ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2018 от 18.01.2018 Ольгинского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-1/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пгт.Ольга 18 января 2018 года

Судья Ольгинского районного суда Приморского края Савин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края от 07.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края от 07.12.2017 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит суд постановление от 07.12.2017 года отменить, административное производство по делу в отношении ее прекратить. В обоснование жалобы указала, ссылаясь на нормы законодательства, что муниципальное казенное учреждение «Культура и библиотеки Ольгинского района» (далее – Учреждение), являясь Заказчиком, заключило муниципальный контракт от 28.12.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания районного дома культуры (далее –Контракт). Контракт заключен по итогам проведенного Уполномоченного органом (администрацией Ольгинского муниципального района) электронного аукциона. Приемка выполненных работ осуществлена Учреждением по акту о приемке выполненных работ от 28.12.2016 на сумму 1918500 рублей. Расчет за выполненные и принятые Учреждением работы по Контракту произведен полностью платежным поручением от 30.12.2016 . Учреждение (Заказчик) должен был разместить в единой информационной системе отчет об исполнении Контракта в течении 7 рабочих дней со дня оплаты Заказчиком обязательств, то есть в срок по 18.01.2017 (включая выходные и праздничные дни). У указанного Учреждения от 02.02.2015 года назначен контрактный управляющий. А она является контрактным управляющим администрации Ольгинского муниципального района и к контрактному управляющему Учреждения не имеет никакого отношения. Отчет об исполнении контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания районного дома культуры размещен под ее (ФИО1) электронной подписью в Единой информационной системе по просьбе должностного лица МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района» в связи с тем, что по техническим причинам этого они сами сделать не смогли. Назначенное наказание в отношении нее считает незаконным и необоснованным.

До судебного заседания от начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО4 поступило пояснение по жалобе ФИО1 на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 07.12.2017 , согласно которому ФИО4 считает указанное постановление законным и обоснованным, с доводами, изложенными в жалобе ФИО1 не согласно, и, ссылаясь на нормы действующего законодательства указала, что при централизованных закупках определяются полномочия уполномоченного органа и заказчика по таким закупкам. При этом полномочия должны быть четко определены, не допускать неясностей, расплывчатости и двоякого толкования. В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 14.01.2014 «Об утверждении Положения о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Ольгинского муниципального района» (далее – Положение) уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ольгинского района является администрация Ольгинского муниципального района, осуществляющая данные функции через отдел экономического развития. Перечень заказчиков определен в Приложении №2 к Положению, где под № 9 определено МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района». Распоряжением Администрации от 18.11.2014 № 257-р «О назначении контрактного управляющего администрации Ольгинского муниципального района» старший специалист 1 разряда отдела экономики и имущественных отношений Администрации ФИО1 назначена контрактным управляющим Администрации. Отчет об исполнении Контракта размещен ФИО1 и подписан ее электронной подписью. Таким образом, сама ФИО1 подтвердила свои полномочия уполномоченного ответственного лица заказчика, основанные на указанных выше положениях. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Отдел контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. Представителя указанного отдела в судебное заседание не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия их представителя.

В судебном заседании ФИО1, ее представитель жалобу поддержали в полном объеме.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.9 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

В соответствии со ст.10 Федерального закона к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

Согласно ст.11 Федерального закона порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Форма отчета об исполнении контракта утверждена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее - Положение).

Согласно п.3 указанного Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно п.4 указанного Положения подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению (далее - форма отчета).

В соответствии с п.6 указанного Положения отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой системе. Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой системе.

В соответствии с п.10 указанного Положения отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе.

Как следует из материалов дела, согласно муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания районного дома культуры МКУ Культура и библиотеки Ольгинского муниципального района от 29 декабря 2015 года МКУ Культура и библиотеки Ольгинского района - Заказчик и ООО <данные изъяты> - Исполнитель заключили контракт, цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 4.1 указанного Контракта в течение 5 рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Исполнитель представляет Заказчику комплект отчетной документации и акты выполненных работ (КС-2), подписанный Исполнителем в 2 (двух) экземплярах.

Согласно п. 4.2.2 Контракта не позднее 3 (трех) дней после оформления заключения по итогам экспертизы Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему Контракту на предмет соответствия объема и качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте, и направляет Исполнителю подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр акта выполненных работ.

Приемка выполненных работ осуществлена Заказчиком по акту о приемке выполненных работ от 28.12.2016 на сумму <данные изъяты> рублей.

Расчет за выполненные и принятые Заказчиком работы по Контракту произведен полностью платежным поручением от 30.12.2016 .

Следовательно, на основании вышеуказанных норм законодательства, контрактной системе в сфере закупок, Заказчик должен был разместить на официальном сайте отчет об исполнении Контракта в течение 7 рабочих дней со дня оплаты Заказчиком обязательств, то есть в срок по 18.01.2017 (включая выходные и праздничные дни).,

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещен 21.07.2017 ведущим специалистом отдела экономического развития администрации ФИО1

Таким образом, несвоевременное размещение отчета Заказчика об исполнении Контракта на официальном сайте является нарушением требования ч. 11 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ-размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 107 Федерального закона лица, виновны в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданскоправовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражный управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий; ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических, лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции Члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечен негосударственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края (далее Администрация) от 14.01.2014 № 2 «Об утверждении Положения о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Ольгинского муниципального района» (далее-Положение) уполномоченным органом на определение поставщиков-(подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ольгинского района является администрация Ольгинского муниципального района, осуществляющая данные функции через отдел экономического развития. Перечень заказчиков определен в Приложении № 2 к Положению, где под № 9 определено МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района».

В соответствии с ч.2 ст.38 Федерального закона №44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Суд не соглашается с доводами, указанными в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в части того, что в Положении указана только обязанность заказчика по размещению информации в реестре контрактов по ст.103 Федерального закона, а обязанности заказчиков по размещению отчетов об исполнении контрактов не указана.

Учреждение должно было назначить контрактного управляющего, ответственного за осуществление закупок, в том числе и за исполнение каждого контракта.

Так, в материалах дела имеется приказ (распоряжение) МКУ Культура и библиотеки Ольгинского района о приеме работника на работу от 27.02.2015 за ФИО2 в Централизованную бухгалтерию на должность контрактный управляющий, 0,5 ставка. Условия приема на работу, характер работы: В целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно должностной инструкции контрактного управляющего МКУ Культура и библиотеки Ольгинского района от 02.02.2015 года (согласно п.2.17 должностных обязанностей) контрактный управляющий исполняет иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Администрация Ольгинского муниципального района и МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района» являются обособленными юридическими лицами, самостоятельно отвечающими по своим обязательствам, в том числе, предусмотренном ст.38 Федерального закона № 44-ФЗ.

Полномочия по заключению, изменению, исполнению, расторжению контракта, приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, информации и отчета об исполнении контракта полностью возложены на Заказчика, в данном случае муниципальное казенное учреждение «Культура и библиотеки Ольгинского района.

Как установлено в суде отчет об исполнении на выполнение работ по капитальному ремонту здания районного дома культуры размещен под электронной подписью ФИО1 в Единой информационной системе по просьбе должностного лица МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района».

Указанный факт в суде не опровергнут, иных доказательств нет.

ФИО1 является контрактным управляющим администрации Ольгинского муниципального района в соответствии с распоряжением администрации Ольгинского района от 18.11.2014 , к контрактному управляющему муниципального казенного учреждения «Культура и библиотеки Ольгинского района» не имеет никакого отношения. В указанном Учреждении отсутствует Положение о контрактном управляющем, что не может являться основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных ст.38 Федерального закона №44-ФЗ. Наличие специально уполномоченного лица в МКУ «Культура и библиотеки Ольгинского района»(контрактный управляющий) свидетельствует о том, что обязанность по своевременному размещению отчета Заказчика об исполнении Контракта возложена на него.

Заказчик в соответствии с Положением о контрактной системе в соответствии п.23 выполняет иные функции, связанные с заключением, изменением, расторжением, исполнением и контролем исполнения контрактов в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

Вина ФИО1 не установлена в ходе рассмотрения дела, не нашла свое подтверждение при судебной проверке законности и обоснованности постановления о назначении административного наказания.

Для вынесения законного и обоснованного решения необходимо, чтобы совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточна для подтверждения юридически значимых обстоятельств.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действия ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО4 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО4 от 7 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья А.А.Савин