Дело №12-1/2022
(УИД 55RS0021-01-2021-000944-97)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
р.п. Муромцево 12 января 2022
Судья Муромцевского районного суда Омской области Мешалова С.С., при секретаре Фроловой Т.Д., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Жеребцовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе МУП «Теплосеть-1» на постановление заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, которым МУП «Теплосеть-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
МУП «Теплосеть-1» постановлением заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2021 признано виновным и подвергнуто административному наказанию по ст. 9.11 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за то что, 10.11.2021, в ходе проведения оценки готовности Муромцевского муниципального района Омской области к отопительному сезону, выявлены нарушения, предусмотренные п.12,15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго от 10.08.2012 №377, а именно на 10.11.2021 на источниках тепловой энергии МУП «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района Омской области, отсутствует нормативный эксплуатационный запас топлива (уголь), что не соответствует утвержденным РЭК Омской области, нормативам.
В жалобе законный представитель МУП «Теплосеть-1» ФИО1 просит постановление заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением от 09.12.2021, по делу №36-3-97 юл, отменить. В обоснование своей позиции указывает, что в постановлении №36-3-97 юл не верно изложены обстоятельства дела, в части того, что договор поставки №1-2021 с ООО «ТрейдСервис» расторгнут. Указывает на то, что МУП «Теплосеть-1» является основным поставщиком тепловой энергии в Муромцевском районе Омской области, обслуживает 22 котельные. Для бесперебойного прохождения отопительного сезона 2021-2022, МУП «Теплосеть-1» заблаговременно проведены закупки в форме электронных аукционов, в августе заключены договоры на поставку топлива с ООО «ТрейдСервис» в общем объеме 12700 тонн. С начала отопительного сезона все котельные МУП «Теплосеть-1» работают в штатном режиме в соответствии с температурным графиком. Неснижаемый запас топлива обеспечен на 100 %. Акт готовности к отопительному периоду 2021-2022 получен 15.09.2021. 22.09.2021 ООО «ТрейдСервис» уведомил о критической ситуации, связанной с отсутствием полувагонов у операторов, также 02.11.2021 сообщил о повышении цен на уголь и приостановил поставку угля. 16.11.2021 заключено дополнительное соглашение. Полагает, что в действиях МУП «Теплосеть-1» полностью отсутствует вина, просит постановление №36-3-97 юл, отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель, директор МУП «Теплосеть-1» ФИО2 и заместитель директора МУП «Теплосеть-1» ФИО1, поддержали доводы, указанные в жалобе, пояснив, что с 22.09.2021 г. МУП «Теплосеть-1» стало известно о срывах поставок угля, о чем они сообщили учредителю – Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Контрактов с ООО «ТрейдСервис» они не расторгали, на отсутствие поставок каким-либо образом повлиять не могли. Считают, что вины предприятия в отсутствии нормативного эксплуатационного запаса угля нет. Неснижаемый запас топлива обеспечен.
Заместитель начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО3, в судебном заседании участия не принимала, надлежаще извещена о слушании дела. В письменных возражениях на жалобу пояснила, что МУП «Теплосеть-1» не представлено документов о принятии ими каких-либо мер по недопущению нарушений обязательных требований в теплоэнергетике, а также не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и не предотвратило нарушения установленных требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, административный материал, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из общих принципов организации отношений в данной сфере является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден "Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
Данным Порядком устанавливаются правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В силу п. 2 Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 6,7,8 Порядка, ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.
Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно.
Согласно пункту 11 Порядка, нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Согласно п. 12 Порядка, расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п. 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Как следует из материалов дела МУП «Теплосеть-1» является юридическим лицом. Учредителем предприятия является Администрация Муромцевского муниципального района. Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д. 131-134, 144-151).
Распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области №389-р от 29.12.2020 утвержден общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии МУП «Теплосеть-1» на 2021 год, согласно которому неснижаемый запас угля составил 507 тонн, эксплуатационный запас - 3 298 тонн. (л.д. 140-141).
Неснижаемый нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии МУП «Теплосеть-1» на 2021-2023 утвержден распоряжением РЭК Омской области от 29 декабря 2020 № 390-р (л.д. 48-49,142-143).
Комиссией, образованной распоряжением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 25.06.2021 № 165-р, проведена проверка готовности теплоснабжающих организаций муниципального района к отопительному периоду 2021-2022 г.г., в ходе проведения проверки установлена готовность к работе в отопительном периоде (л.д. 108-109).
Вместе с тем согласно служебной записки начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей энергоснабжения ФИО4 от 12.11.2021, при проведении проверок готовности к отопительному периоду 2021-2022 муниципальных образований, выявлен факт отсутствия общего нормативного запаса топлива на тепловых источниках МУП «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 45-47), что подтверждается предоставленными актами проверок:
- из акта проверки готовности к отопительному периоду № 34 от 07.10.2021 и приложения к нему, следует, что в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила неготовность к работе в отопительный период Муромцевского муниципального района Омской области, в том числе в виду отсутствия документов подтверждающих соответствие фактического запаса топлива на всех теплоисточниках Муромцевского муниципального района Омской области утвержденным нормативам (л.д. 51, 52-60);
- из акта проверки готовности к отопительному периоду № 75 от 11.11.2021 и приложения к нему, следует, что в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила неготовность к работе в отопительный период Муромцевского муниципального района Омской области, в виду отсутствия нормативного эксплуатационного запаса топлива (угля) на котельных МУП «Теплосеть-1» (л.д.61, 62).
Из информации директора МУП «Теплосеть-1» от 10.11.2021, следует, что по состоянию на 10.11.2021, в местах хранения организации имеется в наличии уголь каменный марки ДР в количестве 518 тонн, дрова березовые 91 м.куб. (л.д. 50).
10.08.2021 между МУП «Теплосеть-1» и ООО «ТрейдСервис» был заключен договор поставки, согласно которому ООО «ТрейдСервис» обязалось поставить и передать МУП «Теплосеть-1» 4 000 тонн угля каменного ДР, в следующем порядке: август 2021 – 500 тонн, сентябрь 2021 – 2 000 тонн, октябрь 2021 – 1 500 тонн. (л.д. 78-93).
31.08.2021 между МУП «Теплосеть-1» и ООО «ТрейдСервис» был заключен договор поставки, согласно которому ООО «ТрейдСервис» обязалось поставить и передать МУП «Теплосеть-1» 8 700 тонн угля каменного ДР, в следующем порядке: ноябрь 2021 – 1 200 тонн, декабрь 2021 – 1 500 тонн, январь 2022 – 2 000 тонн, февраль 2022 – 2 000 тонн, март 2022 – 1 000 тонн и апрель 2022 – 1 000 тонн. (л.д. 79-107).
Из письма ООО «ТрейдСервис» от 22.09.2021 следует, что ООО «ТрейдСервис» задерживает поставки и обязуется отгрузить в срок не позднее 31.10.2021. (л.д. 23,120).
В связи с создавшейся неблагоприятной ситуацией на рынке угольной энергетики, ООО «ТрейдСервис» направляло обращения к МУП «Теплосеть-1» с предложениями о расторжении договоров поставки и расторжении либо заключении дополнительного соглашения (л.д.24-27,34,35,77,112, 116,121-123)
16.11.2021 на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности был рассмотрен вопрос о поставках угля для нужд МУП «Теплосеть-1» для бесперебойного прохождения отопительного сезона 2021-2022 гг. Перед комиссией директором МУП «Теплосеть-1» ФИО2 был поставлен вопрос о недостаточном накоплении топлива и согласовании дополнительного соглашения с ООО «ТрейдСервис» на поставку угля по цене 5690 рублей с рассрочкой платежа 30 дней, а также о выделении субсидии на покрытие убытков (л.д. 36-40).
Дополнительным соглашением от 16.11.2021 к договору поставки № 2-2021 от 31.08.2021 (л.д. 110-111) установлена новая стоимость договора, стоимость 1 тонны угля составила 5 690 рублей.
Факт совершения МУП «Теплосеть-1» административного правонарушения установлен должностным лицом, составившим протокол и вынесшим постановление, и подтвержден материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении от 01 декабря 2021 г. №36-3-97/юл, который составлен уполномоченным должностным лицом, в протоколе описано событие административного правонарушения, указаны пункты Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, нарушение которого вменяется МУП «Теплосеть-1».
Суд считает, что действия юридического лица МУП «Теплосеть-1», правильно квалифицированы по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие общего нормативного запаса топлива на тепловых источниках МУП «Теплосеть-1», подтверждается материалами дела и законным представителем МУП «Теплосеть-1», не оспаривается.
Довод законного представителя МУП «Теплосеть-1» о том, что в постановлении Ростехнадзора говориться о расторжении договора поставки №1-2021, что не соответствует действительности, не может послужить основанием для отмены постановления.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, представителем МУП «Теплосеть -1» не представлены доказательства принятия всех мер по недопущению нарушений требования законодательства в сфере теплоснабжения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному принятию мер по надлежащему исполнению установленных Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, требований.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что с 22.09.2021 г. МУП «Теплосеть-1» стало известно о срывах поставок угля.
При этом от своевременной поставки угля зависит бесперебойное и качественное теплоснабжение социально значимых объектов, отсутствие такой поставки ведет к нарушению прав потребителей тепловой энергии. Являясь лицом, осуществляющим эксплуатацию указанных котельных, заявитель обязан обеспечить выполнение обязательных требований теплоэнергетики.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у МУП «Теплосеть-1» имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.
Административное наказание назначено в минимальном пределе, установленным санкцией ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учтено отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Учитывая, что факт совершения МУП «Теплосеть-1» административного правонарушения подтвержден материалами дела, его вина в совершении административного правонарушения установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения постановления заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 № 36-3-97 от 09.12.2021 года в отношении МУП «Теплосеть-1» оставить без изменения, а жалобу И.о. директора МУП «Теплосеть-1» ФИО1- без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд Омской области течение 10 суток.
Судья С.С. Мешалова