Дело № 12-1/2021
11RS0009-01-2020-001374-42
РЕШЕНИЕ
22 января 2021 года г. Емва, Республика Коми
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием защитника администрации муниципального района «Княжпогостский» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального района «Княжпогостский» на постановление начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району Республики Коми от 19 ноября 2020 года,
установил:
Постановлением начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району Республики Коми ФИО1 от 19ноября 2020 года администрация муниципального района «Княжпогостский» (далее - АМР «Княжпогостский») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АМР «Княжпогостский» ФИО2 обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В рамках исполнения решения суда АМР «Княжпогостский» неоднократно направлялись запросы в адрес заводов-изготовителей автобусов по вопросам комплектации школьных автобусов с соблюдением требований пункта 22.9 ПДД РФ, а также требований ГОСТа 33552-2015, по вопросу приобретения школьных автобусов, отвечающим указанным требованиям для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет, либо переоборудованию уже имеющихся автобусов. По вопросу переоборудования получен ответ, что переоборудование невозможно. В настоящее время не имеется сертифицированных автобусных сидений, отвечающих требованиям ГОСТ 33552-2015, прогнозируемый срок выпуска автобусов, предназначенных для перевозки детей от 1,5 до 16 лет - 2019-2020 год. Поскольку подвоз детей дошкольного возраста (до 6 лет) до образовательной организации и обратно осуществляется родителями самостоятельно на личном транспорте, АМР «Княжпогостский» в соответствии с постановлением № 248 от 17.03.2020 утверждено Положение о порядке и условиях выплаты денежной компенсации по организации транспортного обеспечения детей, проживающих в других населенных пунктах и обучающихся по программе дошкольного образования в образовательных организациях муниципального района «Княжпогостский», то есть закреплено право получения родителями денежной компенсации. Данным правом воспользовалась одна семья, проживающая в пст. Ракпас. Из ответа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми следует, что автобусы для перевозки детей от 1,5 до 6 лет в России не производятся и на закупку автобусов для дошкольных образовательных организаций республиканские средства в 2020-2021 годах не предусмотрены. Перевозка на общественном и ином транспорте возможна с возмещением затрат на перевозку обучающихся по постановлению органов местного самоуправления. Учитывая изложенное, АМР «Княжпогостский» принимаются меры по исполнению решения суда, но по независящим от юридического лица обстоятельствам исполнить решение суда не представляется возможным.
Защитник АМР «Княжпогостский» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила прекратить производство по делу, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Со стороны администрации принимаются все возможные меры по исполнению решения суда, направлены запросы во все предприятия, занимающиеся производством автобусов на территории Российской Федерации, а также в ряд специализированных организаций, занимающихся переоборудованием уже существующих пассажирских транспортных средств. Все юридические лица сообщили о невозможности производства автобусов в соответствии с требованиями ГОСТ 33552-2015 для детей дошкольного возраста. Министерство образования предоставило администрации района автобус, также не соответствующий таким требованиям.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 в судебное заседание не явилась. В адрес суда направлены возражения о том, что вина юридического лица установлена, АМР «Княжпогостский» на момент составления протокола каких-либо мер по исполнению требования судебного пристава-исполнителя не принято, бездействие не имеет объективных законных оснований.
Судья определил рассмотреть жалобу без участия должностного лица.
Изучив материалы дела, административный материал № 147/01, исполнительное производство № 7459/16/11008-ИП, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении установлено, что решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10мая 2016 года по гражданскому делу № 2-382/2016на АМР «Княжпогостский» возложена обязанность организовать транспортное обеспечение проживающих в других населенных пунктах и обучающихся по программе дошкольного образования воспитанников: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с.Шошка; муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Чернореченский; муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 комбинированного вида» г. Емвы; муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» г. Емвы; муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» пст. Тракт, путем организации их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно, с соблюдением требований п. 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. Решение вступило в законную силу 11.06.2016.
30 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Княжпогостскому району УФССП по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № 7459/16/11008-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением АМР «Княжпогостский» неоднократных требований об исполнении судебного решения судебным приставом – исполнителем ОСП по Княжпогостскому району вынесено постановление от18 мая 2017 года о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В последующем должнику неоднократно направлялись требования о необходимости исполнить решение суда, и предоставлялся срок для исполнения, также должник предупреждался об административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ.
05октября 2020 года в адрес должника направлялось требование в срок к 23 октября 2020 года принять меры к фактическому исполнению решения суда, в случае неисполнения, представить подтверждающие документы об уважительных причинах неисполнения решения суда, подробную информацию о проведенных мероприятиях.
В ответ на данное требование 23 октября 2020 года АМР «Княжпогостский» сообщено о том, что по вопросу организации транспортного обеспечения проживающих в других населенных пунктах и обучающихся по программе дошкольного образования воспитанников проведено совещание, по итогам которого направлены запросы в экспертные учреждения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в части установки сидений с системой крепления «ISOFIX», а также приобретения детских удерживающих кресел с системой крепления «ISOFIX» на имеющиеся автобусы, не предназначенные для перевозки детей до 6 лет. ГИБДД ОМВД по Княжпогостскому району сообщило о том, что дооборудовать школьные автобусы соответствующими детскими креслами невозможно, поскольку их установка не обеспечит безопасную перевозку детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ГОСТа 33552-2015 автобусы по усмотрению завода-изготовителя могут комплектоваться сидениями для детей и (или) сидениями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств «ISOFIX».
Из ответа ООО «Объединенный инженерный центр» от 07 августа 2020 года, следует, что в настоящее время для перевозки маленьких детей в механических транспортных средствах должны использоваться специальные детские удерживающие системы (автокресла), которые не входят в базовую конструкцию транспортного средства и приобретаются отдельно.
Данный ответ получен ОСП по Княжпогостскому району 26октября 2020 года.
Поскольку меры к фактическому исполнению решения суда в указанный в требовании срок АМР «Княжпогостский» приняты не были, в отношении АМР «Княжпогостский» судебным приставом-исполнителем ОСП по Княжпогостскому району 17ноября 2020 года составлен акт об обнаружении правонарушения, и составлен протокол № 147/01 об административном правонарушении.
В связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, 19 ноября 2020 года в отношении АМР «Княжпогостский» вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Копия постановления получена представителем администрации 20 ноября 2020 года.
Разрешая доводы жалобы, судья учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Из представленных материалов следует, что в соответствии с пунктом 2.4.1 ГОСТа 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний» для осуществления перевозок детей до 6 лет школьные автобусы марки «ПАЗ», «ГАЗ», «Форд-Транзит» должны быть укомплектованы заводом изготовителем сиденьями, предназначенными для размещения детского удерживающего устройства (далее – ДУУ), которые могут быть оборудованы системой крепления ДУУ «ISOFIX». Укомплектованные сиденья должны быть оборудованы системойкрепления ДУУ «ISOFIX» с возможностью установки ДУУ для детей массой от 9 до 18 кг. В случае, если школьные автобусы заводом изготовителем не укомплектованы данными сиденьями, необходимо внести изменения в конструкцию транспортного средства в части установки сидений с системой крепления «ISOFIX» (ответ ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району).
Должником предприняты меры для исполнения решения суда: направлен ряд запросов на предприятия, занимающиеся производством автобусов.
Из ответа ООО «ПАЗ» по вопросу переоборудования школьного автобуса ПАЗ 32053-70 с целью приведения его в соответствие с ГОСТом 33552-2015 следует, что ООО «ПАЗ» не проводит переоборудование автобусов, переоборудование, связанное с заменой сидений не рекомендуется, кроме того, в настоящее время не имеется сертифицированных автобусных сидений, отвечающих требованиям ГОСТ 33552-2015.
Из ответа ООО «Автомобильный завод ГАЗ» следует, что они не могут сообщить предполагаемые сроки появления автобусов для перевозки детей дошкольного возраста (до 6 лет) и стоимость изготовления данных автобусов, поскольку в существующем техническом законодательстве РФ отсутствуют требования к автобусам данной категории.
Согласно ответа ООО «Пежо Ситроен Рус» от 18 января 2021 года, в силу конструктивных особенностей базового транспортного средства PeugeotTraveller выполнить все требования ГОСТа 33552-2015 не представляется возможным (отсутствуют места для крепления багажных полок, отсутствует ОТТС на данный вид продукции типа «Школьный автобус».
Из ответа ООО «Соллерс Форд» от 12 января 2021 года следует, что в модельной линейке ООО «Соллерс Форд» имеются специализированные автобусы Форд Транзит для перевозки детей в возрасте от 6 лет. Автобусы на 14 или 21 посадочное место, оборудованы 4 точечными ремнями безопасности. Пункт 22.9 ПДД РФ регулирует перевозку детей легковым или грузовым автомобилем и не применим к автобусам. ООО «Соллерс Форд» производит легковые автомобили, все пассажирские места которых оснащены трехточечными ремнями безопасности.
В соответствии с постановлением АМР «Княжпогостский» № 248 от 17.03.2020 утверждено Положение о порядке и условиях выплаты денежной компенсации по организации транспортного обеспечения детей, проживающих в других населенных пунктах и обучающихся по программе дошкольного образования в образовательных организациях муниципального района «Княжпогостский», поскольку из объяснений защитника администрации, подвоз детей дошкольного возраста (до 6 лет) до образовательной организации и обратно осуществляется родителями самостоятельно на личном транспорте.
Из ответа на запрос, направленного в адрес Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми усматривается, что автобусы для перевозки детей от 1,5 до 6 лет в Российской Федерации не производятся и на закупку автобусов для дошкольных образовательных организаций республиканские средства Республики Коми в 2020-2021 годах не предусмотрены.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что неисполнение решения суда связано с тем, что ни одним заводом-изготовителем не производятся школьные автобусы, оборудованные сиденьями с 3-х точечным ремнем безопасности и креплением «ISOFIX», в соответствии с требованиями ГОСТа 33552-2015. На закупку автобусов для дошкольных образовательных организаций республиканские средства Республики Коми в 2020-2021 годах не предусмотрены.
Учитывая изложенные обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что АМР «Княжпогостский» принимаются все возможные меры для исполнения судебного решения, но по независящим от юридического лица обстоятельствам исполнить решение суда не представляется возможным.
Таким образом, неисполнение судебного решения обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием АМР «Княжпогостский».
Невозможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя в установленный требованием срок подтверждена материалами дела.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району Республики Коми от 19 ноября 2020 года к протоколу № 147/01 о привлечении юридического лица АМР «Княжпогостский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15КоАП РФ, в отношении АМР «Княжпогостский» - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника администрации муниципального района «Княжпогостский» удовлетворить.
Постановление начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району Республики Коми от 19 ноября 2020 года к протоколу № 147/01 о привлечении юридического лица администрации муниципального района «Княжпогостский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района «Княжпогостский» прекратить на основании подпункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии настоящего решения путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья Д.Е. Закидальский