ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2018 от 17.01.2018 Кизлярского городского суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 января 2018 г. г. Кизляр, РД

Судья Кизлярского городского суда РД ФИО3 Р.О.,

с участием привлекаемого к административной ответственности лица ФИО1,

представителя ФИО1ФИО4

представителя Управления Федерального Казначейства по РД ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанной жалобой, в обосновании указав, что в статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается на основании рапорта военнослужащего, который и является первичным учетным документом, форма которого (рапорта) определена приказом ГКВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» (копия прилагается). В данном же приказе оговорен порядок выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений, то есть за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Из этого следует, что денежная компенсация за наем жилья за февраль месяц должна быть выплачена одновременно с выплатой денежного довольствия за март месяц и так далее, а за декабрь месяц текущего года в январе месяце следующего года. Месяц считается истекшим после его последнего календарного дня соответствующего месяца, что для декабря является 31 число. Денежное довольствие, в соответствии с руководящими нормативно-правовыми актами, выплачивается в период с 15 по 20 число текущего месяца. Получается, что нормативным документом (приказом ГКВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ) регламентирована выплата обязательств прошлого года, лимитами текущего года. В постановлении об административном правонарушении указана статья 15.15.6 КоАП, о предоставлении им заведомо недостоверной бюджетной отчетности, а именно не отражена так называемая «задолженность» по выплате денежной компенсации за наем жилых помещений за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Допустим, что им была бы отражена в составе бюджетной отчетности вышеуказанная задолженность по выплате денежной компенсации за наем жилья, тогда его действия подпадают под статью КоАП, принятие бюджетных обязательств в размерах превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Таким образом, соблюдение требований пункта 18 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, приводит к нарушению требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Планирование на очередной финансовый год осуществляется в конце текущего года (примерно в октябре-ноябре), итогом которого является утвержденная бюджетная смета. В бюджетную смету вносятся изменения по мере необходимости в соответствии с выделенными лимитами. Выделенные лимиты бюджетных обязательств корректируются в течение года. Право на корректировку лимитов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено главному распорядителю бюджетных средств, то есть главному командованию внутренних войск МВД России. В 2015 году по решению главного распорядителя бюджетных средств, главного командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается) корректировка лимитов была произведена 1 раз, в июле месяце. Распорядителю бюджетных средств, то есть войсковой части 5389, установлены сроки для корректировки лимитов бюджетных обязательств, сроки для утверждения сметы, сроки для выплаты денежной компенсации за найм жилья. А какие сроки установлены для военнослужащего для представления первичных документов на получение денежной компенсации за найм жилых помещений? Ответ: никаких. Нет ни одного нормативного акта, где оговорены сроки военнослужащему, для представления документов на выплату. Учитывая, что военная служба это особый вид государственной службы, которая предполагает выполнение тех или иных служебно-боевых задач в течение длительного неограниченного времени и нахождение вне пункта постоянной дислокации воинской части, допустим что военнослужащий представил документы на выплату в октябре месяце, а корректировка лимитов была в июле, изменения в смету уже произведены. Каким образом, он как главный бухгалтер должен произвести выплату? Правильно, как требует пункт 18 инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, необходимо отразить задолженность в учете, принять бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов и административный штраф от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, но бухгалтер не имеет возможности и основания отражать задолженность в регистрах бюджетного учета за декабрь 2015 года, если военнослужащим ему представлены первичные документы в 2016 году, так как было уже сказано, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, то есть при предоставлении документов на выплату или же, если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания, но никак ранее даты представления документов на выплату. Хочу обратить внимание, что факт представления документов на выплату компенсации в ходе проведения ревизии не был проверен, так как все первичные документы изъяты военной прокуратурой Махачкалинского гарнизона для осуществления мер прокурорского надзора, тем самым ревизионной группой УФК по <адрес> не установлено, когда были представлены документы на компенсацию, в 2016 году, 2015 году или еще ранее, что однако не помешало им отразить в акте как нарушение произведенную выплату. В акте плановой ревизии отмечено, что в соответствии с пунктом 6 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» к бюджетной смете войсковой части 5389 составлены расчеты плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Показатели сметы сформированы в разрезе кодов классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации. По всем показателям и направлениям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлены обоснованные расчеты, соответствующие установленным нормам и нормативным материальных и денежных затрат, (страница 2 акта ревизии). Фактов финансирования учреждения без учета их реальной потребности, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период не установлено, (страница 5 акта ревизии). Согласно акта ревизии он нарушил требования Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть не указал сумму выплаченную в 2016 году за декабрь 2015 года как задолженность и его действия подпадают под ст. 15.15.6 Ко АП. В случае же если, так называемую задолженность он бы отразил в отчете, то его действия подпадают под ст. 15.15.10 КоАП. Значит, по мнению ревизоров, выходит, что как бы он не поступил, либо не отразил задолженность, либо отразил и тем самым принял обязательства сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств, то его действия подпадают в разряд административных правонарушений. В действительности нарушения законодательства с его стороны нет, так как корректировку бюджетных средств осуществляет главный распорядитель бюджетных средств, то есть главное командование внутренних войск МВД России (в 2015 году). Так как данная корректировка была осуществлена один раз в 2015 году, то у него, как у главного бухгалтера, отсутствовала возможность осуществить более детальную и точную корректировку лимитов. Учитывая то, что Управление федерального казначейства является структурным подразделением Минфина России проверить данную информацию для ревизоров УФК по <адрес> не составит труда. Денежные средства, которые по мнению ревизоров, являются задолженностью, в действительности не являются задолженностью, так как данная выплата осуществляется на основании рапорта военнослужащего и без обращения (рапорта) военнослужащего не является обязательной. Так как данная выплата является компенсационной и предугадать дату обращения более 500 военнослужащих не представляется возможным, то считает, что указанная сумма в акте ревизии не является задолженностью и не могла быть отражена в бухгалтерской отчетности как задолженность. Отказать в выплате денежной компенсации за найм жилого помещения военнослужащим не мог ни он, как главный бухгалтер, ни командир воинской части. Более того, его действиями не причинен материальный ущерб государству и не нарушены права военнослужащих. в связи с изложенным ФИО2 М.А. просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании ФИО2 М.А. и его представитель ФИО4 доводы жалобы поддержали, представив суду в качестве примера рапорт одного из военнослужащих от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации за найм жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения, книгу учета рапортов на наем жилья,. заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, раздаточную ведомость, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель УФК по РД ФИО5 доводы жалобы ФИО1 не признал, в обоснование указав, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ регламентировано, что выплата денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Допустим, что за декабрь месяц денежная компенсация выплачена в январе следующего за отчетным периодом года и указанная сумма действительно не могла быть внесена в отчет. Тогда как произведена оплата денежной компенсации за найм жилья за предшествующие декабрю 2015 года месяцы, ведь оплата за март месяц, к примеру, должна была быть произведена в апреле, за прель в мае и т.д. одно это доказывает о совершенном ФИО1 правонарушении и не соответствии его доводов фактическим обстоятельствам. Кроме того ФИО1 не представлено доказательств того, что за компенсацией расходов за найм жилья за 2015 год, все военнослужащие обратились в 2016 году. Обращении военнослужащего ФИО6 в 2016 году об этом не свидетельствует.

Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, суд приходит к следующему:

Постановлением заместителя руководителя УФК по <адрес>ФИО7 за .15.6/180 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Как усматривается из указанного выше постановления, основанием привлечения ФИО1 явился протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по <адрес> согласно которому главным бухгалтером ФИО1, в нарушение пункта 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, в приложении ф. 0503169 к годовому отчету на начало 2016 года не отражена кредиторская задолженность за 2015 год.

Так, согласно заявкам на кассовый расход , , от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 212910,17 рублей и 43 200 рублей была перечислена компенсация за найм (поднайм) жилых помещений работникам, согласно приложенным к заявкам раздаточным ведомостям, за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ соответственно. При этом, при составлении бюджетной отчетности на ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) задолженность за 2015 год не отражена.

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной указом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», субъекты бюджетной отчетности представляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам, утвержденным Инструкцией н.

Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции н главными распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, составляется годовая бюджетная отчетность - на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря - включительно.

В ходе рассмотрения заместителем руководителя УФК по <адрес> протокола о административном правонарушении, ФИО2 М.А. пояснил, что задолженность по компенсации за найм (поднайм) жилых помещений за декабрь 2015 года не была оплачена в 2015 году и не была отражена как кредиторская задолженность на начало 2016 года в целях соблюдения Инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся приложением к приказу главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой выплата денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.

Принимая решение о привлечении ФИО1 к административной ответственности, должностным лицом УФК по РД указано, что согласно п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

В случае наличия кредиторской задолженности при составлении бухгалтерской (бюджетной) годовой отчетности, она подлежит отражению на начало года, следующего за отчетным.

Сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169), представленными за подписью ФИО1, заявками на кассовый расход подтверждается оплата за счет средств, выделенных на 2016 год, задолженности по найму жилы помещений за 2015 год, при отсутствии сведений о кредиторской задолженности в годовом отчете.

В силу ст. 15.15.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доводы ФИО1 о том, что выплата является компенсационной и предугадать дату обращения более 500 военнослужащих не представляется возможным, и, тем самым, указанная в акте ревизии сумма не является задолженностью и не могла быть отражена в бухгалтерской отчетности как задолженность, не нашли своего подтверждения.

В обоснование своих доводов ФИО2 М.А. ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого выплата денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.

Вместе с тем, остается непонятным, на каком основании ФИО1 произведена оплата денежной компенсации за найм жилья за предшествующие декабрю месяцы, если к примеру за май месяц, оплата должна была быть произведена в июне. Внятных объяснений по этому поводу ФИО1 суду не дано.

Кроме того, суду не представлено доказательств того, что за компенсацией расходов за найм жилья за 2015 год, военнослужащие обратились в 2016 году. Представленные суду документы об обращении военнослужащего ФИО6 в 2016 году, не свидетельствует о том, что также поступило множество остальных военнослужащих.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вывод зам. руководителя УФК по РД о наличии вины главного бухгалтера войсковой части 5389 <адрес>ФИО1, в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, нашел свое подтверждение в суде апелляционной инстанции.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований предусмотренных п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ к отмене вынесенного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об административном правонарушении по ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера войсковой части ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан, в течение 10 дней со дня его получения.

СУДЬЯ ФИО3 Р.О.