Р Е Ш Е Н И Е
19.01.2021 г. с.Чикола
Судья Ирафского районного суда РСО-Алания ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО2 на решение начальника отделения МВД России по <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдельного взвода ДПС ГИБДД Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО3 в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> РСО-Алания, имеющего высшее образование, работающего торговым представителем ИП «Калашников», зарегистрированного по адресу: РСО-Алания <адрес> г, <адрес>, проживающего по адресу: РСО-Алания, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с жалобой на решение начальника отделения МВД России по <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдельного взвода ДПС ГИБДД Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО3 в отношении него.
В своей жалобе ФИО2 указал, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации, государственный учет транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным, владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации, временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, в соответствии с которой, транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года. Согласно статье 1 «Конвенции о дорожном движении», транспортное средство считается находящимся в "международном движении", если оно: принадлежит физическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве, временно ввезено в него. Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления. Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована). По смыслу нормы пункта 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", регистрация транспортных средств, зарегистрированных надлежащим образом на территории государств - членов Евразийского экономического союза (на автомобиле стоят государственные регистрационные знаки, считываемые камерами, имеется свидетельство о регистрации ТС), в органах МВД РФ не требуется. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах Союза. Он имел при себе и предоставил регистрационные документы на транспортное средство. В нарушение норм закона должностным лицом неверно дана оценка его действиям. Особое внимание обращает на момент приобретения транспортного средства. Он руководствовался требованиями ст. 260 Таможенного кодекса ЕАЭС и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которые не содержали каких-либо ограничений по возможности эксплуатации транспортных средств, состоящих на армянском учете и принадлежащих гражданину РФ. На момент приобретения транспортного средства все было законно, в дальнейшем, органы власти не имеют законных оснований издавать какие-либо нормативные акты, которые бы могли ухудшить его положение, в том числе применять требования, отсутствовавшие на момент приобретения авто. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, если Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено свободное перемещение транспортных средств для личного пользования по территории ЕАЭС, то требования о их регистрации на территории Российской Федерации противоречат положениям международного договора, а, следовательно, применяются правила международного договора и регистрация на территории РФ не требуется. Инспектор ФИО4 также не разъяснил ему права и обязанности, предусмотренные статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения не предусматривают обязанности инспектора проверять информацию об иностранных транспортных средствах, как на сайте Федеральной таможенной службы, так и посредством запросов в государственный орган иностранного государства, следовательно, инспектор ДПС не может на месте рассмотреть административное дело по данной статье. Просит отменить решение, постановление и прекратить производство по делу в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2 в судебном заседании в совершении административного правонарушения вину не признал, доводы жалобы поддержал, просил отменить решение, постановление, производство по делу прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения, указав, что машину HONDA купил сам ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, свидетельство о регистрации транспортного средства в <адрес> у него имеется, права при составлении протокола и вынесении постановления, ему не разъяснялись, в постановлении в графе подпись за разъяснением прав, запись «отказ» произведена не при нем, он расписался в других графах, получил копию постановления, в которой этой записи нет. Больше в Республику Армения никогда не выезжал.
Представитель ФИО2 – ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила отменить решение, постановление, производство по делу прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснила, что ФИО2 не разъяснен смысл ст. 51 Конституции РФ, ни в постановлении, ни в протоколе не указано, какой именно пункт правил дорожного движения нарушен ФИО2 Фактически не были разъяснены права, чем нарушили право ФИО2 вовремя воспользоваться услугами защитника. Поскольку инспектором постановление по данной статье выносится на месте, дело об административном правонарушении рассматривается на месте, инспектор должен был на месте ознакомить его с правами, разъяснить, какой пункт правил дорожного движения нарушен. В экземпляре постановления, выданного ФИО2, записи «отказ» нет, они не знают, кто и когда эту запись сделал в оригинале постановления, дописали, наверное, инспекторы сам. Обращает внимание на то, что транспортные средства, зарегистрированные в государстве члена ЕАЭС, исключаются из порядка регистрации, то есть их регистрация на территории РФ не требуется. В связи с чем, непонятны требования сотрудника ГИБДД, если он при остановке получил на руки свидетельство о регистрации транспортного средства в <адрес>, убедился в том, что транспортное средство зарегистрировано. Вынесенный начальником документ по форме и содержанию не соответствует требованием закона, это просто письмо. В нем должностное лицо ссылается на пункты 30-31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, этот договор не является нормативно-правовой актом, который регулирует безопасность дорожного движения. Есть Таможенный кодекс, который имеет большую юридическую силу. Статья 260 Таможенного кодекса предусматривает свободное перемещение транспортных средств для личного пользования на территории ЕЭАС, т.е. граждане, которые приобретают транспортные средства в <адрес>, свободно могут на них перемещаться во всей территории государств членов ЕЭАС. Инспектор ГИБДД не определил статус данного автомобиля, может оно ввезено в Республику Армения до 2014 г., ни один нормативно-правовой акт на территории РФ не предусматривает повторную регистрацию либо перерегистрацию.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2, его представителя ФИО5 проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором специального взвода ДПС ГИБДД Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО3 составлены протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2
Согласно протоколу и постановлению, ФИО2 управлял транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязательным для указания в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении является пункт нормативного правового акта, который лицом, составляющим протокол, постановление, указан как пункт 1 Правил дорожного движения.
Согласно доводам жалобы и представителя ФИО2 - ФИО6, в протоколе и постановлении не указан пункт Правил дорожного движения, который нарушен ФИО2
Данные доводы не подтверждаются материалами дела и не основаны на законе.
Так, объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, т.е. в невыполнении требований п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах дорожного движения», согласно которому механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Таким образом, Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах дорожного движения» одновременно были утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Следовательно, оснований считать, что пункт нормативно-правового акта не указан или неверно указан, не имеется.
Жалоба ФИО2 начальнику Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении него, содержала аналогичные доводы, при рассмотрении жалобы ФИО2 не участвовал, просил рассмотреть ее в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 05 минут ФИО2, управляя транспортным средством HONDA, государственный регистрационный знак 36 НР 404, не зарегистрированным в установленном порядке, на 69 км автодороги Чикола-Лескен 2 был остановлен сотрудниками ГИБДД.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения в отношении него постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Изложенные обстоятельства в совокупности позволили также начальнику Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7 сделать вывод о законности вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2
Согласно доводам ФИО2 и его представителя ФИО5, в действиях ФИО2 не содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд с данным доводам не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно статье 5 Федерального закона N 283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом, является обязательным.
Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Данное требование вытекает из содержания пункта 2.3.1. Правил дорожного движения Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных(пункт 3).
Согласно пункту 30 Приложения № «Условия и переходные положения» к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение), не применяются в <адрес> в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования (далее - автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В пункте 31 Приложения № к Договору указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 названного Приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами в следующих случаях: - до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению; - до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 35 Приложения № к Договору, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 данного Приложения.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел в <адрес> транспортное средство HONDA, государственный регистрационный знак 36 НР 404, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства HONDA, государственный регистрационный знак 36 НР 404, оно зарегистрировано в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснениям ФИО2, в Армении он никогда не проживал, приехал ДД.ММ.ГГГГ для приобретения автомобиля, сразу после приобретения и регистрации автомашины перегнал ее в Российскую Федерацию, гражданином которой является и где постоянно проживает, транспортное средство приобрел для личного постоянного использования.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства Российской Федерации, Евразийского экономического союза, лицо, подвергнутое административному наказанию, вправе эксплуатировать приобретенное им в <адрес> и ввезенное на территорию России транспортное средство лишь при условии выполнения обязанностей, установленных законодательством Евразийского экономического союза, таможенного его оформления и регистрации в органах ГИБДД МВД Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
В то же время, из системного толкования приведенной нормы совместно с вышеупомянутыми положениями законодательства Евразийского экономического союза, в подпункте 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, допускающем в качестве исключения недекларирование товаров, имеются в виду транспортные средства, перемещаемые через границу Союза законно, то есть, не вопреки требованиям этого законодательства.
В рассматриваемом случае такие требования были нарушены, поэтому положение названной нормы к нему не применимы.
Данная позиция отражена и в разъяснениях, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым пунктом 35 приложения № к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Учитывая изложенное, если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в <адрес> и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложении № Решения №.
Согласно пункту 5.5. Положения «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства России № от ДД.ММ.ГГГГ, данный орган государственной исполнительной власти уполномочен обобщать практику применения законодательства Российской Федерации и проводить анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, следовательно, публиковать определенную информацию в этой сфере.
Соответственно, приведенное разъяснение дано Министерством финансов Российской Федерации в пределах его компетенции, полностью соответствует положениям действующего законодательства.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в информации Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ «О ввозе транспортных средств и Армении», транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после ДД.ММ.ГГГГ по ставкам, действующим в <адрес> (отличаются от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют в России статус иностранных товаров. Транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Армения до ДД.ММ.ГГГГ, являются товаром Союза. При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и <адрес>, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза). Вместе с тем предусмотрена возможность временного ввоза лицами, постоянно проживающими в <адрес>, легковых автомобилей в качестве иностранных товаров, зарегистрированных на территории Республики Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на территории других государств-членов ЕАЭС. Срок использования таких автомобилей на территориях других государств-членов ЕАЭС не ограничен, но распоряжение ими, их отчуждение, передача в пользование иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.
Согласно пунктам 5.53, 5.60, 5.70 Положения «О Федеральной таможенной службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Службы, помимо прочего, относится разъяснение заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенного дела; обобщение практики применения таможенными органами законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также в части, отнесенной к сфере ведения Службы, иного законодательства Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза; обеспечение доступности информации о правилах перемещения товаров физическими лицами.
Таким образом, Федеральная таможенная служба наделена правом официального толкования таможенного законодательства и дачи его разъяснения, в том числе, путем их отражения в информационных документах.
Данные толкование и разъяснение логически вытекают из приведенных выше положений законодательства Евразийского экономического союза.
В Информации Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что при ввозе в Российскую Федерацию на срок более одного года транспортных средств, зарегистрированных в стране - участнице Евразийского экономического союза, лицами, не имеющими постоянного места жительства в указанной стране, такие транспортные средства подлежат государственной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции. Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства, выдаваемого таможенными органами.
Такое разъяснение согласуется с положениями пунктов 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Дату выпуска в свободное обращение на территории Армении автомобиля HONDA, государственный регистрационный знак 36 НР 404, суду не удалось определить, так как на официальном сайте customs.gov.ru Федеральной таможенной службы Российской Федерации в международной телекоммуникационной системе «Интернет» находящегося в открытом доступе, данных об указанном транспортном средстве не имеется.
Данное обстоятельство лишний раз подтверждает вывод о том, что эксплуатации указанного транспортного средства в России (в частности управлению им) лицом, подвергнутым административному наказанию - гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на ее территории, должно было предшествовать таможенное декларирование этого автомобиля, выполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, а затем государственная регистрация в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России.
Названные обязанности ФИО2 выполнены не были.
Факт управления автомобилем на территории Российской Федерации в отсутствие регистрации в органах ГИБДД МВД Российской Федерации, не отрицался.
Выдвигая довод о том, что пункт 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», что обосновывает его убеждение об отсутствии необходимости регистрации транспортного средства, которым он управлял, в органах МВД Российской Федерации, заявитель неправильно толкует данную норму.
Указанный пункт, как в предыдущей, так и действующей редакции, не исключает необходимости регистрации в соответствующих органах Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС, вообще.
Исходя из системного толкования указанной нормы с вышеперечисленным нормами законодательства, обязанность регистрации в компетентных органах Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС, исключается только в случае их использования на территории Российской Федерации лицами, постоянно проживающими, в данном случае, в Армении.
Согласно доводам представителя ФИО2 - ФИО6, документ, вынесенный начальником Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7, по результатам рассмотрения жалобы по форме и содержанию не соответствует требованием закона.
Данный довод заслуживает внимания.
Действительно, согласно ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, а не письмо.
В то же время, законность постановления по делу об административном правонарушении проверялась должностным лицом вышестоящего органа - начальником отделения МВД России по <адрес>, которым нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.
Поскольку несоответствие решения должностного лица по форме и содержанию процессуальным требованиям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием для отказа в пересмотре решения не является, суд рассматривает письмо начальника Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ фактически результатом рассмотрения жалобы.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится и постановление по делу об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Из смысла статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что постановление по делу об административном правонарушении удостоверяется, в том числе его подписью, а в случае его отказа от подписания, в нем делается соответствующая запись.
Толкование перечисленных положений статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в перечисленные процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении постановления по делу об административном правонарушении и внесении изменений в указанный процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в вынесенное в отношении ФИО2 постановление по делу об административном правонарушении № внесены изменения, в графах «подпись лица, привлеченного к административной ответственности» за разъяснением ст.51 Конституции РФ и подпись за предложением «событие административного правонарушения и назначенное административное наказание не оспариваю» внесены записи «отказ».
В материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в постановление по делу об административном правонарушении внесены при составлении указанного процессуального акта в присутствии ФИО2, его подписи об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется.
Копия постановления по делу об административном правонарушении, которая была вручена инспектором ДПС ФИО2, изменений не содержит, следовательно, они были внесены позже.
Однако, отсутствуют и сведения об извещении ФИО2 о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названное постановление.
Таким образом, оснований полагать, что изменения в постановление по делу об административном правонарушении № внесены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Следовательно, доводы жалобы о том, что ФИО2 не были разъяснены его права при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении, находят свое подтверждение.
Протокол об административном правонарушении хотя и не содержит исправлений, но в графе подпись за разъяснением прав, предусмотренных ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпись либо запись об отказе от подписи отсутствует.
Сведений о том, разъяснялись ли ФИО2 права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит и постановление по делу об административном правонарушении.
Таким образом, ФИО2 его права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, разъяснены не были.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, устранение их на стадии рассмотрения дела невозможно.
При наличии таких доводов, начальник Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7 должен был руководствоваться требованиями ст.ст. 30.4, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прийти к выводу о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты, что препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Согласно ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление должно быть отменено и возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Суд приходит к выводу о том, что решение начальника Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдельного взвода ДПС ГИБДД Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО3 в отношении ФИО2, согласно которому на ФИО2 наложено административное взыскание, подлежат отмене.
Однако, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу должно быть прекращено.
Согласно п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, сроки давности привлечения к административной ответственности ФИО2 истекли, так как с момента совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ истекло более двух месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30,9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО2 удовлетворить.
Решение начальника отделения МВД России по <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, отменить.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдельного взвода ДПС ГИБДД Отделения МВД по <адрес> РСО-Алания ФИО3 в отношении ФИО2, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО - Алания в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья
Ирафского районного суда ФИО1