ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 14.01.2021 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-1/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

гп. Приобье 14 января 2021 года

Судья Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Юсуфов Ш.М.

в помещении Октябрьского районного суда по адресу: Октябрьский район, гп. Приобье, ул. Школьная, д.10, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Семенова ФИО5 на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Миронова А.Г. от 16.07.2020 по делу №086/04/7.32.5-993/2020 об административном правонарушении, должностное лицо – глава сп. Карымкары Семенов Ф.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

<данные изъяты>

В судебное заседание Семенов Ф.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие, оснований для признания его участия в судебном заседании обязательным не имеется, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района Митина Ю.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, т.к. сроки оплаты устанавливал сам глава поселения, при этом несвоевременно направил документы на получение субсидии.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав заместителя прокурора, прихожу к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ № 44) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В ФЗ № 44-ФЗ под «заказчиком» понимается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 того же Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки; под «муниципальным заказчиком» – муниципальный орган или муниципальное казённое учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки; под «муниципальным контрактом» – договор, заключённый от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд (статья 3 ФЗ № 44-ФЗ).

Одним из обязательных условий, подлежащим включению в контракт, в том числе в муниципальный контракт, является условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (подпункт 1 пункта 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьёй 7.32.5 КоАП РФ, являются должностные лица (руководители) заказчиков, несущих в силу части 2 статьи 12 ФЗ № 44-ФЗ персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе за соблюдение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 8 ст. 30 ФЗ № 44, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 ФЗ № 44 исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что в ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда» ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сп. Карымкары и ООО «Кампа» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству спортивной универсальной площадки в <адрес>. Цена контракта 3 520 982,40 рублей. Согласно п. 2.4.1 контракта оплата по контракту производится в рублях путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 рабочих дней со дня подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ. Документы о приемке выполненных работ по контракту без замечаний подписаны со стороны заказчика ДД.ММ.ГГГГ. Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ списание со счета и поступление денежных средств произошло ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования сельское поселение Карымкары Глава поселения без доверенности действует от имени поселения; возглавляет Администрацию поселения; вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности от имени поселения; осуществляет контроль за деятельностью органов Администрации поселения; в установленном порядке открывает и закрывает счет в банковских учреждениях, распоряжается средствами Администрации поселения, подписывает финансовые документы.

Административный орган пришёл к выводу, что действия главы сп. Карымкары Семёнова Ф.Н., совершенные ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте - ХМАО, <адрес>, выразившиеся путем не принятия мер по своевременной и полной оплате выполненных ООО «Кампа» по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ работ образуют состав административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока оплаты оказанных услуг при осуществлении закупок для муниципальных нужд.

Вместе с тем, при рассмотрении дела должностным лицом УФАС по ХМАО – Югре глава сп. ФИО1, отрицая свою вину, привел те же доводы, что и в жалобе на постановление, о том, что несвоевременность оплаты выполненных работ по муниципальному контракту была обусловлена причинами, от него не зависящими, поскольку необходимые для производства расчётов с подрядчиком документы, в том числе заявка на перечисление денежных средств по межбюджетному трансферту, были своевременно подготовлены и направлены ДД.ММ.ГГГГ ответственному исполнителю софинансирования муниципальной программы, согласованы с ним ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически бюджетные ассигнования в необходимом объёме для оплаты контракта в бюджет сельского поселения поступили лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже срока, установленного контрактом. При этом ФИО1 направил в подтверждение своих доводов соответствующие документы, свидетельствующие о направлении копий документов, о предоставлении ИМТ (иных межбюджетных трансфертов) окружного бюджета по форме, установленной Департаментом финансов автономного округа для перечисления бюджету поселения.

Вместе с тем, данные доводы надлежащей оценки и разрешения должностным лицом УФАС по ХМАО – Югре при рассмотрении дела в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ не получили.

Между тем, согласно Уставу сельского поселения Карымкары его территория входит в состав территории <адрес> - Югры, исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования является Администрация сельского поселения Карымкары, руководимая Главой сельского поселения на принципах единоначалия.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджету другого уровня.

Так, к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации) относятся, в частности, установление порядка и условий предоставления, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

К бюджетным полномочиям муниципальных районов (статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации) относятся, в частности, установление порядка и условий предоставления, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.

Таким образом, сельское поселение Карымкары является получателем межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, а исполнителем соответствующих бюджетных обязательств является Администрация сельского поселения Карымкары в лице его Главы.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что сельское поселение Карымкары являлось получателем средств, выделяемых из бюджета автономного округа в виде субсидии в рамках реализации Государственной программы <адрес> - Югры «Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда» (утверждена Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п), ответственным исполнителем которой определён Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики <адрес> - Югры (ДепЖКК), и далее трансфертом – из бюджета <адрес>.

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующая муниципальная программа «Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда в <адрес>» утверждена Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (далее – Правила).

Правилами предусмотрено, в частности, что субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между ДепЖКК и муниципальным образованием (пункт 5 Правил), перечисление субсидий осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учёта операций со средствами местных бюджетов, в установленном порядке в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (в размере фактической потребности), источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии (пункт 5.3 Правил), для перечисления субсидий муниципальные образования после выполнения работ направляют в ДепЖКК среди прочего комиссионный акт общественной приёмки выполненных работ и унифицированные формы документов КС-2, КС-3, фотографии объектов до и после про-ведения благоустройства, иные определенные соглашением или в запросе ДепЖКК документы (пункт 14 Правил).

В целях реализации названных государственной и муниципальной программ между муниципальным образованием <адрес> и муниципальным образованием сельское поселение Карымкары ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета <адрес> бюджету поселения, которым определены условия и порядок выделяемых средств.

Так, для предоставления средств субсидии в целях исполнения контрактных обязательств сельское поселение обязано подавать на проверку, согласование в Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации района, определённого перечня документов, перечисление средств в бюджет сельского поселения производится администрацией района и под её контролем.

К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 также в подтверждение своих доводов приложил копии документов, подтверждающих направление ДД.ММ.ГГГГ копий документов о предоставлении ИМТ (иных межбюджетных трансфертов) окружного бюджета по форме, установленной Департаментом финансов автономного округа для перечисления бюджету поселения на сумму муниципального контракта, необходимую для перечисления подрядчику за выполненные работы.

Указанные доказательства какой-либо оценки не получили.

По какой причине средства межбюджетного трансферта по заявке в бюджет сельского поселения были перечислены только ДД.ММ.ГГГГ после необходимых согласований ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом УФАС по ХМАО – Югре при рассмотрении дела не выяснялся.

Между тем выяснение приведённых выше обстоятельств в их совокупности могло бы позволить дать объективную оценку действиям должностного лица Семенова с точки зрения надлежащего либо ненадлежащего выполнения им служебных обязанностей, а также проверить – насколько эти обстоятельства повлияли на нарушение срока оплаты заказчиком выполненных работ по муниципальному контракту, были ли Семеновым, как руководителем заказчика, приняты все зависящие от него меры для исполнения муниципального контракта, установлена ли по рассматриваемому делу вина этого лица применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Феде-рации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом основанием для административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении согласно статьи 26.1 КоАП РФ является виновность лица в совершении административного правонарушения, которая должна быть подтверждена надлежащими доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ). Обязанность доказывания данного обстоятельства лежит на органе, должностном лице, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.

Объективное вменение в деликтных правоотношениях не допускается.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П основанием административной ответственности является наличие вины привлекаемого к ней лица. Иная интерпретация условий наступления административной ответственности, допускающая наложение административного наказания за действия (бездействие) при наличии лишь признаков объективной стороны состава административного правонарушения, противоречила бы вытекающему из статьи 49 Конституции Российской Федерации принципу виновной ответственности за такого рода деликты, приводила бы к объективному вменению и в конечном счете – в нарушение принципов юридического равенства и справедливости – к несоразмерному ограничению прав и свобод.

Приведённые Семеновым доводы о его невиновности проверены не были, оценка им не давалась вообще.

При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по данному делу на момент пересмотра дела истёк, а истечение срока давности привлечения к административной ответственности отнесено пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, производство по данному делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя УФАС по ХМАО – Югре Миронова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица Семенова Ф.Н., отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с подачей жалобы через Октябрьский районный суд.

Судья Ш.М. Юсуфов

=согласовано=

Судья Октябрьского районного суда ______________ Ш.М. Юсуфов