ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2021 от 29.01.2021 Ивнянского районного суда (Белгородская область)

Дело № 12-1/2021

УИД31RS0010-01-2019-000484-09

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пос. Ивня Белгородской области 29 января 2021 года

Судья Ивнянского районного суда Белгородской области Бойченко С.И.,

с участием, представителя ООО «Свинокомплекс Курасовский» ФИО1,

с надлежащем извещением Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области и старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в соответствии со ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ жалобу представителя ООО «Свинокомплекс Курасовский» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области от 27.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ в отношении ООО «Свинокомплекс Курасовский»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 27.09.2019 года ООО «Свинокомплекс Курасовский» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства» и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Из постановления следует, что 06.08.2019 года в 13 часов 30 минут на земельном участке с кадастровым номером 31:01:0000000:230, а именно на поле с кадастровым номером 31:01:0703003:7, расположенном восточнее с.Драгунка Ивнянского района Белгородской области установлен факт сброса, розлива жидких свиноводческих стоков при их транспортировке с применением шланговой системы из лагун ООО «Свинокомплекс Курасовский» (площадка Драгунка – доращивание и откорм).

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «Свинокомплекс Курасовский» ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы сослалась на то, что на производственных площадках ООО «Свинокомплекс Курасовский» в процессе основного вида деятельности - выращивания свиней образуется отход «навоз свиной жидкий». Данные отходы производства в соответствии с лицензией от 05.07.2016 года утилизируются и получается продукт – органическое удобрение на основании технических условий ТУ 20.15.80-003-59391579-2018. Таким образом, обществом реализуются не отходы животноводства, а органические удобрения. Исследование химического состава вносимого в почву продукта на предмет соответствия ГОСТу госорганом не проводилось.

В судебном заседании представитель ООО «Свинокомплекс Курасовский» ФИО1 жалобу на постановление по делу об административном правонарушении поддержала по доводам, изложенным в жалобе.

Представители Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в судебное заседание не явились, о причинах не явки суду не сообщили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате обращения с отходами животноводства, а также в области обеспечения безопасности населения и территорий.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 06.08.2019 года в 13-30 часов на земельном участке с кадастровым номером 31:01:0000000:230, а именно на поле с кадастровым номером 31:01:0703003:7, расположенном восточнее с. Драгунка Ивнянского района Белгородской области установлен факт сброса, розлива жидких свиноводческих стоков при их транспортировке с применением шланговой системы из лагун ООО «Свинокомплекс Курасовский» (площадка Драгунка – доращивание и откорм).

Приведенные обстоятельства, отраженные в акте осмотра земельного участка от 6 августа 2019 года, явились основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 6 сентября 2019 года № 02/035/79/2019, предусмотренном частью 1 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ООО «Свинокомплекс Курасовский» постановлением должностного лица от 27 сентября 2019 года № 10/035/56/2019 к административной ответственности, установленной данной нормой.

Однако изучив материалы дела судья приходит к выводу, что доказательств того, что действия Общества по внесению в почву удобрений содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды, в материалах дела не представлено. Также материалы дела не содержат сведения о том, что вносимое на земельный участок вещество не соответствует требованиям ГОСТ по наличию пестицидов и радионуклидов.

Кроме того, в самом протоколе должностного лица имеются противоречия, которые не были устранены представителем Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области до рассмотрения настоящего дела по существу. Так при описании обстоятельств совершенного правонарушения государственный инспектор указывает на то, что сброс и розлив свиноводческих стоков при их транспортировке на поле с применением шланговой системы осуществлялись из лагун ООО «Свинокомплекс Курасовский», в то время как далее приводятся пояснения представителя общества о том, что внесение удобрений производилось из навозохранилища, на основании чего был сделан вывод о том, что Общество само подтвердило тот факт, что в почву вносился навоз свиней свежий, который был назван органическим удобрением. Вместе с тем, как следует из каталожного листа продукции (код ЦСМ 145, группа КГС (ОКС) Л15, регистрационный номер 012831), на продукт на основе свиноводческих навозных стоков (жидкий), производимый ООО «Свинокомплекс Курасовский», при описании характеристики продукции указано, что свиные навозные стоки, поступают вначале в навозные ванны, затем по истечении двух недель удаляются в навозонакопители, представленные открытыми, заглубленными в землю лагунами и именно из указанных лагун уже продукт на основе свиноводческих навозных стоков применяется под сельскохозяйственные культуры всех видов в промышленном растениеводстве (л.д. 21).

Также в постановлении должностного лица не содержится каких-либо доказательств, что обнаруженные при осмотре на земельном участке именно 6 августа 2019 года и поименованные в акте как жидкие свиноводческие стоки, являются свежим навозом свиней, а не продуктом на основе свиноводческих навозных стоков. При этом ссылку на протоколы испытаний от 17 июля 2019 года, при отсутствии иных доказательств, нельзя признать обоснованной.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2.4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.

Согласно ст. 28.9 КоАП РФ установлено, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Поскольку не представлено доказательств виновности ООО «Свинокомплекс Курасовский» в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ судья приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы ООО «Свинокомплекс Курасовский».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области от 27.09.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ в отношении ООО «Свинокомплекс Курасовский» отменить, жалобу представителя ООО «Свинокомплекс Курасовский» - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ в отношении ООО «Свинокомплекс Курасовский» - прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Ивнянский районный суд Белгородской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.И. Бойченко