Дело № 12-1/2021
Р Е Ш Е Н И Е
с. Сафакулево 15 января 2021 года
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Манаковой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП ФИО2 на постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2,
установил:
ИП ФИО2 обратилась в Сафакулевский районный суд с жалобой на постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2 В обоснование жалобы указано, что постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020 она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Данное постановление ею получено 10.11.2020. С постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области она не согласна по следующим основаниям:
-протокол составлен без ее участия, с протоколом она не ознакомлена, перед вынесением постановления не была опрошена;
- не согласна с идентификацией обнаруженных отходов с ИП, отходы обнаружены на значительном расстоянии от магазина;
- не согласна с отнесение отходов к 4 классу опасности;
- в постановлении не конкретизировано, какие именно отходы обнаружены;
- в постановлении не указано, каким образом обнаруженные отходы отнесены к отходам от деятельности, связанной с розничной торговлей.
В связи с указанными обстоятельствами просит отменить постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, в отношении ИП ФИО2 о назначении административного наказания, производство по делу прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснила, что мусор сжигали во дворе дома, в бочке и в бане. Коробки она отдает людям, они просят для личных нужд, продают грибы в коробках и прочее. При составлении протокола она не присутствовала, хотя уведомление получала.
Представитель ФИО2 – адвокат Киреева Г.Х. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила прекратить производство за отсутствием состава административного правонарушения, дополнительно суду пояснила, что протокол и постановление не должно выноситься одним и тем же лицом по общему правилу (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Единственным доказательством по делу, является протокол осмотра и фототаблица, которые составлены с нарушением КоАП РФ. Согласно протоколу это земли населенного пункта. Согласно карте Росреестра в данной местности расположен полигон – земли поселений для компостирования твердых бытовых отходов, полигону присвоен кадастровый номер, свалка санкционирована. По поводу класса опасности должностное лицо указывает, что это 4 класс опасности, с чем не согласна, потому что картонная коробка – это пятый класс опасности. Лабораторные исследования не проведены. Не указано, с какой плотностью отходы размещены на местности. Кроме того, считает, что не установлена причинно-следственная связь между обнаруженной накладной в коробке и действиями ФИО2 Считает постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области незаконным и необоснованным.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО3 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании 11.01.2021 пояснял, что 08.09.2020 в присутствии главы Мансуровского сельсовета ФИО4 на основании планового рейдового задания был проведен рейд в с. Мансурово. В ходе рейда зафиксировано на поверхности почвы земельного участка примерно в 700 м. по направлению на юго-восток от дома по адресу <...> на площади 16 кв.м. размещены твердые коммунальные отходы – отходы от уборки торговых помещений объемом примерно 2 кубометра, при этом производилась фотофиксация, был заполнен протокол осмотра, составлена план-схема. Согласно публичной кадастровой карте целевое назначение - земли населенных пунктов. Данная территория не является объектом размещения отходов. При изучении кучи мусора четко видно, что она свалена отдельно, куча большая, в куче находился упаковочный материал, пакеты, мусор и много чеков, товарно-транспортных накладных ИП ФИО2. На составление протокола ФИО2 была вызвана уведомлением, которое она получила. На составление протокола ФИО2 не явилась. Протокол был направлен в адрес ФИО2, в нем также было указаны дата и время рассмотрения протокола. На рассмотрение административного дела ФИО2 не явилась. Лабораторные исследования не проводили, но весь мусор, отходы от торговли, торгово-закупочной деятельности относятся к коммунальным отходам согласно федеральному классификатору отходов. Примерно, практически на 90-95 % коммунальных отходов являются 4 класса опасности. Из фототаблицы видны упаковочные материалы, картонные коробки, оберточный материал. Визуально видно отходы имеют 4 класс опасности. С 2020 года работает региональный оператор по размещению отходов.
Свидетель ФИО1, суду пояснил, что работает в должности главы Администрация МО «Мансуровский сельсовет» и ходе плановой проверки с государственным инспектором ФИО3 объезжали село, чтобы выявить места несанкционированных свалок. Проезжая возле территории бывшей свалки были обнаружены коробки. ФИО3 коробки были обследованы, в одной из коробок ФИО3 нашел один товарный чек ИП ФИО2, сфотографировал. Где лежали коробки сделал замер места, для установления площади. Ранее на этом месте существовала свалка, но была закрыта 01.01.2020. Свалка расположена ближе к деревни, а коробки лежали за территорией границы свалки. Видеозапись не применялась. Расстояние от ИП ФИО2 до свалки примерно 2.5 км. Иногда ФИО2 выставляет коробки перед магазином, чтобы люди брали для себя.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, законность и обоснованность постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2, изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя, должностное лицо, свидетеля, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ИП ФИО2 к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 08.09.2020 с 14.00 час. до 17.00 час. государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО5 в присутствии главы администрации Мансуровского сельсовета ФИО4 на основании планового (рейдового) задания от 04.09.2020 № 188 проведен рейдовый осмотр (обследование) на территории с. Мансурово Мансуровского сельсовета Сафакулевского района по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды. В ходе осмотра на поверхности почвы земельного участка, расположенного примерно на расстоянии около 700 метров по направлению на юго-восток от дома по адресу: <...> на площади примерно 16 кв.м. размещены твердые коммунальные отходы (отходы от уборки торговых помещений) объемом примерно 2 куб.м. при изучении места были найдены упаковочный материал, документы, указывающие на отходы (мусор) от уборки территории и помещений торговли, принадлежащих ИП ФИО2
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ в пределах своих полномочий, вправе государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
Положениями ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливается, что должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, КоАП РФ не содержит запрета на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении по настоящему делу.
В силу п. п. 1, 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Постановлением от 25 декабря 2017 г. № 492 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Курганской области.
В соответствии с п. 5 Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Курганской области накопление ТКО осуществляется в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным между региональным оператором по обращению с ТКО на территории Курганской области и потребителем.
С 01.01.2020 на территории Курганской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО «Чистый город».
Согласно сведениям ООО «Чистый город» между ООО «Чистый город» и ИП ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не заключался, а также региональным оператором не осуществлялся вывоз отходов ТКО с контейнерных площадок.
Согласно представленному протоколу осмотра территории (акватории) № 10-18-10/44 от 08.09.2020 составленным ведущим специалистом территориального сектора государственного надзора в сфере охраны окружающей среды отдела государственного надзора в сфере охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области – государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области, на земельном участке, примыкающем с юга к земельному участку домовладения по адресу: на расстоянии около 700 метров по направлению на юго-восток от дома по адресу: <...> на площади примерно 16 кв.м. несанкционированно размещены ТКО (отходы от уборки торговых помещений торговли).
Материалы фотоотчета содержат фото 4, на котором зафиксирована расходная накладная № 480159 от 17.08.2020 принадлежащая ИП ФИО2
Между тем, как следует из пояснения свидетеля ФИО1, при обследовании несанкционированной свалки, в одной из коробок была найдена одна накладная ИП ФИО2, в результате чего был сделан вывод, что ИП ФИО2 производит размещения мусора в несанкционированном месте.
С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение лица к ответственности.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Однако, материалы дела не подтверждают того факта, что именно ФИО2 осуществила размещение твердых коммунальных отходов (мусор и отходы от уборки торговых помещений) на почву земельного участка, расположенного примерно 700 метров по направлению на юго-восток от дома по адресу: <...> на площади примерно 16 кв.м 08.09.2020 года с 14.00 час. до 17.00 час.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2, подлежит отмене.
На основании ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
решил:
Жалобу ИП ФИО2 на постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2 – удовлетворить.
Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 15-10/10 от 06.11.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2 – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья С.М. Манакова