ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 22.01.2021 Завитинского районного суда (Амурская область)

Дело № 12-1/2021 (12-46/2020;)

УИД: 28RS0007-01-2020-000658-28

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 января 2021 года г. Завитинск

Судья Завитинского районного суда Амурской области Никитина А.Е.,

при секретаре Тягло А.В.,

с участием директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1,

представителя Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 Ж.А. /Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.23 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МУГАДН) ФИО2 Ж.А. /Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении директор МБОУ СОШ <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.23 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <***> часов в <адрес> ФИО1 допустила осуществление МБОУ СОШ <адрес> организованной перевозки группы детей (учащихся в количестве 16 детей и 1 сопровождающего) транспортным средством категории М3 (автобусом) ПАЗ <***>, гос. номер RUS, под управлением водителя ФИО6 по маршруту «<адрес><адрес>» (путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ оформлен МБОУ СОШ <адрес>) с нарушением требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, а именно: не обеспечено наличие у водителя ФИО6 копии уведомления ГИБДД об организованной перевозке группы детей, чем нарушила пп. «в» п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ СОШ <адрес> ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой, с учетом уточнений просила отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить, в обоснование указав, что считает постановление по делу об административном правонарушении /Ц от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, не учтены имеющиеся смягчающие вину обстоятельства. В жалобе указала, при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ она (директор МБОУ СОШ <адрес>) находилась на рабочем месте, какие-либо документы у нее, как директора МБОУ СОШ <адрес>, истребованы не были. Участия в составлении документов по результатам проверки она не принимала. С актом проверки ее не знакомили, копию акта проверки она не получала. Обстоятельства проверки, основания и результаты доведены не были. О том, что в ходе проверки были выявлены какие-то недостатки уведомлена не была, суть вменяемого в вину правонарушения не разъяснялась. Водителю школьного автобуса сотрудниками, осуществлявшими проверку, было сообщено, что замечаний и нарушений в ходе проверки не выявлено. Копию акта проверки водителю школьного автобуса также не вручали. Документы, на основании которых была назначена и проведена проверка, с учетом требований постановления Правительства РФ от №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ей, как директору МБОУ СОШ <адрес>, для ознакомления предоставлены не были, копии не вручены, что является нарушением права на защиту. Также указала, что на официальном сайте ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МУГАДН размещен приказ №71 от 16 апреля 2020 года, которым плановые проверки в отношении МБОУ СОШ <адрес> были отменены (п. 139). Полагает, что при проведении планового (рейдового) осмотра автобусов лицензиата проверка соблюдения требований, предусмотренных, в частности п.п. «в» п.4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» - не должна была осуществляться, поскольку проверка данных требований отнесена к компетенции плановой выездной проверки. Также указала, что перевозка обучающихся МБОУ СОШ <адрес> осуществляется транспортным средством (автобусом) образовательного учреждения по маршруту, утвержденному распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении школьных автобусных маршрутов на 2020-2021 учебный год». В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ совместно с Минтрансом России и МВД России от 29 июля 2014 г. №08-988 «О направлении методических рекомендаций» (разработаны совместно с Минтрансом России и МВД России), в учреждении разработан и согласован с руководством ОГИБДД ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ «Паспорт дорожной безопасности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ школьные маршруты образовательных учреждений <адрес> были согласованы с Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес>. В соответствии с требованиями рассматриваемых методических рекомендаций, межведомственной комиссией, в состав которой входил также врио начальника отделения ГИБДД ОМВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование школьного маршрута МБОУ СОШ <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ на обследованном маршруте недостатков не выявлено. В Паспорте дорожной безопасности МБОУ СОШ <адрес> указаны полные сведения об образовательном учреждении, автобусе, использующемся для перевозки обучающихся, водителе, управляющем автобусом, количестве перевозимых обучающихся, расписании (времени) движения и пунктах остановки автобуса. Имеется схема маршрута с указанием опасных участков и дорожных знаков. Полагает, что доставка обучающихся в образовательные организации, развоз обучающихся по утвержденному маршруту, выделены в отдельный вид регулярных маршрутных школьных перевозок и не тождественны отдельно определенному виду перевозок - организованные перевозки групп детей при организации туристско - экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно -массовых мероприятий, определенных методическими рекомендациями (п. 1.3 методических рекомендаций от 29 июля 2014 года №08-988). Утвержденный органом местного самоуправления маршрут, является самостоятельным видом регулярных маршрутных школьных перевозок, который заранее обследуется и согласовывается с органами ГИБДД, и о начале перевозок по которому органы ГИБДД заранее осведомлены, т.к. участвуют в разработке и согласовании документов школьного маршрута. Открытие движения по данному маршруту оформляется распоряжением главы района. Считает, что по смыслу п. 10 «Правил организованной перевозки групп детей автобусами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 понятие несколько планируемых организованных перевозок, в отношении которых может подаваться уведомление об организованной перевозке групп детей в подразделение Госавтоинспекции, не подразумевает регулярные перевозки по одному маршруту несколько раз в день на протяжении всего учебного года. Полагает, что указанными Правилами регламентируются именно организованные перевозки групп детей при организации туристско - экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно - массовых мероприятий, проведение которых требует выезда школьного автобуса за пределы утвержденного постоянного школьного маршрута, что соответственно и требует соблюдения дополнительных мер безопасности и отдельного уведомления органов Госавтоинспекции о том, по какой причине данный школьный автобус находится на ранее не согласованном маршруте. В <***>ДД.ММ.ГГГГ автобус образовательного учреждения находился на указанном утвержденном маршруте, в связи с чем, отдельное, дополнительное уведомление об организации перевозки детей автобусом образовательного учреждения в подразделение Госавтоинспекции МБОУ СОШ <адрес> не направлялось.

Также в жалобе указала, что Восточно-Сибирским МУГАДН неправомерно не установлено, что совершенное правонарушение не может быть квалифицировано, как малозначительное.

Срок подачи жалобы на оспариваемое постановление не пропущен.

Государственный инспектор отдела АТиАДН Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращалась.

При таких обстоятельствах, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося государственного инспектора отдела АТиАДН Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3

В представленном суду письменном отзыве государственный инспектор отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 Ж.А. считает жалобу на оспариваемое постановление необоснованной и неподлежащей удовлетворению, поскольку доводы директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 основаны на неправильном истолковании норм действующего законодательства Российской Федерации. Доводы о том, что при проверке, проведенной ДД.ММ.ГГГГ какие-либо документы истребованы не были, участия в составлении документов по результатам проверки не принимала, с Актом (протоколом) проверки меня не знакомили, копию Акта проверки не получала, о том, что в ходе проверки были выявлены какие- то недостатки, а тем более признаки административного правонарушения, уведомлена не была, документы, на основании которых была назначена и проведена проверка, с учетом требований постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для ознакомления предоставлены не были, копии не вручены, не имеет правового значения, так как плановый (рейдовый) осмотр транспортного средства, не является плановой или внеплановой проверкой юридического лица, в связи с чем директор МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 не была уведомлена о данном мероприятии. Полагает, что довод о том, что ДД.ММ.ГГГГ в <***> минут школьный автобус двигался по школьному маршруту, утвержденного учредителем, согласованным ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД по <адрес>, а также согласно «Паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения», также согласованному с Госавтоинспекцией ДД.ММ.ГГГГ, не освобождает директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 от обязанности исполнения пп. «в» п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», предусматривающих в порядке приказа МВД России от 30.12.2016 № 941 на подачу уведомления об организованной перевозке группы детей с указанием даты и времени осуществления перевозок. Довод директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 о том, что имеются правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не состоятелен, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Кроме того, деятельность по перевозке пассажиров (в данном случае организованной перевозки группы детей) связана с эксплуатацией источника повышенной опасности, следовательно, при осуществлении такого вида деятельности необходимо неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия. Безопасность дорожного движения - основная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан (статьи 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Директор МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 при осуществлении лицензируемого вида деятельности обязана строго соблюдать все требования действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующие организацию безопасности дорожного движения. Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о невозможности отнесения совершённого директором МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 административного правонарушения к разряду малозначительных.

На основании изложенного, считает, что постановление государственного инспектора отдела АТиАДН Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ/Ц является законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 отказать.

В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, директор МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объёме, а также указала, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МБОУ СОШ <адрес> не было указано в чем выразилось административное правонарушение, о том, что надзорным органом установлено отсутствие уведомления Госавтоинспекции об организованной перевозке детей автобусом ей было доведено в ходе телефонного разговора, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ею были подготовлены возражения с объяснениями, аналогичными доводам жалобы. Также указала, что при вынесении постановления не учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства наличие у нее на иждивении малолетнего ребенка.

В судебном заседании представитель Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5 доводы отзыва на жалобу поддержал в полном объеме, а также дополнил, что водителю МБОУ СОШ <адрес> копия акта рейдового осмотра была вручена в тот же день, о чем он собственноручно расписался, видеоматериал приобщенный к акту осмотра в полном объеме не сохранился. В ходе проведенного в рамках возбужденного дела об административном правонарушении в отношении юридического лица МБОУ СОШ <адрес> административного расследования было установлено отсутствие уведомления Госавтоинспекции об организованной перевозке детей автобусом, указанное уведомление не предъявлялось водителем в момент осмотра, все предъявленные водителем документы были указаны в акте осмотра. В связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении в отношении, в том числе, директора МБОУ СОШ <адрес>. То обстоятельство, что в акте не было прямо указано об отсутствии у водителя соответствующего уведомления, при его фактическом отсутствии на состав административного правонарушения не влияет. Также указал, что понятие «Организованная перевозка группы детей» - это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей. Организованная перевозка группы детей не относится к регулярным перевозкам, осуществляемым по регулируемым или нерегулируемым тарифам, которые регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ. Уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок групп детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок - с указанием различного периода таких перевозок - месяц, полгода и т.п.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял управление транспортным средством категории М, марки ПАЗ <***>, государственный регистрационный знак , принадлежащим МБОУ СОШ <адрес>. Въехав на территорию школы, был остановлен сотрудниками Восточно-сибирского МУГАДН. В ходе осмотра им были предъявлены документы, каждый из которых указан в акте осмотра, в котором он расписался, но копия акта ему не вручалась. Уведомление Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей он при осмотре не предъявлял, такого документа у него не было. По результатам проверки ему сказали, что замечаний нет, о чем он сообщил директору МБОУ СОШ <адрес>.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, представленные документы суд приходит к следующему.

В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Согласно абзаца 9 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют нарушения требований к перевозке детей, установленных специальными правилами, а именно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей.

В соответствии с пунктом 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 (здесь и далее в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений), для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие документов у водителя в том числе: пп. «в» - копии решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или копии уведомления об организованной перевозке группы детей.

Согласно пункта 10 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения. Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки - в междугородном сообщении, не позднее 24 часов до начала перевозки - в городском и пригородном сообщениях.

Согласно п. 3 приказа МВД России от 30.12.2016 года № 941 «Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в уведомлении указываются: количество перевозимых детей, дата начала и окончания перевозки (п. 3.1). В случае осуществления организованной перевозки группы детей организацией - полное наименование с указанием организационно-правовой формы, адрес места нахождения, номер телефона и (или) факса, адрес электронной почты (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (п. 3.2.).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 7 настоящей статьи.

В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.

В соответствии с пунктами 3, 5, 7, 8, 9 Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минтранса России от 03 июня 2015 года № 180, целью оформления плановых (рейдовых) заданий и их результатов является проведение мероприятий по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, и закрепление результатов проведенных указанных мероприятий.

Плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора. По результатам проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта государственными транспортными инспекторами составляется и подписывается акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.

Акт результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта составляется на каждое транспортное средство в двух экземплярах, один экземпляр вручается водителю.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, в частности, подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением начальника Восточно-Сибирского межрайонного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Восточно-сибирское МУГАДН) ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ-ПРЗ/М утверждены плановые (рейдовые) задания на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В п.4 указанного распоряжения назначены должностные лица, уполномоченные на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.

О проведении мероприятии по проверкам транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ПРЗ/м направлено уведомление №<***> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес>.

Из протокола об административном правонарушении /Ц от ДД.ММ.ГГГГ следует что ДД.ММ.ГГГГ в 08.17 по адресу: <адрес> ФИО1 допустила осуществление МБОУ СОШ <адрес> организованной перевозки группы детей (учащихся в количестве 16 детей и 1 сопровождающего) транспортным средством категории М3 (автобусом) <***>, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО6 по маршруту «<адрес><адрес>» (путевой лист автобуса А19 от ДД.ММ.ГГГГ оформлен МБОУ СОШ <адрес>) с нарушением требований к перевозке детей, установленных правилами организованной перевозки группы детей автобусами, а именно не обеспечено наличие у водителя ФИО6 копии уведомления об организованной перевозке группы детей, чем нарушила пп. «в» п.4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 года №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 года «196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Таким образом, директор МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 не обеспечила наличие у водителя ФИО6 документов, необходимых для организованной перевозки детей, а именно: копии уведомления ГИБДД об организованной перевозке группы детей.

Факт совершения директором МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении /Ц от ДД.ММ.ГГГГ; актом /Р от ДД.ММ.ГГГГ результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства категории М, марки ПАЗ <***>, государственный регистрационный знак , принадлежащего МБОУ СОШ <адрес>, путевым листом автобуса необщего пользования от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащимися в подданных ее возражениях.

Как усматривается из акта /Р от ДД.ММ.ГГГГ результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства, материалов дела в ходе осмотра водителем были предъявлены: копия свидетельства о регистрации транспортного средства; страховой полис серии ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ; копия водительского удостоверения, путевой лист автобуса необщего пользования от ДД.ММ.ГГГГ; журнал регистрации подвоза детей из <адрес> в <адрес>; инструкция для водителя и сопровождающих, график движения автобуса; телефоны оперативных служб, список обучающихся МБОУ СОШ <адрес>, подвозимых из <адрес> на 2019-2020 учебный год; схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений.

В составленном по результатам осмотра указанном акте имеется подпись водителя ФИО6 о получении его копии и ознакомлении с актом.

Указанный протокол об административном правонарушении соответствует, требованиям, предъявляемым ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Срок составления протокола, установленный КоАП РФ, не является пресекательным.

Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МУГАДН) ФИО2 Ж.А. /Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении директор МБОУ СОШ <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.23 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Довод заявителя о том, что доставка обучающихся в образовательные организации, развоз обучающихся по утвержденному маршруту, относится к регулярным маршрутным школьным перевозкам не основан на законе. Тогда как понятие организованной перевозки группы детей определен пунктом 1.2 Правил дорожного движения, порядок перевозки которой регламентируется Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177.

При таких обстоятельствах, ссылка заявителя на п. 3.1 письма Министерства образования и науки РФ совместно с Минтрансом России и МВД России от 29 июля 2014 г. №08-988 «О направлении методических рекомендаций» по существу не обоснован.

Указанные заявителем обстоятельства о том, что утвержденный органом местного самоуправления маршрут школьных перевозок, который заранее обследуется и согласовывается с органами ГИБДД, и о начале перевозок по которому органы ГИБДД заранее осведомлены, т.к. участвуют в разработке и согласовании документов школьного маршрута; открытие движения по данному маршруту оформляется распоряжением главы района - сами по себе не свидетельствуют о выполнении требований пп. «в» п. 4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

При этом наличие в паспорте дорожной безопасности МБОУ СОШ <адрес> сведений об образовательном учреждении, автобусе, использующемся для перевозки обучающихся, водителе, управляющем автобусом, количестве перевозимых обучающихся, расписании (времени) движения и пунктах остановки автобуса, схема маршрута с указанием опасных участков и дорожных знаков, не могут быть рассмотрены как уведомление ГИБДД об организованной перевозке группы детей, содержание которого определено п. 3 приказа МВД России от 30.12.2016 года № 941 «Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами», и должно содержать количество перевозимых детей, дата начала и окончания перевозки.

Вместе с тем, на основании п. 10 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) уведомление об организованной перевозке группы детей может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.

Доводы заявителя жалобы о том, что фактически проводилась проверка юридического лица МБОУ СОШ <адрес>, при этом предусмотренные законом требования, изложенные ею в жалобе необходимые к соблюдению при проведении непосредственно проверки соблюдены не были, судья находит несостоятельными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследования транспортного средства категории М3 (автобус) ПАЗ <***>, государственный регистрационный знак в процессе его эксплуатации, на основании Распоряжения <***>.

Согласно ст. 8.3. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ плановый (рейдовый) осмотр (обследование) транспортных средств относится к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.

При таких обстоятельствах уведомление директора МБОУ СОШ <адрес> об осмотре транспортного средства не требовалось.

Довод заявителя о том, что водителю копия акта осмотра вручена не была суд находит несостоятельным, поскольку в акте водитель своей подписью удостоверил то, что копия акта им получена. В ходе судебного заседания водитель указал, что акт соответствует действительности, изложенное в нем верно.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 показал, что ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял управление транспортным средством категории М, марки ПАЗ <***>, государственный регистрационный знак , принадлежащим МБОУ СОШ <адрес>. Въехав на территорию школы, был остановлен сотрудниками Восточно-сибирского МУГАДН. В ходе осмотра им были предъявлены документы, каждый из которых указан в акте осмотра, в котором он расписался, но копия акта ему не вручалась. Уведомление Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей он при осмотре не предъявлял, такого документа у него не было. По результатам проверки ему сказали, что замечаний нет, о чем он сообщил директору МБОУ СОШ <адрес>.

Ссылка на то, что при проведении планового (рейдового) осмотра автобусов лицензиата проверка соблюдения требований, предусмотренных, в частности п.п. «в» п.4 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» - не должна была осуществляться, судья также находит несостоятельным, поскольку в силу требований п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобуса, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» - при осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами лицензиата помимо лицензионных требований, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, лицензиат обязан выполнять требования, предусмотренные пунктом 3, подпунктами «б» и «в» пункта 4, пунктами 11, 12, 15 и 17 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

При вынесении государственным инспектором отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 Ж.А. постановления о назначении административного наказания /Ц от ДД.ММ.ГГГГ учитывались характер совершенного административного правонарушения, а также личность виновной.

Каких-либо отягчающих обстоятельств административную ответственность по делу не имеется.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, должностным лицом при вынесении постановления было учтено совершение административного правонарушения впервые.

Довод заявителя о том, что при вынесении постановления не учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства наличие малолетнего ребенка, суд находит несостоятельным, поскольку ст. 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, такого основания не предусматривает.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Административное наказание назначено директору МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25000 рублей, таким образом и оснований для уменьшения размера штрафа должностным лицом при вынесении постановления о назначении административного наказания в соответствии с требованиями ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не имелось.

Постановление о назначении директору МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления о назначении административного наказания, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Поскольку в действиях директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.23 КоАП РФ, оснований для удовлетворения жалобы ФИО1 и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительностью правонарушения, а предоставляет право принять такое решение только суду.

Понятие малозначительности деяния является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку с учетом его характера и роли правонарушителя оно представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 Ж.А. каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, не допущено, в связи с чем по данному основанию обжалуемое постановление отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 Ж.А. /Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.23 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1 оставить без изменения, а жалобу директора МБОУ СОШ <адрес> ФИО1, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд <адрес> в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Судья А.Е. Никитина