ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 28.01.2021 Черноярского районного суда (Астраханская область)

№ 12-1/ 2021

Р Е Ш Е Н И Е

с. Черный Яр Астраханской области 28 января 2021 г.

Черноярский районный суд Астраханской области в составе :

председательствующего судьи Рясковой Н.А.,

при помощнике судьи Калиш Г.А.

с участием представителя юридического лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования «Черноярский район» на постановление от 4 сентября 2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Администрация муниципального образования «Черноярский район» обратилась суд с жалобой на постановление от 4 сентября 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, которым Администрация муниципального образования «Черноярский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившимся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления; и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

По доводам жалобы Администрация муниципального образования «Черноярский район» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, а в силу законодательства в области обращения с отходами и охраны окружающей среды принимает участие только в организации такой деятельности. Кроме того, обращается внимание на то, что не установлена принадлежность земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Черноярский район» ФИО2 поддержал жалобу по тем же основаниям.

Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют действие или бездействие, состоящие в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 51 (ч.1 и2 )Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Согласно абзацу 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что Межрегиональное управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям области, руководствуясь приказом от 16.08.2011г. № 610 «Об утверждении плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации», были проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых выявлены факты захламления отходами производства и потребления, строительными отходами земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: 1) <...> м. на северо-запад от дома № 7, в пределах географических координат: 48.140667, 46.040944; 2) Астраханская обл., Черноярский район, 2,9 км по направлению на юг от с. Черный Яр в пределах географических координат: 48.0262993, 46.1011065; 3) Астраханская обл., Черноярский район, с. Соленое Займище территория старой свалки, в пределах географических координат: 47.9224223, 46.1102220; 4) Астраханская обл., Черноярский район, с. Соленое Займище 650 м. на северо-запад от АЗС, 524 м. на запад от трассы Е40, в пределах географических координат: 47.9195658, 46.1185821; 5) <...> м. на север от с.Черный Яр, территория старых очистных сооружений, в пределах географических координат: 48.0735223, 46.1008818; 6) Астраханская обл., Черноярский район, с. Черный Яр 160 м. на север от с.Черный Яр, территория кирпичного завода, в пределах географических координат: 48.0747383, 46.1087330; 7) <...> м. на запад от р. Волга, рядом с базой СХЗ «Черноярец», в пределах географических координат: 48.0454546, 46.1142399; 8) <...> м. на запад от общежития № 43 по ул. К. Савельева, в пределах географических координат: 48.070809, 46.101799; 9) <...> км. на юг от р. Волга, 940 м. на запад от с. Каменный Яр, в пределах географических координат: 48.4410569, 45.5500098; 10) <...> м. на восток от <...> м. на юго-западнее р.Волга, в пределах географических координат: 48.439506, 45.586642; 11) Астраханская обл., Черноярский район, с. Каменный Яр, территория бывшей АЗС колхоза «Каменноярский», в пределах географических координат: 48.439839, 45.552179; 12) <...> м. по направлению северо-запад от ул. Советская д.3, в пределах географических координат: 48.315939, 45.612733; 13) <...> м. на запад от <...> км. на юг от Вязовка-Солодники, в пределах географических координат: 48.3157116, 45.5882078; 14) Астраханская обл., Черноярский район, <...> м. на северо-запад от с. Поды, территория старой свалки в пределах географических координат: 48.2627928, 45.8803667; 15) <...> км. на юго-запад от с. Старица, территория старой свалки в пределах географических координат: 48.2026774, 45.9342697; 16) <...> м. на северо-запад от дома № 14 по ул. Юбилейная, в пределах географических координат: 48.221440, 45.953334; 17) <...> м. на юго-восток от детсада Тюльпан, в пределах географических координат: 48.223600, 45.946694; 18) <...> м. на северо-запад от ул.Ленина, 750 м. на северо-восток от АЗС «Лукойл», в пределах географических координат: 48.233731, 45.923142.

В ходе проведения рейдовых мероприятий 22.08.2019 г.; 01.10.2019г.; 02.10.2019г. на территории Черноярского района выявлены факты захламления отходами производства и потребления, строительными отходами земельных участков, расположенных по вышеуказанным адресным ориентирам, что подтверждается актами обследования территории и фототаблицами, протоколами отбора проб отходов и почвы ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» «ЦЛАТИ по АО».

Постановлением от 4 сентября 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Администрация муниципального образования «Черноярский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Оценив представленные суду материалы, суд приходит к выводу о том, что доводы жалобы о том, что Администрация муниципального образования не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, основан на неверном толковании закона и опровергается установленными по делу обстоятельствами.

Так, Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области N 42-п от 23 сентября 2016 года "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области" несанкционированные свалки, являющиеся предметом рассмотрения данного дела внесены в Перечень мест несанкционированного размещения отходов с указанием их подробных адресов, географических координат, с отметкой о том, что государственная собственность данных участков не разграничена либо собственник не установлен. Ответственным лицом за их ликвидацию и рекультивацию является администрация соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 указанного ГОСТа).

Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Черноярского района Астраханской области, собственник отходов в данном случае не установлен, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является Администрация Черноярского района, то последняя в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа является собственником отходов.

В силу пункта части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ч.1 ст. 13 и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Эти же положения отражены в Уставе муниципального образования "Черноярский район" и «Положении об администрации муниципального образования "Черноярский район".

Администрация муниципального образования "Черноярский район" Астраханской области, являясь юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера, имела возможность обеспечить выполнение установленных природоохранным законодательством правил обращения с отходами, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица, подтверждены материалами проверок и полно отражены в протоколе об административном правонарушении. Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 2.9, ст. 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р е ш и л :

Постановление от 4 сентября 2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации муниципального образования «Черноярский район» оставить без изменения, жалобу Администрации муниципального образования «Черноярский район» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ряскова Н.А.