ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 13.01.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-1/2021 (12-819/2020)

(59RS0007-01-2020-008764-58)

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 13 января 2021 года

Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.,

при секретаре Вагиной В.С.,

с участием защитника Гай М.В.,

представителя прокуратуры Нартымова А. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника цеха № 41 АО «ОДК-Пермские моторы»

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО5.55-1363/2020 от ДД.ММ.ГГГГ начальник цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении должностного лица – начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 послужили результаты проверки соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа по месту осуществления трудовой деятельности в АО «ОДК-Пермские моторы», проведённой Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Согласно указанному постановлению ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении должностным лицом срока выполнения обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Вышеуказанные материалы переданы Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Установлено, что АО «218 авиационный ремонтный завод» и АО «ОДК-Пермские моторы» заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения государственного оборонного заказа.

Согласно п. 1.2 договора товар изготавливается в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО «РСК «МиГ».

По смыслу п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» АО «ОДК-Пермские моторы» является исполнителем, осуществляющим выполнение поставок по государственному оборонному заказу.

Согласно п. 1.1 договора продавец обязуется изготовить и передать в собственность покупателю запасные части для ремонта изделия ТКС-48В в соответствии с графиком поставки (приложение ), согласованным с 209 военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, а покупатель обязуется передать товара и уплатить за него определенную договором денежную сумму.

Поставка товара, как указано в п. 5.1 договора, выполняется в соответствии с графиком поставки (Приложение ).

В соответствии с п. 5.3 договора моментом отгрузки запасных частей считается дата, указанная в накладной на отгрузку – ТОРГ-12, подписанной представителем транспортной компании при отгрузке автотранспортом и авиапочтой или представителем покупателя при передаче ему запасных частей.

Согласно п. 5.5 договора обязательства продавца по срокам передачи товара, номенклатуре, количеству и качеству считаются выполненными с момента отгрузки запасных частей покупателю.

Графиком поставки (приложение ) установлено, что изделия должны быть поставлены в сентябре и декабре 2019 года.

Дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок поставки продукции перенесен на февраль-март 2020 года. Однако данное соглашение подписано не ранее ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении исполняющего обязанности лица, подписавшего дополнительное соглашение ), то есть за пределами установленного срока выполнения поставок по вышеуказанному договору.

В свою очередь на основании дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок поставок перенесен на март - август 2020 года.

Следовательно, вышеуказанные дополнительные соглашения к договору не могут быть признаны должностным лицом Управления как основание для принятия их в качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия признаков, указывающих на ненадлежащее исполнение обязательств по поставке продукции.

Таким образом, АО «ОДК-Пермские моторы» допущены нарушения сроков выполнения поставок продукции.

Как указано в объяснении ФИО1, изменение сроков выполнения обязательства по поставке продукции связано с неисправностью станка Ultrasonic 40, осуществляющего обработку продукции.

Вместе с тем, договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по нему должны быть исполнены в сентябре и декабре 2019 года. Станок вышел из строя в июле 2019 года. Из этого следует, что АО «ОДК-Пермские моторы» имело возможность принять все зависящие от него меры, направленные на устранение неполадок агрегата в целях надлежащего и своевременного исполнения обязательств по поставке товара.

Должностным лицом АО «ОДК-Пермские моторы», ответственным за надлежащее исполнение обязательств по договору, является начальник цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1

Приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 возложены обязанности начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы».

Согласно п. 1.2 должностной инструкции начальник цеха руководит всей производственно-хозяйственной и экономической деятельностью цеха АО «ОДК-Пермские моторы». Начальник цеха, как указано в п. 1.3 должностной инструкции, относится к категории руководителей.

В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции начальник цеха осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха, оперативный контроль выполнения плановых заданий по производству деталей и сборочных единиц, комплектовке новых и ремонтных изделий. Также обеспечивает организацию работ на производственных участках и организацию работ по специальным технологическим процессам, контроль при производстве и ремонте АТ (п. 2.4 должностной инструкции). Кроме того, начальник цеха на основании п. 2.6 должностной инструкции организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений цеха, направляет их деятельность на повышение эффективности работы цеха, увеличение прибыли, качеств выполнения работ и услуг, выполнение плана производства и своевременного исполнения договоров в соответствии с требованиями системы качества, конструкторской и технологической документацией.

Вопреки указанным требованиям, ФИО1 не приняты меры к своевременному и надлежащему исполнению договорных обязательств.

Совершение указанного правонарушения является результатом ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей со стороны ФИО1

Каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдать требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа, не представлено. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что возможность для выполнения требований законодательства имелась, однако не выполнялась, ФИО1 не принял все зависящие от него меры по исполнению установленных законом требований, не организовал надлежащий контроль за исполнением договора в части сроков выполнения поставок.

Вина ФИО1 заключается в бездействии - отсутствии принятых мер, направленных на выполнение обязательств по договору, касающихся сроков поставки продукции.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в Свердловский районный суд <адрес> с жалобой, просит признать постановление незаконным и прекратить производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указал, что изменение срока поставки запасных частей было вызвано объективными обстоятельствами, препятствующими исполнению обязательств по поставке. Изменение срока поставки было связано с поломкой станка Ultrasonic 40, которым осуществляется обработка поставляемых запасных частей. Причиной поломки станка являлась неисправность датчика оборотов шпинделя. Данный станок сломался в июле 2019 года, но в связи с тем, что станок является импортным и действовали санкции на импорт, поставка датчика станка замены затянулось. Станок был отремонтирован только в феврале 2020 года. Таким образом, перенос срока поставки запасных частей по договору был вызван поломкой станка, что препятствовало исполнению обязательств по изготовлению и поставке в сроки, первоначально согласованные сторонами в договоре. При вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что дополнительные соглашения к договору были заключены в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ по соглашению сторон и подписаны обеими сторонами по договору. Также не было учтено, что на основании ст. 425 ГК РФ стороны договора вправе на ранее возникшие из договоров обязательства распространить условия дополнительных соглашений. Кроме того в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» также отсевает запрет на изменение, по соглашению сторон, срока государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа. Следовательно, дополнительные соглашения к договору, являются доказательствами, подтверждающими факт надлежащего исполнения АО «ОДК-Пермские моторы» обязательств по договору. По состоянию на сегодняшний день поставка со стороны АО «ОДК-Пермские моторы» выполняется в полном объеме в установленный срок, в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к договору. Также указывает, что в его обязанности не входит обеспечение поставки импортных запчастей для станка и его ремонта, заключение и внесение изменений в договор. Вина в совершении административного правонарушения отсутствует.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено. Ранее в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, также просил учесть его тяжелое материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.

Защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которого просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку дополнительные соглашения к договору не могут быть признаны должностным лицом управления как основание для принятия их в качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия признаков, указывающих на ненадлежащее исполнение обязательств по поставке продукции. Таким образом, АО «ОДК-Пермские моторы» допущены нарушения сроков выполнения поставок продукции. Также обращает внимание на то, что договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по нему должны быть исполнены в сентябре и декабре 2019 года. Станок вышел из строя в июле 2019 года. Из этого следует, что АО «ОДК-Пермские моторы» имело возможность принять все, зависящие от него меры, направленные на устранение неполадок агрегата в целях надлежащего и своевременного исполнения обязательства по поставке товара. АО «ОДК-Пермские моторы», как субъект предпринимательской деятельности должно осознавать все связанные с ведением такой деятельности риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий. ФИО1 должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на своевременное и надлежащее исполнение обязательств в рамках вышеуказанного договора. Кроме того, выявленное нарушение посягает на общественные правоотношения в области выполнения государственного оборонного заказа. Нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, что само по себе влечет невозможность замены в данном случае административного наказания в виде штрафа предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ. Совершенное правонарушение не может квалифицироваться в качестве малозначительного.

Помощник прокурора Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил отказать, постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым дополнительные соглашения к Договору во взаимосвязи с другими доказательствами лишь подтверждают ненадлежащее исполнение ФИО1 обязательств по выполнению Договора. По информации АО «ОДК-Пермские моторы» исполнение Договора поручено цеху АО «ОДК-Пермские моторы». В связи с чем, именно начальник цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1 является лицом, ответственным за нарушение сроков исполнения Договора. Помимо этого, согласно должностной инструкции АО «ОДК-Пермские моторы» № ДИ 202.2190-2016 начальник цеха АО «ОДК-Пермские моторы» руководит всей производственно-хозяйственной и экономической деятельностью цеха, осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха, оперативный контроль выполнения плановых заданий по производству деталей и сборочных единиц, комплектовке новых и ремонтных изделий. Из этого следует, что в действиях (бездействии) начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ. Таким образом, постановление УФАС по <адрес>.55-1363/2020 от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель:

1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации;

2) по согласованию с государственным заказчиком выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;

3) уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;

4) включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;

5) соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом;

6) определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, уполномоченного банка, с которым у головного исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном головным исполнителем исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта;

10) обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;

11) принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

12) обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

15) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

16) обеспечивает осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

17) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;

18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

19) представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;

20) представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек;

21) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому государственному контракту;

22) исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из представленных материалов дела установлено, что АО «218 авиационный ремонтный завод» и АО «ОДК-Пермские моторы» заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения государственного оборонного заказа.

Согласно п. 1.2 договора товар изготавливается в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО «РСК «МиГ».

По смыслу п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» АО «ОДК-Пермские моторы» является исполнителем, осуществляющим выполнение поставок по государственному оборонному заказу.

Согласно п. 1.1 договора продавец обязуется изготовить и передать в собственность покупателю запасные части для ремонта изделия ТКС-48В в соответствии с графиком поставки (приложение ), согласованным с 209 военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, а покупатель обязуется передать товара и уплатить за него определенную договором денежную сумму.

Поставка товара, как указано в п. 5.1 договора, выполняется в соответствии с графиком поставки (Приложение ).

В соответствии с п. 5.3 договора моментом отгрузки запасных частей считается дата, указанная в накладной на отгрузку – ТОРГ-12, подписанной представителем транспортной компании при отгрузке автотранспортом и авиапочтой или представителем покупателя при передаче ему запасных частей.

Согласно п. 5.5 договора обязательства продавца по срокам передачи товара, номенклатуре, количеству и качеству считаются выполненными с момента отгрузки запасных частей покупателю.

Графиком поставки (приложение ) установлено, что изделия должны быть поставлены в сентябре и декабре 2019 года.

Дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок поставки продукции перенесен на февраль - март 2020 года.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу, что соглашение подписано не ранее ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении исполняющего обязанности лица, подписавшего дополнительное соглашение ), то есть за пределами установленного срока выполнения поставок по вышеуказанному договору.

На основании дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок поставок перенесен на март - август 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ Пермским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах старшим советником юстиции ФИО6 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1 по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 послужили результаты проверки соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа по месту осуществления трудовой деятельности в АО «ОДК-Пермские моторы», проведённой Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Из объяснений ФИО1, данных им ДД.ММ.ГГГГ старшему помощнику Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в том числе, следует, что он работает на АО «ОДК-Пермские моторы» с 2000 года, а в должности начальника цеха с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пп. 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 должностной инструкции начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» № ДИ 202.2190-2016, утвержденной заместителем управляющего директора по производству АО «ОДК-Пермские моторы», начальник цеха АО «ОДК-Пермские моторы» руководит всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха, оперативный контроль выполнения плановых заданий по производству деталей и сборочных единиц, комплектовке новых и ремонтных изделий. Также обеспечивает организацию работ на производственных участках и организацию работ по специальным технологическим процессам, контроль при производстве и ремонте АТ, организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений цеха, направляет их деятельность на повышение эффективности работы цеха, увеличение прибыли, качеств выполнения работ и услуг, выполнение плана производства и своевременного исполнения договоров в соответствии с требованиями системы качества, конструкторской и технологической документацией. Нарушение сроков исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «218 АРЗ» связано с поломкой оборудования в июле 2019 года. Повреждение оборудования устранено лишь в феврале 2020 года после приобретения и установки на станок датчика шпинделя. Поставка датчика затянулась из-за санкций на импорт оборудования. В связи с указанной поломкой станка договор исполнен несвоевременно.

Согласно приказу о приеме на работу ОАО «Пермский моторный завод» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят слесарем-сборщиком в ОАО «Пермский моторный завод».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 был переведен постоянно (с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок) на должность начальника Цеха ОАО «Пермский моторный завод», что подтверждается приказом о переводе работника на другую работу -П от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалы дела представлена должностная инструкция за № ДИ 202.2190-2016 начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» утвержденная ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 1.2 должностной инструкции начальник цеха руководит всей производственно-хозяйственной и экономической деятельностью цеха АО «ОДК-Пермские моторы». Начальник цеха, как указано в п. 1.3 должностной инструкции, относится к категории руководителей.

В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции начальник цеха осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха, оперативный контроль выполнения плановых заданий по производству деталей и сборочных единиц, комплектовке новых и ремонтных изделий. Также обеспечивает организацию работ на производственных участках и организацию работ по специальным технологическим процессам, контроль при производстве и ремонте АТ (п. 2.4 должностной инструкции). Кроме того, начальник цеха на основании п. 2.6 должностной инструкции организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений цеха, направляет их деятельность на повышение эффективности работы цеха, увеличение прибыли, качеств выполнения работ и услуг, выполнение плана производства и своевременного исполнения договоров в соответствии с требованиями системы качества, конструкторской и технологической документацией (КД и ТД).

Согласно п. 2.12 инструкции обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств, выполнение графиков их ремонта.

Вышеуказанные материалы переданы Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, судья соглашается с выводами должностного лица о том, что ФИО1 является ответственным должностным лицом АО «ОДК-Пермские моторы» за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по договору, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, вина которого выразилась в бездействии, то есть не принятии мер, направленных на контроль за выполнением обязательств по договору, в части сроков выполнения работ.

Бездействие начальника цеха АО «ОДК-Пермские моторы» ФИО1 было правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение должностным лицом исполнителя условий контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков выполнения работ.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств подтверждающих, что ФИО1 приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в том числе по надлежащему контролю за исполнение обязанностей, суду не представлено.

Доводы жалобы о том, что изменение срока поставки было связано с поломкой в июле 2019 года станка Ultrasonic 40, которым осуществляется обработка поставляемых запасных частей, и отремонтированным только в феврале 2020 года, не влекут отмену обжалуемого постановления должностного лица. Так заявитель как должностное лицо в полномочия которого в соответствии с п. 2.12 должностной инструкцией входит в том числе обеспечение технически правильной эксплуатации оборудования и других основных средств, выполнение графиков их ремонта имел возможность принять все зависящие от него меры, направленные на устранение неполадок станка Ultrasonic 40 в целях надлежащего и своевременного исполнения обязательства по поставке товара, а кроме того суд учитывает, что ни при рассмотрении дела должностным лицом, ни в судебное заседание ФИО1 не было представлено доказательств того, что он предпринимал все зависящие от него меры по исполнению обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Также как не представлено и доказательств того что исполнить заказ было возможно только на станке Ultrasonic 40.

Доводы жалобы заявителя о том, что при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что дополнительные соглашения к договору были заключены в соответствии с ч. 1 ст. 450 ГК РФ по соглашению сторон и подписаны обеими сторонами по договору, в связи с чем, дополнительные соглашения к договору, являются доказательствами, подтверждающими факт надлежащего исполнения АО «ОДК-Пермские моторы» обязательств по договору судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права заявителем. Кроме того, суд учитывает и тот факт, что дополнительное соглашение подписано за пределами установленного срока выполнения поставок по договору, а по дополнительному соглашению к договору от ДД.ММ.ГГГГ срок поставок перенесен на март - август 2020 года.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы ФИО1 о том, что в его обязанности не входит обеспечение поставки импортных запчастей для станка и его ремонта, заключение и внесение изменений в договор судом отклоняются, поскольку ФИО1 привлечен к административной ответственности не за то, что он не обеспечил поставку импортных запчастей для станка и его ремонта, заключил и внес изменения в договор, а ему вменяется должностным лицом совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении им как начальником цеха АО «ОДК-Пермские моторы» срока выполнения обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Факт совершения административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Объектом рассматриваемого правонарушения является нарушение в области осуществления деятельности на основании государственного контракта по государственному оборонному заказу.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.55 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, в игнорировании требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа в целях получения неправомерного дохода и (или) уменьшения рисков неэффективной хозяйственной деятельности за счет средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

Таким образом, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, иное бы противоречило вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания, в целом не обеспечивало бы решение задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 названного Кодекса).

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Нарушение должностным лицом исполнителя условий государственного контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказания услуг, влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, по сути, сводятся к переоценке фактических обстоятельств, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, и не влекут за собой отмены постановления.

Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, доводы жалобы не имеют правового значения для вывода о законности и обоснованности обжалуемого постановления должностного лица.

Постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств.

Указание защитника и заявителя на тяжелое материальное положение и нахождение на иждивении детей не является безусловным основанием для отмены постановления судьи или изменения назначенного наказания.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО5.55-1363/2020 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Бабурина О.И.