ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 10.03.2021 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-1/2021

03RS0033-01-2021-000032-05

Р Е Ш Е Н И Е

10 марта 2021 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского районного суда Республики Башкортостан Еркеева М.Р., при секретаре Присич Ж.В., с участием представителя ОАО «Турбаслинские бройлеры» ФИО1, рассмотрев жалобу представителя ОАО «Турбаслинские бройлеры» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 08/159-О-НР от 26 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Турбаслинские бройлеры», представление № 08/159-О/НР-ПР от 26 августа 2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

ФИО3 Н О В И Л:

8 июля 2020 года в отношении юридического лица ОАО «Турбаслинские бройлеры» (далее – ОАО «ТБ», Общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому Общество в нарушение требований ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11, ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п.7 Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» не соблюдает порядок учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 08/159-О-НР от 26 августа 2020 года ОАО «ТБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Представлением от 26 августа 2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на ОАО «ТБ» возложена обязанность рассмотреть представление, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, провести служебную проверку и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение, информацию о принятых мерах предоставить в Управление Росприроднадзора в течение месяца со дня получения представления.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО «ТБ» ФИО1 подал в Благовещенский районный суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что отсутствие обобщенных данных за период 2019 год, I квартал 2020 года не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ ввиду отсутствия объективной стороны в действиях (бездействии) Общества. Полагает, что административная ответственность по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена только за нарушение требований, которые подлежат исполнению при непосредственном осуществлении деятельности обращения с отходами, а не тех, которые необходимо выполнять в связи с тем, что такая деятельность в принципе осуществляется, что подтверждается ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за невыполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Считает, что имеет место ошибка в квалификации действий Общества. В связи с чем полагает, что постановление от 26 августа 2020 года подлежит отмене в виду неверной квалификации, поскольку переквалификация действий Общества ухудшит его положение.

Также представителем ОАО «ТБ» обжалуется представление от 26 августа 2020 года, которое просит признать незаконным и отменить. В обоснование указывает, что причины и условия, способствующие совершению правонарушения подлежат выяснению в ходе рассмотрения дела, а не в момент внесения представления.

На судебное заседание генеральный директор ОАО «ТБ» не явился, Общество извещено надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В судебном заседании представитель ОАО «ТБ» ФИО1 жалобу поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе.

Представитель Южно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя ОАО «ТБ» ФИО1, исследовав жалобу, представленную копию административного материала, материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу требований ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Такой Порядок учета в области обращения с отходами, устанавливающий требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, утвержден приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 (далее - Порядок).

Так, согласно Порядку учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при наличии) и по юридическому лицу в целом. Учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (п. 7 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой проверки ОАО «ТБ» в период с 29 апреля по 1 июня 2020 года установлено, что Обществом не соблюдается порядок учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно не обобщены данные учета в области обращения в отходами по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «ТБ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ОАО «ТБ» требований пункта 7 Порядка, между тем его действия должностным лицом по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ квалифицированы неверно, действия Общества подлежат квалификации по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что и административным органом вменено обществу.

Вместе с тем, переквалификация действий ОАО «ТБ» на часть 10 статьи 8.2 КоАП РФ невозможна, поскольку санкция данной нормы предусматривает более строгое наказание.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поскольку санкцией части 10 статьи 8.2 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 8.2 данного Кодекса, переквалификация действий ОАО «ТБ» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 26 августа 2020 года подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО «ТБ» состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Производство по делу в части признания представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 августа 2020 года подлежит оставлению без рассмотрения в виду того, что указанные требования не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 08/159-О-НР от 26 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Турбаслинские бройлеры» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения.

Производство по жалобе представителя ОАО «Турбаслинские бройлеры» ФИО1 об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 августа 2020 года - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Еркеева М.Р.