Р Е Ш Е Н И Е
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Шатковского районного суда Нижегородской области А.В.Лапаев,
С участием представителя ООО «СиАрСиСи Рус» ФИО1, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по жалобе ООО «СиАрСиСи Рус» на постановление заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО3, по делу об административном правонарушении № по ст.7.3 ч.2 КОАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении наказания в виде штраф,
у с т а н о в и л:
ООО «СиАрСиСи Рус» обратилось в Шатковский районный суд Нижегородской области с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО3.
Данным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.3 ч.2 КОАП РФ за нарушение требований природоохранного законодательства, выразившегося в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на пользование недрами, и ему назначено наказание в виде штрафа - 300000 рублей. Просит данное постановление отменить.
В обоснование жалобы указано, что обществу была выдана лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи карбонатных пород, необходимых для выполнения работ по строительству объекта М-12 <адрес> (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения <адрес> до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения <адрес> на основании гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, на месторождении <адрес>, расположенном в 3-х км севернее <адрес>.
В связи с внесением заказчиком изменений в проектную документацию в части прочности известкового щебня для строительства временных дорог при строительстве трассы М-12 в сторону увеличения до М 600-800, принято решение не разрабатывать щебеночный карьер по полученной лицензии, т.к. марка щебня на данном участке недр не соответствует проектным требованиям.
Таким образом, деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на данном участке месторождений не ведется, фактического пользования недрами нет. Необходимости дальнейшей разработки проектной документации нет. В Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области будет направлено заявление об отзыве ранее выданной лицензии.
В дополнениях к жалобе Общество указало на возможность применения положений о малозначительности деяния, указало, что ДД.ММ.ГГГГ направило заявление о прекращении права пользования недрами по указанной лицензии и получено Решение комиссии по недропользованию о досрочном прекращении права пользования участком недр № от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ООО «СиАрСиСи Рус» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы с учетом письменных дополнений поддержала, дополнительно пояснила, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, просит применить положения о малозначительности деяния.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2 с жалобой не согласился, юридическим лицом допущены нарушения Закона «О недрах».
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении и в соответствии с частью 3 ст. 30.6 КОАП РФ, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" недра - это компонент природной среды, то есть природный ресурс, использование которого является по своей сути природопользованием.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области использования природных ресурсов, в том числе недр, регулируются законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;
2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
Статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» установлено:
Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
За несоблюдение указанных требований Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно частью 2 ст.7.3 установлена административная ответственность.
Как следует из оспариваемого постановления заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО3, по делу об административном правонарушении № по ст.7.3 ч.2 КОАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «СиАрСиСи Рус» по адресу: <адрес> допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды, а именно:
- в нарушение ст.22 Федерального закона РФ «О недрах», раздела 2 п.2.1 п.п. «а» условий лицензионного соглашения по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ являющемся неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ., в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена подготовка и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке месторождения, получившей положительное заключение экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
- в нарушение ст.22 Федерального закона РФ «О недрах», раздела 2 п.2.1 п.п. «б» условий лицензионного соглашения по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, являющемся неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ, в Минэкологии Нижегородской области в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ не представлены подготовленные в установленном порядке материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с действующим законодательством.
ООО «СиАрСиСи Рус» создано ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в ИФНС России № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, включено в ЕГРЮЛ под ОГРН №, ИНН №. Учредителем юридического лица является <данные изъяты>.
Основным видом деятельности Общества является деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика (код 71.12.2). Также более тридцати дополнительных видов деятельности, в том числе строительство автомобильных дорог и автомагистралей (код 42.11).
Кроме того, согласно выписки из ЕГРЮЛ имеются данные о выдаче лицензий: от ДД.ММ.ГГГГ на производство маркшейдерских работ, и трех лицензий от ДД.ММ.ГГГГ. на пользование недрами.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области принято решение № о предоставлении ООО «СиАрСиСи Рус» права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи карбонатных пород на месторождении <адрес>, расположенном в 3-х км севернее <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Обществу выдана лицензия на право пользования недрами №, участок недр имеет статус горного отвода, срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ, для разведки и добычи карбонатных пород, необходимых для выполнения работ по строительству объекта М-12 <адрес> (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения <адрес> до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения <адрес> на основании гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие приложения:
№ - Решение о предоставлении права пользования участком недр,
№ - Реквизиты предприятия - недропользователя,
№ - Данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами,
№ - Сведения о лицензируемом участке недр,
№ - Лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр местного значения.
Лицензия и лицензионное соглашение подписаны Министром экологии и природных ресурсов Нижегородской области Е. и генеральным директором ООО «СиАрСиСи Рус» М..
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области составлена служебная записка о нарушении условий <данные изъяты> лицензионного соглашения по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества составлен протокол № об административном правонарушении по ч.2 ст.7.3 КОАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление № о назначении наказания в виде штрафа в сумме 300000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Общество направило заявление о прекращении права пользования недрами по данной лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области принято решение № о досрочном прекращении с ДД.ММ.ГГГГ. ООО «СиАрСиСи Рус» права пользования недрами, предоставленным по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
К административной ответственности за данное нарушение привлечен заявитель (юридическое лицо) как недропользователь, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей (минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи).
Согласно ч.2 ст.7.3 КОАП РФ, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается также и другими материалами дела - выпиской из ЕГРЮЛ, лицензией с приложениями, служебной запиской, свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе,протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами.
Не выполнение условий лицензионного соглашения, в части несоблюдения сроков предоставления соответствующих документов (п.2.1 «а» - до ДД.ММ.ГГГГ., п.2.1 «б» - до ДД.ММ.ГГГГ.), необходимых для пользования недрами, подтверждается исследованными доказательствами и заявителем не оспаривается.
Соблюдение указанных требований закона «О недрах» является обязательным для всех без исключения лиц, осуществляющих деятельность по пользованию недрами.
Какой - либо объективной невозможности для выполнения ООО «СиАрСиСи Рус» указанных требований законодательства по настоящему делу не установлено.
Представленные заявителем документы, а также доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, не опровергают наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3. КОАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в связи с внесением заказчиком изменений в проектную документацию в части прочности известкового щебня для строительства временных дорог при строительстве трассы М-12 в сторону увеличения до М 600-800, принято решение не разрабатывать щебеночный карьер по полученной лицензии, т.к. марка щебня на данном участке недр не соответствует проектным требованиям, судом проверялись.
При этом, суд учитывает, что изменения в проектную документацию в части увеличения прочности известкового щебня, не представлены.
Кроме того, из содержания приложения № стр.8 к лицензии следует, что средняя пачка (11) сложена крепкими, плотными доломитами с марками по прочности 600-1400, мощность ее изменяется от 7,4 до 17,4 м.
С учетом изложенного, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности. Действия Общества должностным лицом правильно квалифицированы по части 2 ст. 7.3 КОАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 ст.30.7 КОАП РФ могли бы являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обсуждая вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью, суд приходит к выводу, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 ст.7.3 КоАП РФ, связанное с нарушением требований закона «О недрах», существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а потому не может быть отнесено к малозначительным.
Представленная копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. об объявлении Обществу устного замечания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КОАП РФ, не имеет преюдициального значения по настоящему делу и не может быть положена в основу судебного решения, кроме того, отсутствуют данные о вступлении этого постановления в законную силу.
Однако, суд считает возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КОАП РФ и снизить размер назначенного штрафа, т.к. ранее данное юридическое лицо к ответственности по ст.7.3 КОАП РФ не привлекалось, при этом юридическим лицом предприняты меры об отказе от выданной лицензии на пользование недрами.
Руководствуясь ст. 30.6, пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,
Р е ш и л:
Постановление заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО3, по делу об административном правонарушении № по ст.7.3 ч.2 КОАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СиАрСиСи Рус» изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.В.Лапаев
<данные изъяты>
<данные изъяты>