ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2022 от 12.01.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД 89RS0005-01-2021-005110-13

Р Е Ш Е Н И Е

12 января 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о.заместителя начальника МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о.заместителя начальника МИФНС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что ФИО1, являясь генеральным директором ООО «САД» нарушила положения ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ допустив выплату иностранному гражданину из кассы заработной платы за ноябрь 2019 года наличными денежными средствами в размере ....

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит отменить его как незаконное и необоснованное. Указала, что общая сумма штрафов превысила сумму заработной платы выплаченной иностранному работнику. Полагает незаконным выделение из одного длящегося правонарушения нескольких эпизодов административных правонарушений.

В судебном заседании заявитель ФИО1 участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Должностное лицо, вынесшее постановление, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании поручения и.о.заместителя начальника МИФНС 5 по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N должностным лицом налогового органа проведена проверка соблюдения валютного законодательства ООО "САД" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ N , содержащий указания на выявленные нарушения.

В частности, согласно акту проверки N ООО «САД» заключило трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N 3-т с нерезидентом - физическим лицом ФИО3 (гражданкой Республики Беларусь).

Из акта также следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «САД» выдало указанному работнику - нерезиденту из кассы заработную плату наличными денежными средствами в размере 10 000 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером 136.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N 5 по ЯНАО составлен протокол об административном правонарушении N в отношении должностного лица – генерального директора ООО «САД» ФИО1 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по ЯНАО вынесено постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении N , которым генеральный директор ООО «САД» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере ....

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.

Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации, или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

Из оспариваемого постановления административного органа усматривается, что генеральному директору ООО "САД" ФИО1, как резиденту, вменяется в вину проведение незаконной валютной операции по выплате заработной платы ДД.ММ.ГГГГ иностранному гражданину - нерезиденту в сумме 10 000 руб. из кассы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках.

Отношения, связанные с осуществлением валютных операций, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются, в частности: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ для целей применения настоящего Закона определены следующие толкования "резидент" применительно к физическому лицу:

- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одною года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующею иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года или на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года (пп. "а");

- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пп. "б").

Согласно представленным материалам, иностранный гражданин ФИО3 вид на жительство в Российской Федерации не имеет, временно пребывает на территории Российской Федерации, работает в Российской Федерации по трудовому договору и для целей валютного законодательства в соответствии с пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ признается нерезидентом, поскольку не относится к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

При этом в пункте 8 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ определено, что уполномоченный банк - это кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ - перечень этих случаев является исчерпывающим.

Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Согласно ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «САД», являющееся резидентом, совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, а именно, заключив трудовой договор с гражданкой Республики Беларусь, являющейся нерезидентом и работником, общество произвело выплату заработной платы указанному лицу в наличной валюте Российской Федерации на сумму 10 000 рублей, что подтверждается платежной ведомостью и расходным кассовым.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, трудовым договором, Актом проверки соблюдения валютного законодательства, расходным кассовым ордером, расчетным листом и др.

Вместе с тем, в силу положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ выплата заработной платы работнику - нерезиденту, являющаяся валютной операцией, может производиться только в безналичном порядке через счет в уполномоченном банке.

Поскольку выплата зарплаты производилась обществом наличными денежными средствами и данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами, указанными в ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ, административным органом сделан обоснованный вывод о том, что заявитель совершила незаконную валютную операцию.

Относительно довода заявителя о том, что открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента со ссылкой на часть 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ суд отмечает, что заявитель неверно трактует указанную норму права.

Из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ следует, что нерезидент на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета только в уполномоченных банках. Соответственно, указанной нормой устанавливается статус банка, в котором нерезидент имеет право открыть банковский счет, а не право нерезидента на открытие или не открытие счета. Обязанность же нерезидента открыть банковский счет в уполномоченном банке в целях осуществления расчетов с юридическим лицом-резидентом вытекает из взаимосвязанных норм Федерального закона N 173-ФЗ, в том числе из части 2 статьи 14 указанного Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с абзацем пятым статьи 11 ТК Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следовательно, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты учреждения (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Федерального закона.

Таким образом, при выдаче иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма Федерального закона N 173-ФЗ.

При таких обстоятельствах осуществление обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Учитывая, что ФИО1 является генеральным директором ООО «САД», при изложенных выше обстоятельствах вменяемого правонарушения, у Инспекции имелись основания для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и назначения административного наказания.

Несостоятельными являются доводы заявителя о том, что выявленные должностным лицом налогового органа в ходе одной проверки нарушения образует состав единого правонарушения, поскольку каждая отраженная в акте проверки выплата юридическим лицом-резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной форме, является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образующих одну единую выплату.

Процедура привлечения к административной ответственности налоговым органом не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден (ст.4.5 КоАП РФ), размер назначенного штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений о малозначительности правонарушения не имеется, поскольку доказательств исключительности указанного случая заявителем не представлено, а совершенное ФИО4 правонарушение посягает на отношения, объектом которых является обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны, создает угрозу экономической безопасности государства.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения должностным лицом ФИО1 публично-правовых обязанностей, возложенных на нее требованиями валютного законодательства.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановление и.о. заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении генерального директора ООО «САД» - ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: (подпись)