не приняла мер по приведению фасада здания в надлежащее состояние: на входе в магазин отсутствует вывеска с названием магазина, месте его нахождения и режиме работы; двери магазина не очищены от остатков объявлений; у входа в магазин нет урны; территория перед входом не прибрана, много окурков и другого мусора, в нарушение п.п. 3.2, 5.1, 5.8.1, 8.11 «Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров».

21.10.2015 административной комиссией Нововятского района муниципального образования «Город Киров» вынесено постановление о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей по ст.4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» за нарушение п.п. 3.2, 5.1, 5.8.1, 8.11 «Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27 августа 2008 года № 19/41.

Копия данного постановления получена заявителем 02.11.2015. Как указано в постановлении об административном правонарушении, 07.09.2015 в 16 час. 45 мин. индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь арендатором помещения (магазина) по адресу: <адрес>, не приняла меры по приведению фасада здания в надлежащее состояние: на входе в магазин отсутствует вывеска с названием магазина, месте его нахождения и режиме работы; двери магазина не очищены от остатков объявлений; у входа в магазин нет урны; территория перед входом не прибрана, много окурков и другого мусора, чем допустила нарушения п.п. 3.2, 5.1, 5.8.1, 8.11 «Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров».

Положениями ч.2 ст.8.2 Закона Кировской области от 04.12.2007 №200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» подтверждаются полномочия административных комиссий муниципальных образований на рассмотрение протоколов об административных правонарушениях по ст.4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области».

Статья 4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в нарушении физическими и юридическими лицами «Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров».

В соответствии с п.3.2 «Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27 августа 2008 года № 19/41 физические и юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечить содержание, своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими Правилами. Прилегающие территории содержатся на основании договора, заключенного с территориальными управлениями администрации города Кирова.

Согласно п.5.1 Правил собственники, владельцы зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по управлению и обслуживанию зданий, строений, сооружений, лица, в чьих интересах и (или) по чьему поручению осуществляется размещение (распространение) рекламных, информационных, агитационных материалов, лица, осуществляющие непосредственное нанесение надписей, размещение рекламных, информационных, агитационных материалов, обязаны удалять с фасадов, а также с поверхности зданий, строений, сооружений (в том числе с остановок общественного транспорта) надписи, рекламные, информационные и агитационные материалы, размещенные в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения. Удаление должно быть произведено в пятидневный срок с момента размещения (нанесения) материалов и надписей либо в течение суток с момента поступления письменной информации по данному поводу.

Ответственность за несоблюдение обязанности по удалению надписей, рекламных, информационных и агитационных материалов, за размещение надписей, рекламных, информационных и агитационных материалов в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения в местах, не отведенных органом местного самоуправления для данных целей, несут собственники, владельцы зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по управлению и обслуживанию зданий, строений, сооружений, лица, в чьих интересах и (или) по чьему поручению осуществляется размещение (распространение) рекламных, информационных, агитационных материалов, а также лица, осуществляющие непосредственное нанесение надписей, размещение (распространение) рекламных, информационных и агитационных материалов.

Собственники, владельцы зданий, строений и сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений обязаны своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и т.д.), заборов, ограждений, расположенных на закрепленной территории, а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели, памятные доски и т.п.

Согласно п.5.8.1 Правил вывеска предназначена для доведения до сведения потребителей информации на русском языке о наименовании изготовителя (исполнителя, продавца), месте его нахождения (адрес) и режиме его работы. Вывеска размещается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у главного входа в занимаемое им здание или помещение. Допускается размер вывески не более 0,40 м по горизонтали и 0,60 м по вертикали; высота букв и цифр надписей - не более 0,10 м.

Согласно п.8.1.1 Правил урны должны быть установлены в необходимом количестве на всех улицах, площадях, остановках транспорта общего пользования, у входов в административные и общественные здания, предприятия общественного питания, магазины, школы, поликлиники, в парках, скверах, на бульварах и др. на расстоянии 40 м на оживленных и 100 м на малолюдных улицах. Установка и ремонт урн осуществляются по мере необходимости организациями, на которые возложена уборка указанных территорий. Установка урн у входов в объекты, назначение которых связано с посещением их гражданами, осуществляется правообладателями этих объектов за свой счет. Правообладатели малых архитектурных форм обязаны содержать их в надлежащем санитарном состоянии и производить их своевременный ремонт.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

С учетом положений, предусмотренных ч.3 ст.26.1 и п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, должностное лицо обязано сделать вывод о наличии вины, если она установлена в постановлении по делу об административном правонарушении.

При этом установление вины как элемента состава любого административного правонарушения является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны все установленные при рассмотрении дела обстоятельства, в том числе время и место совершения правонарушения. По смыслу закона данные обстоятельства должны подтверждаться надлежащим образом оформленными и проверенными доказательствами.

В обжалуемом постановлении указано, что индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь арендатором помещения (магазина) по адресу: <адрес>, допустила нарушения п.п. 3.2, 5.1, 5.8.1, 8.11 «Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров». Однако, достаточных данных, подтверждающих указанные обстоятельства, в представленных материалах нет. Так, в представленных материалах отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что ФИО1 является арендатором помещения (магазина) по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель административной комиссии подтвердила, что договор аренды на указанное помещение заключен с Т., который во время проверки указал, что фактически деятельность в помещении осуществляет ФИО1

Однако, по мнению суда, то обстоятельство, что ИП ФИО1 осуществляла торговлю по указанному адресу и согласно выписке из ЕГРИП в качестве основного вида деятельности ИП ФИО1 значится <данные изъяты>, не свидетельствуют о безусловной вине ФИО1 во вмененном ей правонарушении.

Из объяснений свидетеля Т., данных сотрудникам полиции, следует, что арендатором помещения по адресу: <адрес> является он, а торговую деятельность осуществляет ИП ФИО1

Обстоятельства, изложенные в объяснительной свидетеля Т., равно как и доводы заявителя о том, что она не является правообладателем помещения (магазина), договор с ней не заключался должностным лицом не опровергнуты, у суда не имеется объективных оснований не доверять им.

Суд исходит из того, что ответственность за содержание имущества и прилегающей к нему территории должно нести лицо, которому имущество передано в пользование в установленном порядке, либо собственник такого имущества. Заявитель ФИО1 к таким лицам не относится. Из представленных документов следует, что помещение по адресу: <адрес> ФИО1 не передавалось.

Сам факт осуществления торговли в помещении от имени ИП ФИО1 не является достаточным основанием для представителей администрации полагать, что именно ФИО1, а не законный обладатель помещения, должна нести ответственность за нарушение правил внешнего благоустройства.

Отсутствие на здании вывески магазина само по себе образует состав административного правонарушения в области нарушения прав потребителей, за что предусмотрена ответственность Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Поскольку в силу положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд приходит к выводу о недоказанности вины ИП ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст.4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области». Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» от 21.10.2015 по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» от 21.10.2015 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по ст.4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» от 04.12.2007 № 200-ЗО и назначении ей административного наказания виде административного штрафа в размере 10000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.А. Чучкалов