ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2017 от 13.01.2017 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

c. Дульдурга 13 января 2017 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,

при секретаре Доржиевой О.Б.,

с участием лица привлекаемого к административной ответственности Дармаева Д.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Зимина О.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 68 Дульдургинского района Забайкальского края от 17 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 68 Дульдургинского района Забайкальского края от 17 ноября 2016 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Дармаев Д.Б. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ФИО3 обратился в Дульдургинский районный суд с жалобой, мотивируя тем, что в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 40.2. Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Федеральный закон № 193-Ф3) кредитные кооперативы ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России (Указание Банка России от 09.10.2015 № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива») (далее - Указание № 3816-У).

В соответствии с требованиями пункта 5 Указания № 3816-У документы, содержащие отчет о деятельности и отчет о персональном составе представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

В Отделение Чита через личный кабинет участника финансового рынка сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «ЭТИГЭЛ» ДД.ММ.ГГГГ был представлен отчет о персональном составе органов управления сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Согласно отчету председателем кооператива указан Дармаев Д.Б..

Согласно п.п. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Сведения о Дармаев Д.Б. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «ЭТИГЭЛ», также содержались в Едином государственном реестре юридических лиц.

По факту непредставления отчета о деятельности сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «ЭТИГЭЛ» за 2015 год уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-Д/0045/1020, определение о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ-Д/0045/3020, постановление о наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ-Д/0045/3110 были направлены Дармаев Д.Б. в том числе по месту жительства (сведения о месте жительства предоставлены УФМС России по Забайкальскому краю (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Направление и получение указанных документов Дармаев Д.Б. подтверждаются сопроводительными письмами, реестрами почтовых отправлений, уведомлениями ФГУП «Почта России». Таким образом, Дармаев Д.Б. знал о возбуждении административного дела в отношении него, никаких пояснений, документов в Отделение Чита не представил, в установленный срок постановление от ДД.ММ.ГГГГ- Д/0045/3110 не обжаловал.

Информация о надлежащем уведомлении Дармаев Д.Б. о составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела имеется в постановлении о наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ- Д/0045/3110.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.4 ч.1 статьи 30.7 КоАП РФ, просит суд:

постановление мирового судьи судебного участка № 68 Дульдургинского судебного района Забайкальского края от 17.11.2016г. отменить и возвратить мировому судье судебного участка № 68 Дульдургинского судебного района Забайкальского края на новое рассмотрение.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Дармаев Д.Б. пояснил, что с доводами жалобы он не согласен, он уволился ДД.ММ.ГГГГ. В 2015 году была начата процедура ликвидации предприятия и была окончена в 2016 году. В настоящее время он является пенсионером и оплатить штрафы не имеет возможности. Он сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ не подавал, поэтому он числится директором СПКК «Этигэл».

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 68 Дульдургинского судебного района Забайкальского края от 17.11.2016г. незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

30.06.2016г. заместителем управляющего Отделением по Забайкальскому края Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Овечкиным Е.В. было вынесено постановление -Д/0045/3110 в отношении председателя сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Этигэл» Дармаев Д.Б.. Дармаев Д.Б. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Штраф должен был уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Вышеуказанное постановление было направлено в адрес председателя СПКК «Этигэл» Дармаев Д.Б. 01.07.2016г.. Постановление вступило в законную силу 20.07.2016г..

Как видно из протокола об административном правонарушении -Д/0118/1020 от 06.10.2016г. составленным главным экономистом сектора контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Михайловой М.В. председатель СПКК «Этигэл» Дармаев Д.Б. не уплатил административный штраф в сумме 20000 рублей, наложенный постановлением от 30.06.2016г., в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 5 статьи 32.2.КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении.

Указанная норма закреплена и в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, согласно которой, должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

То есть, в случае обнаружения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, факта неуплаты административного штрафа, это же должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и направляет соответствующий материал судье.

В соответствии п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа.

17 ноября 2016 года постановлением мирового судьи судебного участка №68 Дульдургинского судебного района Забайкальского края производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Дармаев Д.Б. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.12.2016г. на момент рассмотрения мировым судьей судебного участка Дульдургинского судебного района Забайкальского края материалов дела об административном правонарушении Дармаев Д.Б. являлся руководителем юридического лица, то есть сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Этигэл». Дармаев Д.Б. имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе, наделен в установленном законом порядке правом выполнения организационно - распорядительных и административно-хозяйственных функций. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Согласно подпункту "л" части 1 статьи 5 Закона «О государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц» содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В случае если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона о государственной регистрации (часть 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Закона о государственной регистрации).

Статьей 17 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Приведенный перечень предполагает представление для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следующих документов: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения.

Статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе, выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.

Из справки и копии трудовой книжки (ТК следует, что Дармаев Д.Б. был уволен по собственному желанию на основании приказа от 16.09.2015г..

В силу п. 5 ст. 5 названного Закона внесение сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер.

Согласно статье 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" смена руководителя организации должна пройти государственную регистрацию в налоговом органе по месту нахождения юридического лица в трехдневный срок со дня принятия решения об увольнении. Обязанность по представлению в регистрирующий орган документов для внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, возложена на юридическое лицо.

Между тем Дармаев Д.Б. не предпринял каких-либо мер для прекращения своих полномочий в установленном порядке, назначении иного директора, и внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей дана не надлежащая оценка добытым по делу доказательствам и сделан не верный вывод о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оснований согласиться с такой оценкой у суда не имеется, в связи с чем, жалоба подлежит удовлетворению в части отмены судебного постановления мирового судьи.

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

По смыслу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым обязанность не была выполнена к определенному нормативным правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ составляет три месяца.

Следовательно, на день рассмотрения данной жалобы в суде срок привлечения к административной ответственности Дармаев Д.Б. по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ истек, поэтому суд прекращает производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Зимина О.И. – удовлетворить чачстично.

Постановление мирового судьи судебного участка №68 Дульдургинского судебного района Забайкальского края от 17 ноября 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ в отношении Дармаев Д.Б. - отменить, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья: Замиенова О.В.

Копия верна: