ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 22.01.2021 Удомельского городского суда (Тверская область)

Дело №12-1/2021

УИД 69RS0034-01-2020-001051-79

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

22 января 2021 года город Удомля

Судья Удомельского городского суда Тверской области Минина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 на постановление административной комиссии Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

Постановлением административной комиссии Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 обратился в Удомельский городской суд Тверской области с жалобой на постановление административной комиссии Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года, в которой просит постановление административной комиссии отменить, производству по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия события правонарушения.

В обоснование доводов жалобы ФИО1 указывает, что его автомобиль находился на участке дикорастущей травы не имеющий ограждения, данный участок не является газоном, поскольку в техническом паспорте на озеленение города Удомля отсутствуют сведения озеленительных работ, устройство газонов, план/факт.

В соответствии с пунктом 5.24.2.2. Правил благоустройства и содержания территории Удомельского городского округа на территории Удомельского городского округа могут использоваться два вида озеленения: стационарное - посадка растений в грунт и мобильное - посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.).

Термин газон определен ГОСТом 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения», - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции, то есть, газон должен быть искусственно создан.

Согласно ответу от главы Удомельского городского округа ФИО2, травяной покров, созданный посевом семян специально подобранных трав, организован на территории парковой зоны по улице Венецианова города Удомля.

По мнению заявителя жалобы, указание в оспариваемом постановлении на термин «газон» противоречит ГОСТ 28329-89.

При вынесении постановления административная комиссия основывалась только на фотоснимках расположения автомобиля, и не учла доводы привлекаемого лица об отсутствии повреждений.

Также, заявитель жалобы выражает не согласие с указанием в оспариваемом постановлении, что расположение транспортного средства на газоне препятствует сохранению и развитию зеленого фонда города Удомля и его рекреационному назначению, данный земельный участок не имеет никаких обозначений об отнесении к какой-либо территории.

При рассмотрении жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 на постановление административной комиссией Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года, лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным.

В судебном заседании представитель административной комиссии Удомельского городского округа не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, судья приходит к выводу о том, что решение, принятое административной комиссией Удомельского городского округа, является законным и обоснованным, а доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно части 1 статьи 2.1 этого же Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Фактические обстоятельства административного правонарушения, вменяемого в вину ФИО1 установлены правильно и соответствуют доказательством, которые были исследованы в судебном заседании.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 04 августа 2020 года в 14 часов 20 минут ФИО1, управляя транспортным средством марки «Volkswagen Passat», цвет черный, государственный регистрационный знак , наехал на зеленое насаждение, расположенное на земельном участке, не входящем в лесной фонд, по адресу: <адрес>, а именно, на газон, согласно прилагаемой схеме расположения транспортного средства, и оставив транспортное средство на газоне, нанес механическое повреждение зеленому насаждению, что привело к негативному воздействию, в результате которого происходит частичное снятие поверхностного грунта и повреждение травы, что препятствует сохранению и развитию зеленого фонда города Удомля, а также его рекреационному назначению.

Тем самым ФИО1 нарушил подпункт «в» пункта 5.24.5.3. Правил благоустройства и содержания территории Удомельского городского округа, утвержденных решением Удомельской городской Думы №449 от 12 марта 2020 года, согласно которому в садах, парках, скверах и на иных территориях, относящихся к местам общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, запрещается: проезд и размещение автотранспортных средств, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий к уходом за зелеными насаждениями.

Своими действиями ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях».

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закон Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях» административном правонарушением признается повреждение деревьев, кустарников, газонов и цветников на землях, не входящих в лесной фонд, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно Правилам благоустройства и содержания территории Удомельского городского округа, утвержденным решением Удомельской городской Думы №449 от 12 марта 2020 года, зеленым насаждением является совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения (включая парки, леса, особо охраняемые природные территории, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Газон - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции, либо естественный травяной покров, содержащийся в режиме луговых угодий, допускающем хождение, игры и отдых на траве. Озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории Удомельского городского округа.

В соответствии с пунктом 5.24.5.3 Правил в садах, парках, скверах и на иных территориях, относящихся к местам общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, запрещается: устраивать свалки мусора, снега и льда, скола асфальта, сливать и сбрасывать отходы; сбрасывать снег с крыш на участках, занятых зелеными насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников; проезд и размещение автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; ломать деревья, кустарники, их ветви; разводить костры; засорять газоны, цветники; ремонтировать или мыть транспортные средства, устанавливать гаражи и иные укрытия для автотранспорта; самовольно устраивать огороды; пасти скот; добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи, приклеивать к деревьям объявления, номерные знаки, всякого рода указатели, провода и забивать в деревья крючки и гвозди для подвешивания гамаков, качелей, веревок, прикреплять средства размещения информации и наносить другие механические повреждения; добывать растительную землю, песок у корней деревьев и кустарника; сжигать листву, траву, части деревьев и кустарника.

В вину ФИО1 вменяется правонарушение в сфере благоустройства населенных пунктов. Предметом противоправного посягательства в данном случае являются элементы благоустройства (газон), которым противоправными действиями по парковке автомобиля причиняется вред и, как следствие, материальные права владельцев объекта благоустройства, а также нематериальные блага жителей населенного пункта на благоприятные условия проживания.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории поселения, включая озеленение территории, отнесена к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2).

В статье 2 названного Федерального закона определено, что под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В «Своде правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75» (СП 82.13330.2016) от 17 июня 2017 года, утвержденном Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года №972/пр, к элементам благоустройства территории отнесены декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства (пункт 3.23 Свода правил).

В соответствии с пунктом 3.12 актуализированной редакции СНиП III-10-75 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 16 декабря 2016 года №972/пр, объекты благоустройства территории: территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, которое в соответствии с пунктом 3.2 указанного Свода правил представляет комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Согласно ГОСТу 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения», введенному 01 января 1991 года, газоном является травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции (пункт 38).

Кроме того, в указанной сфере действует СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий» и Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года №153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».

Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что газон, как элемент благоустройства территории населенного пункта, несет в себе как нематериальное благо, так и материальную ценность. Указанный объект является рукотворным: созданным либо путем посева соответствующих трав, либо путем ухода за дикорастущими травами, в том числе, обозначенными бордюрным камнем, невысокой оградой, сохранением формы газона.

Именно такой объект, как один из элементов благоустройства территории, защищается путем введения административной ответственности за его порчу путем размещения на нем транспортных средств.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом №92 об административном правонарушении от 17 сентября 2020 года, в соответствии с которым в нарушение подпункта «в» пункта 5.24.5.3. Правил благоустройства и содержания территории Удомельского городского округа, утвержденных решением Удомельской городской Думы №449 от 12 марта 2020 года, 04 августа 2020 года в 14 часов 20 минут ФИО1, управляя транспортным средством марки «Volkswagen Passat», цвет черный, государственный регистрационный знак , наехал на зеленое насаждение, расположенное на земельном участке, не входящем в лесной фонд, по адресу: <адрес>, а именно, на газон (л.д. 2-4).

О дате и времени составления протокола об административном правонарушении ФИО1 извещен надлежащим образом. Данный факт не оспаривался им в судебном заседании.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе и иных материалах отражены все сведения, необходимые для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

- Актом осмотра территории №01-08 от 04 августа 2020 года, которым зафиксировано месторасположение транспортного средства марки «Volkswagen Passat», цвет черный, государственный регистрационный знак , наехал на зеленое насаждение, расположенное на земельном участке, не входящем в лесной фонд, по адресу: <...> в районе дома 11 (л.д. 5).

- Фотоматериалами (л.д. 6,7).

- Техническим паспортом на озеленение 33-ЖУ-9 г. Удомля (паспорт объекта зеленых насаждений (л.д. 8-10).

- Выпиской из Реестра муниципального имущества Удомельского городского округа в отношении объекта на озеленение 33-ЖУ-9 г. Удомл (л.д. 11).

- Карточкой учета транспортного средства марки «Volkswagen Passat», цвет черный, государственный регистрационный знак H696CM,69 (л.д. 14).

- Техническим паспортом на озеленение по адресу: Тверская область, улица Левитана, дом 11, в соответствии с которым к составляющим элементам относятся деревья, кустарники и газон (л.д. 21-26).

- Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17сентября 2020 года. Уведомление о явке 21 сентября 2020 года получено ФИО1 17 сентября 2020 года под расписку (л.д. 27,28).

- Выпиской из протокола №10 заседания административной комиссии Удомельского городского округа от 21 сентября 2020 года, согласно которой ФИО1 принимал личное участие при рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 29-30).

- Постановлением о назначении административного наказания №87 от 21 сентября 2020 года, в соответствии с которым 04 августа 2020 года в 14 часов 20 минут ФИО1, управляя транспортным средством марки «Volkswagen Passat», цвет черный, государственный регистрационный знак , наехал на зеленое насаждение, расположенное на земельном участке, не входящем в лесной фонд, по адресу: <...> в районе дома 11, а именно, на газон. Установка транспортного средства на газоне, с учетом размера и веса автомобиля, представляет собой механическое повреждение зеленого насаждения (газона), в результате которого происходит частично снятие поверхностного грунта и повреждение корневой системы травы. Поскольку в протоколе об административном правонарушении указывается о единичном случае установки транспортного средства на газоне, невозможно утверждать, что действия ФИО1 привели к уничтожению зеленых насаждений. Однако при установке транспортного средства на зеленых насаждениях (газоне) происходит повреждение травы и частичное снятие поверхностного грунта, что подтверждает наличие угрозы причинения вреда объектам растительного мира и окружающей среды. Частичное отсутствие травы на месте установки транспортного средства является лишь следствием неоднократного заезда и установки транспортных средств на газонах, в результате чего зеленое насаждение уничтожается, утрачивается возможность к самовосстановлению естественной растительности газона.

Административная комиссия Удомельского городского округа, оценив в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства, пришла к правильному выводу о совершении ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 36 Закон Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях». Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.

Материалы дела об административном правонарушении были составлены без нарушений, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вопреки утверждениям заявителя жалобы, на представленных в материалах дела об административном правонарушении фотоснимках видны наличие бордюрного камня и элементы ограждения, ограждающих указанную территорию.

ФИО1 не оспаривается факт изображения на фотоснимке принадлежащего ему транспортного средства.

По мнению судьи, рассматривающего жалобу, представленные административной комиссией доказательства являются достаточными для установления вины ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Неудовлетворительное состояние газона, вызванное систематическим размещением транспортных средств, а также отсутствие бордюрного камня между газоном и обочиной дороги на квалификацию и доказанность действий ФИО1 не влияет.

Вопреки доводам жалобы сомневаться в наличии зеленых насаждений на газоне на месте парковки автомобиля в момент обнаружения правонарушения оснований не имеется.

Помимо этого, парковка автомобиля на газоне также может негативно повлиять на дальнейший рост семян и корневищ травяных растений, находящихся в плодородном слое почвы данного газона. При этом наличие на газоне дикорастущих трав не противоречит понятию газона.

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Довод жалобы о том, что место, на котором находилось транспортное средство ФИО1, не подпадает под понятие «газон», основан на субъективном толковании закона и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

Данное место соответствует признакам газона, размещение на нем транспортного средства причиняет вред и создает угрозу его причинения объекту административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях», - правоотношениям в сфере благоустройства.

Таким образом, факт размещения транспортного средства ФИО1 доказан. Следовательно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой, надлежащими доказательствами установлена.

Обстоятельства владения транспортным средством и отсутствие выбытия такового из владения транспортного средства ФИО1 не оспаривались.

Таким образом, событие вмененного ФИО1 правонарушения является доказанным, его привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях» - обоснованным.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемых к процедуре производства по делу об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела по существу Административной комиссией Удомельского городского округа, при рассмотрении жалобы, не установлено.

Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическая квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, является правильной.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления административной комиссии Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 36 Закон Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 не имеется.

Учитывая изложенное, жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, надлежит оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление административной комиссии Удомельского городского округа №87 от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 36 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, - оставить без изменения, а жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Удомельский городской суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Минина

Дело №12-1/2021

УИД 69RS0034-01-2020-001051-79