Судья Баторова Т.В.
дело № 12-1/2018
поступило 21.11.2017г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
22 января 2018 г. г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Зарбаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия на постановление Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод» - за отсутствием состава административного правонарушения.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия в жалобе на указанное постановление просит его отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что вывод суда о том, что нарушения лицензионных требований, выявленных в ООО ««Тимлюйский цементный завод», не являются грубыми, является неверным, поскольку указанные нарушения созданют угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя ООО «Тимлюйский цементный завод» ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как видно из материалов дела, у «Тимлюйский цементный завод» имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности №<...>, выданная 19.04.2012г., из приложения к которой следует, что Общество вправе оказывать доврачебную медицинскую помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, полслерейсовым), лечебному делу.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Территориального орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия от 09.06.2017г. №209 в отношении данного лица была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой было установлено нарушение лицензионных требований, при осуществлении лицензируемой деятельности, что нашло отражение в акте проверки от 12.07.2017г.
В связи с выявленными нарушениями 26.09.2017г. должностным лицом ТО Росздравнадзора по РБ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20. КоАП РФ, из которого следует, что ООО «Тимлюйский цементный завод» вменяются следующие нарушения лицензионных требований: нарушение правил обращения медицинских изделий – выявлены не зарегистрированные в установленном порядке медицинские изделия; отсутствие лица, ответственного за осуществление медицинской деятельности, имеющего сертификат специалиста по «организации здравоохранения и общественному здоровью»; ненадлежащее осуществление технического обслуживания медицинских изделий; отсутствие утвержденного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ;нарушение условий хранения лекарственных препаратов, несоблюдение сроков годности лекарственных средств, медицинских изделий; отсутствие возможности оказания своевременной доврачебной и неотложной медицинской помощи при приступе инфаркта миокарда с учетом недоукомплектования аптечки первой помощи; эксплуатация незарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий, несоблюдение правил согласно эксплуатационной документации медицинских изделий; несоблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций.
Судья районного суда, прекращая производство по делу, исходил из того, что ООО «Тимлюйский цементный завод» не были допущены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией.
Однако указанный вывод суда в постановлении не обоснован.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежит: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно примечанию к ст.19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч.11 ст.19 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться в том числе нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В соответствии с подп. «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291 (далее – Положение о лицензировании) лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Пункт 6 Положения устанавливает, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Принимая решение о прекращении производства по делу, суд не исследовал вопрос о том, были ли юридическим лицом допущены нарушения лицензионных требований, указанные в протоколе об административном правонарушении, не дав оценку доказательствам, имеющимся в деле об административном правонарушении.
При отсутствии в постановлении оценки данных обстоятельств прийти к выводу о том, относятся ли нарушения к грубым, могли ли они повлечь за собой наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, является преждевременным.
Кроме того, прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20. КоАП РФ, суд одновременно не разрешил вопрос о возможности переквалификации действий ООО «Тимлюйский цементный завод» на ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу сделан судом без выяснения всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление подлежит отмене с направление дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод» отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева