ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2017 от 18.01.2016 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-1/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

18 января 2016 года г. Куса

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области жалобу председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителя Главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2 от ДАТА, принятое по жалобе на это постановление,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении НОМЕР, вынесенным Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА юридическое лицо - Собрание депутатов Кусинского муниципального района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителем Главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2 от ДАТА, принятое по жалобе на это постановление, постановление по делу об административном правонарушении НОМЕР оставлено без изменения.

Председатель Собрания депутатов Кусинского муниципального района с принятыми актами не согласился, обратился в Кусинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление, производство по делу прекратить.

В обосновании жалобы указано, постановление о назначении административного наказания принято на основании акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства НОМЕР от ДАТА, протокола об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА, предписания НОМЕР от ДАТА. Собрание депутатов Кусинского муниципального района считает незаконным, необоснованным, несправедливым привлечение юридического лица к административной ответственности. Фактически постановление и предписание были получены Собранием депутатов Кусинского муниципального района ДАТА. Предписание выполнить не возможно, поскольку в акте и предписании не указаны лица, допустившие нарушения закона. Собрание депутатов является коллегиальным органом, состоит из депутатов выполняющих свою функцию на непрофессиональной основе. Требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц без указания конкретных должностных лиц неправомерно. Постановление о привлечении административного наказания принято без участия лица привлекаемого к административной ответственности. Обстоятельства, имеющие значения для правильного, справедливого рассмотрения дела не изучены, правовая оценка им не дана. ДАТАФИО освобождена (уволена) с должности с должности председателя Собрания депутатов. Для председателя день увольнения является последним днем работы. Следовательно, выдача трудовой книжки ДАТА, в последний день работы, обязанность действующего председателя ФИО, в том числе и подготовка распорядительного документа о выдаче окончательного расчета. Постановление было обжаловано главному государственному инспектору труда Челябинской области. Жалоба рассматривалась без участия представителя Собрания депутатов Кусинского муниципального района, не извещенного о времени и месте ее рассмотрения, тем самым нарушены права юридического лица(л.д. 2, 126).

В судебное заседание председатель Собрания депутатов Кусинского муниципального района ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.126).

Защитник юридического лица ФИО4, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным выше.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области при надлежащем извещении (л.д.122,123), участия в судебном заседании не принимали. Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области просил о рассмотрении жалобы в своё отсутствие.

Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно статье 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района от ДАТАНОМЕР председателем Собрания избрана ФИО (л.д. 71). Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района от ДАТАНОМЕРФИО освобождена от должности председателя ( л.д.42).

ДАТА заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем Главного государственного инспектора труда ФИО7 принято распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района с целью осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с поступившим ДАТА обращением (л.д.25,26).

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, а именно расчет при увольнении ФИО был выплачен с нарушением сроков, установленных трудовым законодательством; трудовая книжка возвращена с нарушением сроков, о чем составлен акт (л.д. 75).

Справкой от ДАТА подтверждается, что окончательный расчет с ФИО был произведен ДАТА (л.д.68), сведениями из журнала подтверждается, что трудовая книжка выдана ФИО - ДАТА ( л.д.67).

Решением Кусинского районного суда от ДАТА, вступившем в законную силу, по иску ФИО к Собранию депутатов Кусинского муниципального района, признан недействительным протокол НОМЕР от ДАТА, решение НОМЕР от ДАТА «Об освобождении от должности председателя Собрания депутатов Кусинского муниципального района», признана недействительной запись в трудовой книжке ФИО. о прекращении трудового договора в связи с утратой доверия согласно пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, ФИО восстановлена в должности, в пользу ответчика взыскан средний заработок, компенсация морального вреда (л.д. 29-40). Решением суда установлены нарушения трудовых прав истца, в том числе вызванные задержкой выдачи трудовой книжки (л.д.38).

ДАТАФИО - председателю Собрания депутатов Кусинского муниципального района выдано предписание о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, в срок до ДАТА (л.д. 76).

ДАТА в отношении юридического лица - Собрания депутатов Кусинского муниципального района составлен протокол НОМЕР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д. 77-78, 82-84). ДАТА заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителем Главного государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО2 принято решение по жалобе на постановление, которым постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Собрания депутатов Кусинского муниципального района - без удовлетворения (л.д. 88-90).

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность юридического лица подтверждены материалами дела об административном правонарушении, приведенными в решении выше.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения норм трудового законодательства, им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суду не представлено.

Доводы жалобы относительно того, что в предписании от ДАТА о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, не указаны конкретные должностные лица, основанием для отмены оспариваемых решений по делу об административном правонарушении не является, поскольку при принятии постановления все обстоятельства, указанные в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом установлены.

Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено возможности оспаривания предписания административного органа при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Требование о признании незаконным предписания административного органа может быть заявлено в ином судебном порядке.

Вручение протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении ФИО - лицу, в отношении которого допущены нарушения трудового законодательства, также основанием для отмены оспариваемых постановления, решения не являются.

В указанный период ФИО являлась законным представителем юридического лица - председателем Собрания депутатов Кусинского муниципального района.

Доводы жалобы о том, что председатель Собрания депутатов ФИО освобождена (уволена) с должности председателя ДАТА, для неё указанный день являлся последним, обязанность действующего председателя выдать трудовую книжку, подготовить распорядительные документы о выдаче окончательного расчета, судом отклоняются.

Собрание депутатов Кусинского муниципального района, принимая решение о досрочном освобождении от должности председателя Собрания депутатов, должно было решить вопрос о выдаче трудовой книжки, выплате всех сумм, причитающихся работнику.

Согласно статье 22 Устава Кусинского муниципального района заместитель председателя Собрания депутатов в случае досрочного прекращения полномочий председателя Совета депутатов исполняет его обязанности (л.д.76).

Довод жалобы о том, что юридическое лицо не было извещено о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление вышестоящим должностным лицом, не повлекло нарушения прав юридического лица в связи со следующим.

В силу положений статей 30.1 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия рассмотрения вышестоящим должностным лицом жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом, является факультативной, то есть необязательной, и может иметь место лишь в случае волеизъявления соответствующего лица, направившего жалобу на постановление вышестоящему должностному лицу, а не в районный суд.

Юридическим лицом в районный суд подана жалоба и на постановление по делу об административном правонарушении и на решение вышестоящего должностного лица.

Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, основания для его отмены не установлены.

При незаконности решения вышестоящего должностного лица оно подлежит отмене без возвращения вышестоящему должностному лицу дела по жалобе на постановление на новое рассмотрение и без прекращения производства по делу, так как вопрос о законности и обоснованности постановления и соответственно об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, разрешается судьей при рассмотрении жалобы.

Право на обжалование постановления должностного лица, решения вышестоящего должностного лица было реализовано заявителем путем подачи жалобы в районный суд, которая рассматривается по правилам, установленным статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, то обстоятельство, что решение вышестоящего должностного лица по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении было вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица либо его защитника, не влечет за собой нарушения права на защиту и не является основанием для отмены решения должностных лиц.

Указание в решении вышестоящего должностного лица на отсутствие поводов для восстановления срока обжалования постановления также не нарушает прав юридического лица, поскольку жалоба по существу рассмотрена вышестоящим должностным лицом.

Заявление должностного лица о пропуске юридическим лицом срока обжалования оспариваемых актов подлежит отклонению. Согласно журналу регистрации входящих документов Собрание депутатов получило решение по жалобе на постановление ДАТА, в суд жалоба поступила ДАТА, в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Собранию депутатов Кусинского муниципального района в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом общих правил назначения наказания, в размере, установленном санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания для отмены постановления Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДАТА о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Собрания депутатов Кусинского муниципального района, решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДАТА в отношении Собрания депутатов Кусинского муниципального района по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области - заместителя Главного государственного инспектора труда в Челябинской области от ДАТА, принятое по жалобе на это постановление оставить без изменения, а жалобу Собрания депутатов Кусинского муниципального района - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Н.В. Андреева