ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2016 от 31.08.2016 Красноярского гарнизонного военного суда (Красноярский край)

№ 15-3/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

31 августа 2016 г. город Красноярск

Судья Красноярского гарнизонного военного суда Зачёсов Р.В., при секретаре судебного заседания Жукове С.С., с участием ФИО1, его защитников Старовойтова Ю.А. и Обухова Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от 28 августа 2015 г., вынесенное в его отношении заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае по ст.15.14 КоАП РФ,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания от 28 августа 2015 г., вынесенным заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ФИО2, должностное лицо – <данные изъяты>... ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Согласно данному постановлению, по государственному контракту от 22 октября 2014 г. на текущий ремонт системы отопления (узла учета теплоэнергии и теплоносителя), заключенному с ООО «...» в здании <данные изъяты> по адресу: <...> ... произведены работы по демонтажу существующего узла тепловой энергии и монтажу узла учета тепловой энергии на общую сумму ... рублей.

На основании акта о приемке выполненных работ от 28 ноября 2014 г. произведена оплата выполненных работ по замене узла учета тепловой энергии за счет средств ..., выделенных на проведение текущего ремонта помещений, то есть в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 01 июля 2013 года № 65н, за счет средств ... произведена оплата расходов по созданию объекта основных средств на указанную сумму предусмотренных ..., что в соответствии со ст.306.4 Бюджетного кодекса является нецелевым использованием бюджетных средств, в связи с чем, вышеназванное должностное лицо совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ.

В обоснование вынесенного постановления заместитель руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае указала, что ранее установленный узел (система) учета тепловой энергии (...) в ходе исполнения государственного контракта от 22 октября 2014 г. был демонтирован, в бухгалтерском учете списание приборов оформлено как ликвидация основных средств, а после произведенной реконструкции названного узла (системы) учета тепловой энергии, данный объект основного средства изменен на узел (систему) учета тепловой энергии (...), то есть фактически в соответствии с техническими условиями на реконструкцию узла учета тепловой энергии выданными ОАО «...» и проектом, разработанным ООО «...» согласованным с названной компанией произведена реконструкция узла учета тепловой энергии.

ФИО1 просит вышеназванное постановление о назначении административного наказания отменить.

В обоснование он указал, что в целях подержания зданий и сооружений в исправном техническом состоянии, специально созданной комиссией указанного Центра по итогам осмотра на предмет подготовки к зимнему периоду в 2013 и 2014 годах были включены рекомендации обслуживающей организации по замене приборов учета теплоэнергии в соответствующих актах и определены как текущий ремонт, в заявке на выделение годовых ассигнований на проведение текущего ремонта по статье ... указан пункт о ремонте системы отопления (замена приборов учета тепловой энергии и радиаторов отопления в здании Центра), составлена аукционная документация на проведение текущего ремонта системы отопления (замена приборов учета теплоэнергии) по целевой статье ... по результатам которого был заключен вышеназванный контракт.

Таким образом, планирование работ текущего ремонта по замене приборов учета теплоэнергии соответствовало требованиям строительных норм, при этом данный узел учета согласно нормативным актам в области строительства не является обособленным предметом основных средств, поскольку сам по себе без его монтажа и установки к системе отопления не предназначен для выполнения самостоятельных функций, а входит в состав оборудования здания и предназначен для использования по назначению, то есть узел учета не является основным средством и увеличение основных средств не произошло, а совершенные работы относятся к ремонтным, то есть с его стороны нецелевого использования бюджетных средств в данном случае не было.

ФИО1 и его защитники Старовойтов Ю.А. и Обухов Г.Г., требования первого поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.

Представители заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае и Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в ранее представленных возражениях и ранее данных объяснениях обжалуемое постановление просили оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения по основаниям, изложенным в постановлении о назначении административного наказания от 28 августа 2015 г.

Выслушав объяснения ФИО1 и его защитников, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с актами общего осмотра здания от 28 мая 2013 г. и от 26 мая 2014 г. комиссией <данные изъяты> на текущий ремонт запланирована замена приборов учета теплоэнергии.

Согласно заявкам начальника <данные изъяты> на выделение годовых ассигнований на проведение текущего ремонта зданий, строений и сооружений для <данные изъяты> от 11 декабря 2013 г. и от 14 января 2014 г. по статье ... «услуги по содержанию имущества» запланирован ремонт системы отопления (замена приборов учета тепловой энергии и радиаторов отопления в здании Центра).

Из указаний начальника <данные изъяты> от 28 февраля 2014 г. и 23 июля того же года ответа ВрИО начальника <данные изъяты> от 07.07.2016 г. № ..., сообщения финансово-планового управления ФСО России от 07.07.2015 г. № ... и выписки из распределения бюджетных ассигнований усматривается, что <данные изъяты> на основании заявок выделены бюджетные ассигнования для выполнения первоочередных задач по капитальному и текущему ремонту, на подготовку объектов к осенне-зимнему периоду 2014-2015 г.г., в том числе на текущий ремонт системы отопления с планируемым сроком проведения работ - 3-4 квартал – в размере ... рублей.

При этом из данных документов усматривается, что ранее запрошенные денежные средства на текущий ремонт системы отопления в размере ... рублей были уменьшены до указанной выше суммы.

На основании локального сметного расчета и государственного контракта от 22 октября 2014 г., заключенного между <данные изъяты> (Заказчик) и ООО «...» (Подрядчик) в соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронное форме от 07 октября 2014 г., Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в соответствии с утвержденной локальной сметой текущий ремонт системы отопления (узла учета теплоэнергии и теплоносителя) в здании Центра.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 28 ноября 2014 г., запланированные работы по текущему ремонту системы отопления (узла учета теплоэнергии), в том числе по демонтажу старых и установке новых приборов учета теплоэнергии Подрядчиком были выполнены, а Заказчиком приняты.

Из проекта узла учета тепловой энергии ...) согласованного 28 ноября 2014 г. с ОАО «...» усматривается, что назначение данного узла, установленного в тепловом пункте – измерение параметров теплоносителя в системах теплопотребления при ведении коммерческого учета с последующей обработкой и записью в память теплосчетчика.

Как видно из акта приемки работ текущего ремонта здания Центра от 30 ноября 2014 г., комиссия <данные изъяты> в соответствии с локальным сметным расчетом и актом выполненных работ приняла работы по текущему ремонту системы отопления узла учета тепловой энергии.

В соответствии с платежным поручением №... от 11 декабря 2014 г. <данные изъяты> перевел ООО «...» денежные средства за выполненные работы по текущему ремонту системы отопления в сумме ... рублей за счет средств ...

Согласно актам о техническом (качественном) состоянии имущества, подлежащего списанию в <данные изъяты> от 23 декабря 2014 г., членами комиссии Центра в результате осмотра технического имущества установлено, что теплосчетчик ... подлежит списанию демонтажу и разборке, поскольку не работает датчик преобразователя объемного расхода с импульсным выходом, нарушен алгоритм вычислений параметров, показания не сохраняются, а счетчик ... в сборе также подлежит списанию демонтажу и разборке, поскольку неисправно счетное устройство, счетный индикатор не вращается.

Из актов о списании основных средств от 24 декабря 2014 г. усматривается, что данные приборы измерения теплоэнергии списаны как неисправные в результате длительной эксплуатации.

В соответствии с п.п. 3.4-3.6 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 (МДС 13-14.2000), к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, при этом данный ремонт осуществляется за счет эксплуатационных расходов предприятия или организации, а работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по графикам, составляемым отделом (бюро, группой) эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, а также по заявкам персонала, эксплуатирующего объекты.

Как следует из п. 3.1 Ведомственных строительных норм - Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 (ВСН 58-88 (р) (далее - Положение), техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем.

На основании п. 4.1 Положения, текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства.

Согласно п. 5.3 Положения, при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;

- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);

- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При этом на основании данного пункта Положения, при реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

В соответствии с перечнем приложения № 7 к Положению, в основные работы по текущему ремонту зданий и объектов в системе центрального отопления входит смена контрольно-измерительных приборов.

На основании п. 2.29 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения утвержденной приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285, объем технического обслуживания и ремонта должен определяться необходимостью поддержания работоспособного состояния тепловых сетей, а при техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, надзор за соблюдением эксплуатационных инструкций, технические испытания и проверки технического состояния) и технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладка, очистка, смазка, замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение различных мелких дефектов).

При этом, согласно п. 2.30 данной Инструкции, основными видами ремонтов тепловых сетей являются капитальный и текущий ремонты, при капитальном ремонте должны быть восстановлены исправность и полный или близкий к полному ресурс установок с заменой или восстановлением любых их частей, включая базовые, а при текущем ремонте должна быть восстановлена работоспособность установок, заменены и (или) восстановлены отдельные их части.

Согласно п. 33 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Кроме того, в соответствии с п. 75 данных Правил учета, за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии.

На основании подстатьи 225 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н, к расходам по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, относятся ремонт (текущий и капитальный), в том числе устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов.

Согласно статье 310 Указаний «Увеличение стоимости основных средств», на данную статью относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство и на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений.

Таким образом, реконструкция определена как работы по переустройству, приводящие к увеличению объемных показателей.

В то же время, выполненные работы по государственному контракту от 22 октября 2014 г. на текущий ремонт системы отопления <данные изъяты> к реконструкции или увеличению объема основных средств отношения не имеют, так как никакого переустройства системы отопления с целью совершенствования объемно-планировочных решений и архитектурных качеств, а также конструктивно-технических и инженерно-технических решений с учетом современных требований при изменении объема путем пристройки новых объемно-планировочных элементов, а также надстройки или разборки, приведшие к увеличению объемных показателей не производилось.

Напротив, были произведены технологические операции восстановительного характера в виде замены приборов учета теплоэнергии, и в соответствии с указанными строительными нормами осуществлялись как текущий ремонт.

Учитывая изложенное, начальником <данные изъяты> обоснованно было принято решение о замене приборов учета теплоэнергии и замене их на новые, в рамках проведения текущего ремонта системы отопления.

Этот вывод также подтверждается заключением эксперта от 02.06.2016 г., согласно которому работы, выполненные по названному государственному контракту, относятся к текущему ремонту, связаны с содержанием и обслуживанием, в результате этих работ не произошло строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, либо реконструкция, техническое перевооружение, расширение, модернизация (модернизация с дооборудованием) основных средств, узел учета является частью системы отопления, которая входит в состав здания, и сам по себе, без размещения его на системе отопления, не может выполнять самостоятельные функции.

Подтверждается этот вывод и заключением эксперта от 28.07.2016 г. № ..., согласно которому проведенные работы в рамках вышеназванного государственного контракта представляют собой работы по текущему ремонту системы отопления здания, и подлежат оплате по подстатье ... «Работы, услуги по содержанию имущества» ...; они не являются реконструкционными, поскольку существующий узел учета теплоэнергии был ликвидирован и прекратил свое существование, а вновь обустроенный узел учета не может быть отнесен к основным средствам, так как входит в состав оборудования отопительной системы, не выполняет самостоятельных функций, конструктивно не обособлен и прямо относится к материальным запасам как оборудование для отопительной системы.

При этом то обстоятельство, что замененные приборы узла учета тепловой энергии были списаны как основные средства, в данном случае правового значения не имеет, поскольку такой узел сам по себе не удовлетворяет критериям отнесения его к основным средствам, что также подтверждается заключением эксперта от 28.07.2016 г. № ....

В этой связи доводы, изложенные в оспариваемом постановлении о фактической реконструкции узла учета тепловой энергии, являются необоснованными и опровергаются вышеназванными положениями строительных норм и обстоятельствами дела, в том числе экспертными заключениями, которые являются допустимыми и научно-обоснованными, поскольку содержат достаточно ясные, полные и мотивированные выводы, сомнений в профессиональном уровне экспертов не имеется.

Следовательно, при указанных выше обстоятельствах, у начальника <данные изъяты> не имелось оснований для перечислении денежных средств за проведение данного ремонта по статье 310 Указаний, «Увеличение стоимости основных средств», поскольку на данную статью относятся расходы получателей бюджетных средств по оплате государственных контрактов, договоров на строительство и на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию, однако ни одно из имеющихся вышеуказанных перечней работ при замене приборов теплоучета в узле учета <данные изъяты> не производилось, а поэтому вышеназванные доводы о нарушении ФИО1 требований бюджетного законодательства в части неоплаты расходов по созданию объекта основных средств на указанную сумму предусмотренных статьей ... несостоятельны.

Таким образом, начальником <данные изъяты> ФИО1 оплата выполненных работ по замене узла учета тепловой энергии за счет средств ... выделенных на проведение текущего ремонта помещений, была произведена обоснованно и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, поэтому в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, поэтому затраты на проведение судебной строительно - технической экспертизы в сумме 30000 рублей необходимо отнести на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.7, 30.7 и 30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от 28 августа 2015 г., вынесенное заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ФИО2 в отношении должностного лица ФИО1, начальника Центра <данные изъяты> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и производство по делу прекратить.

Издержки по делу об административном правонарушении в виде затрат на производство судебной строительно - технической экспертизы в сумме 30000 рублей отнести на счет федерального бюджета.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Западно-Сибирский окружной военный суд через Красноярский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий по делу Р.В. Зачёсов