Судья Шагдыр С.В. Дело № 12-1/2022 (№ 21-98/2022)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 9 августа 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1 на решение судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 7 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Республиканского государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
постановлением и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1 от 10 августа 2021 года № директор Республиканского государственного бюджетного учреждения Республики Тыва (далее – РГБУ РТ) «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 7 февраля 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит решение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что необоснованны указания суда, что действия юридического лица по приобретению спортивного оборудования «Ринг напольный» не являются нецелевым использованием бюджетных средств, при этом, в решении суда не приведены обоснования такого вывода, а лишь имеется ссылка на решение Арбитражного суда РТ от 21 октября 2021 года, которым был признан недействительным пункт 1 представления УФК по РТ. Признание судом недействительным положения представления контрольного органа не означает непризнания факта нецелевого использования бюджетных средств в рамках дела об административном правонарушении. Закупаемое спортивное оборудование в соответствии с Федеральной целевой программой, утвержденной постановлением Правительства РФ, должно соответствовать утвержденному перечню и должно быть сертифицировано на соответствие национальным стандартам. Закупка спортивного оборудования «Ринг напольный» не отвечает интересам спортивного учреждения, поскольку представляет собой несложную конструкцию, с ограниченными возможностями для проведения тренировок и соревнований. И, напротив, спортивное оборудование «Ринг боксерский (6х6 м) на помосте (8х8 м) является более сложным и эффективным спортивным оборудованием, позволяющим проводить тренировки и спортивные соревнования. Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Привлекаемое лицо – директор Республиканского государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от его представителя по доверенности ФИО3 поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в отпуске с 1 по 14 августа 2022 года, а также нахождением директора ФИО2 с 8 по 10 августа 2022 года в командировке в г. Красноярск. Судом ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку указанные причины отложения судебного заседания не являются уважительными причинами.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетный ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, Управлением федерального казначейства по Республике Тыва в соответствии с приказом от 28 января 2021 года № «О назначении плановой выездной проверки», в соответствии с пунктом 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Тыва в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» в Республиканском государственном бюджетном учреждении Республики Тыва «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района».
В ходе проверки установлено, что в 2019 году между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Тыва в соответствии с Правилами заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета субъекта Российской Федерации от 14 февраля 2019 года №. Согласно приложению № и № к Соглашению, определен тип результата как «закупка оборудования и услуг». Софинасирование исполнения государственной программы Республики Тыва «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года» из средств федерального бюджета в соответствии с данным Соглашением, составляет 99 %. В целях обеспечения выполнения мероприятий Программы, а также достижения результата федерального проекта по Субъекту в 2019-2020 г., Минспортом Республики Тыва заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Тыва на закупку спортивного оборудования с РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района».
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
Как выше указывалось, между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14 февраля 2019 года №.
Предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Тыва субсидии на финансовое обеспечение мероприятий Государственная программа Республики Тыва «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Программа).
В 2019 году между Минспортом Республики Тыва и РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета государственному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ№-фб (далее – Соглашение №-фб).
Согласно п. 1.1 Соглашения №-фб предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидии на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ субсидия поступила на лицевой счет учреждения на общую сумму ** рубля.
В целях выполнения Соглашения №-фб, РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» в лице директора заключен договор на поставку спортивного инвентаря от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому предусмотрена поставка товара «Ринг напольный» 1 комплект общей стоимостью ** руб.
Оплата по указанному соглашению произведена в сумме ** руб. платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проверкой установлено, что закупленное в 2019 году оборудование «Ринг напольный» (1 комплект стоимостью ** рубля) в перечне комплекта спортивного оборудования и инвентаря, определенном приказом Минспорта России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования ля общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в рамках в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, не значится. Данное оборудование также не значится в перечнях оборудования и инвентаря, необходимых для прохождения спортивной подготовки спортсменов по базовым видам спорта «спортивная борьба» (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), «бокс» (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), «дзюдо» (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), по которым производится подготовка спортсменов олимпийского резерва в РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района».
По результатам проведенной проверки Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва составлен акт выездной проверки от 25 марта 2021 года и выдано представление от 29 апреля 2021 года №.
Основанием для привлечения должностным лицом УФК по Республике Тыва должностного лица – директора РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2, назначенного на должность приказами Минспорта Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-лс, от ДД.ММ.ГГГГ№-лс, к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым, занимая должность ** РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2, в нарушение требований абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 16 Приложения 6 к Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года №, приказов Минспорта России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» для спортивных школ и училищ олимпийского резерва», от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба», от 21 августа 2017 года № «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо», закуплен товар – спортивный инвентарь «Ринг напольный», который не значится в перечнях оборудования и инвентаря, необходимых для прохождения спортивной подготовки спортсменов по базовым видам спорта «спортивная борьба», «бокс» и «дзюдо» на сумму ** руб. (из средств федерального бюджета - ** руб., средств бюджета Республики Тыва - ** руб.).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2018 году Министерством спорта Республики Тыва на основании поступившего письма Министерства спорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 41) представлена в Министерство спорта Российской Федерации заявка от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 43) на приобретение спортивного оборудования в 2019 году по специальной физической подготовке для спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
По результатам направленной заявки Министерства спорта Республики Тыва Министерством спорта Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 47) согласован состав комплектов спортивного оборудования по специальной физической подготовке, приобретаемых в 2019 году за счет средств федерального бюджета по указанной федеральной целевой программе. В частности, согласовано в числе прочего спортивного оборудования приобретение ринга боксерского на помосте (л.д. 59).
Судья Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва, рассмотрев жалобу, поданную ФИО2 в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 7 февраля 2022 года постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда сделал вывод о том, что денежные средства, израсходованные РГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района», на приобретение спортивного оборудования «Ринг напольный (1 комплект стоимостью ** рубля, из которых: средства федерального бюджета – ** руб. средства бюджета Республики Тыва – ** руб.), осуществлены по целевому назначению и с соблюдением предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий и правил, ссылаясь на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 октября 2021 года.
Согласно пункту 1 вышеуказанного представления УФК по Республике Тыва от 29 апреля 2021 года №, по результатам плановой выездной проверки заместитель руководителя УФК по РТ требует от директора РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2 в срок до 27 сентября 2021 года обеспечить возврат средств в объеме ** рублей, использованных по нецелевому назначению, в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения (л.д. 64-66).
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Тыва от 21 октября 2021 года по делу № А69-№/2021, оставленным без изменения 22 декабря 2021 года Третьим Арбитражным Апелляционным судом, пункт 1 представления УФК по Республике Тыва от 29 апреля 2021 года №, оспариваемого директором РГБУ РТ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2, признан недействительным и отменен. С учетом представленных документов директором учреждения, суд в решении посчитал, что закупка иного спортивного оборудования, а именно ринга напольного (6*6м), согласовано с Министерством спорта Российской Федерации, которое подтверждается вышеуказанными заявкой Министерства спорта Республики Тыва и письмом-согласованием Министерством спорта Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 15 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (Приложение № к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).
Поскольку вступившим в законную силу решением арбитражного суда установлено, что средства РГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» на закупку в 2019 году спортивного оборудования «Ринг напольный» в размере ** рублей израсходованы по целевому назначению, постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности директора РГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2 по статье 15.14 КоАП РФ обоснованно отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы заявителя о неприведении в решении обоснования о целевом использовании денежных средств привлекаемым лицом, обжалуемое решение судьи районного суда должным образом мотивированно, основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств.
Также опровергаются доводы жалобы о том, что признание судом недействительным положения представления контрольного органа не означает непризнания факта нецелевого использования бюджетных средств в рамках дела об административном правонарушении, поскольку обстоятельства, вменяемого должностным лицом, являлись предметом судебной проверки и получили оценку в судебных постановлениях, вступивших в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 7 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Республиканского государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Спортивная школа олимпийского резерва Барун-Хемчикского района» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Т.В. Кунгаа