45RS0026-01-2021-018691-94
Дело № 12-1/2022
РЕШЕНИЕ
город Щучье 12 января 2022 года
Судья Щучанского районного суда Курганской области Лушникова Н.В., рассмотрев жалобу Главы Щучанского района ФИО1 на постановление заместителя начальника Финансового управления Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника Финансового управления Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ Глава Щучанского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление об административном правонарушении № вынесено в отношении Главы Щучанского района ФИО1, но в этих же протоколе и постановлении в качестве субъекта административного правонарушения указано должностное лицо Администрации - Глава Администрации ФИО1, а виновным в совершении административного правонарушения признано физическое лицо ФИО1, которому и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Настаивает, что Глава Щучанского района и Глава Администрации Щучанского района – это разные органы местного самоуправления. Кроме того, считает, что его вина не подтверждена материалами дела, поскольку он как Глава Щучанского района только заключил Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении субсидии из областного бюджета, а исполнительно-распорядительные функции в сфере финансово-бюджетных отношений осуществлял Финансовый отдел Администрации Щучанского района. Именно Финансовый отдел Администрации Щучанского района, являющийся органом Администрации Щучанского района с правами юридического лица, обеспечивает целевое и эффективное использование получаемых средств областного бюджета в соответствии с указанным соглашением и имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Настаивает, что Глава Щучанского района не является субъектом данного административного правонарушения, в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не доказаны.
При рассмотрении дела в суде Глава Щучанского района ФИО1 и его защитник Шишков С.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что ФИО1 за исполнение консолидированного бюджета не отвечает. Документы, направленные Финансовым управлением Курганской области, получил не Глава Щучанского района ФИО1, а ФИО3.
В предоставленных в суд письменных пояснениях Глава Щучанского района ФИО1 дополнительно указывает, что протокол об административном правонарушении не может являться доказательством по делу ввиду того, что получен с нарушениями закона. Так, протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, при этом извещение о вызове на составление протокола (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) направлено не Главе Щучанского района ФИО1 или Главе Администрации Щучанского района ФИО1, а ФИО1 как физическому лицу. В нарушение действующего законодательства протокол составлен в присутствии защитника Шишкова С.А., в то время как в силу части 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник допускается к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а возбужденным дело об административном правонарушении согласно части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается с момента составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, на основании предъявленной доверенности Шишков С.А. имел право представлять интересы по административным делам, но не по делам об административных правонарушениях. При составлении протокола об административном правонарушении не были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается отсутствием отметки об их разъяснении в протоколе об административном правонарушении. В нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе не указана статья кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, не указано, какие действия, подпадающие под статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершил ФИО1 Ни Глава Щучанского района, ни Глава Администрации Щучанского района, ни физическое лицо ФИО1 не может быть субъектом данного административного правонарушения, поскольку не является ни финансовым органом, ни главным распорядителем (распорядителем), ни получателем средств бюджета, а часть 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правнарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты. Финансовым органом Щучанского района является Финансовый отдел, получателем бюджетных средств – Администрация города Щучье. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. В ведомственной структуре расходов бюджета Щучанского района на 2020 год, утвержденной решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, указаны и Администрация Щучанского района, и Финансовый отдел Администрации Щучанского района, и Управление агропромышленной политики и природоохранной деятельности Администрации Щучанского района, и др. Из всех юридических лиц, включенных в ведомственную структуру расходов бюджета Щучанского района, только Финансовый отдел Администрации Щучанского района получает финансирование на дорожное хозяйство. При этом протокол составлен по факту нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, а предоставление межбюджетных трансфертов относится к бюджетным полномочиям также Финансового отдела Администрации Щучанского района. Выездная проверка была проведена именно в Финансовом отделе Администрации Щучанского района, а не в Администрации Щучанского района. По результатам проверки в Финансовый отдел Администрации Щучанского района направлено представление, содержащие требования по принятию мер по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, тем самым Финансовое управление Курганской области признает, что нарушение допустили должностные лица Финансового отдела Администрации Щучанского района. Акт выездной проверки Финансового отдела Администрации Щучанского района от ДД.ММ.ГГГГ был направлен Главе Щучанского района только ДД.ММ.ГГГГ, после составления протокола об административном правонарушении.
Проверив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы Главы Щучанского района ФИО1
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Статья 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что межбюджетные трансферты из бюджета субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее также - Правила), в качестве условий предоставления субсидий порядками предоставления субсидий предусматриваются: наличие муниципальных правовых актов, утверждающих муниципальную программу, направленную на достижение целей и решение задач государственной программы Курганской области, предусматривающую реализацию мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии.
Постановлением Правительства Курганской области от 03.04.2020 года № 73 «О порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов» утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии предоставляются на проведение проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (далее - автомобильные дороги) и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций) (далее - иные мероприятия), капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов при условии заключения соглашений о предоставлении субсидий между Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления), в которых указывается размер субсидий и порядок взаимодействия сторон по осуществлению контроля за расходованием субсидий.
Согласно пункту 5 Порядка условием предоставления субсидий является, в том числе, обеспечение долевого финансирования расходов за счет средств местных бюджетов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и на иные мероприятия, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, на которые направляются субсидии, в размере не менее одного процента от общих годовых расходов, направляемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и на иные мероприятия, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет средств, необходимых для исполнения расходного обязательства муниципального образования.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Финансового управления Курганской области от 14.05.2021 года № 5 «О назначении контрольного мероприятия» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Финансовом отделе Администрации Щучанского района проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из областного бюджета бюджету Щучанского района межбюджетной субсидии либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении проверки было установлено, что Законом Курганской области от 12.12.2019 года № 169 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на реализацию государственной Программы Курганской области «Развитие автомобильных дорог», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 года № 473, в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 22.06.2020 года № 187 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на дорожную деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в 2020 и 2021 годах» бюджету Щучанского района предусмотрены межбюджетные трансферы в виде субсидий в сумме 30 946 704 рубля (КБК №).
Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и Администрацией Щучанского района Курганской области в лице Главы Щучанского района ФИО1 заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении в 2020 году в бюджет муниципального образования Щучанский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области, а также дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из пункта 4.1 данного Соглашения, условиями предоставления субсидий является обеспечение долевого финансирования расходов за счет средств местных бюджетов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия, на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, на которые направляются субсидии, в размере не менее 1% (одного процента) от общих годовых расходов, направляемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия, на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет субсидий и средств местных бюджетов.
Согласно пункту 1.3 раздела 1 указанного соглашения Администрация обеспечивает направление в 2020 году из средств бюджета муниципального образования Щучанского района Курганской области на долевое финансирование на виды работ на объектах дорожной деятельности, иные мероприятия и ремонт объектов, указанные в приложении 1 к Соглашению, 947 601,56 рублей (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№).
В силу подпункт 2.3.6 пункта 2.3 соглашения Администрация обязуется перечислить денежные средства в соответствии с уровнем софинансирования согласно пункту 1.3 Соглашения.
В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ пункта ДД.ММ.ГГГГ соглашения Администрация обязуется Годовой отчет об исполнении бюджетных обязательств по субсидиям из дорожного фонда Курганской области представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация несет ответственность, в том числе, за достоверность предоставляемых Департаменту сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3.2 соглашения).
Решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Щучанского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (с изменениями, внесенными решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№) по направлению расходов «Дорожная деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций)» предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 30 946 704 рубля (КБК №).
Приложением 14 «Размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджетам муниципальных образований из районного бюджета на 2020 год» к указанному решению Щучанской районной Думы (с изменениями, внесенными решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№) средства субсидии из дорожного фонда предусмотрены: Администрации города Щучье - в сумме 28 126 700 руб., Администрации Зайковского сельсовета - в сумме 980 000 руб., Администрации Чумлякского сельсовета - в сумме 975 000 руб., Администрации Медведского сельсовета - в сумме 865 000 рублей.
При этом указанным решением Щучанской районной Думы долевое финансирование расходов за счет средств местных бюджетов в нарушение пункта 5 Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, пунктов 1.3, 4.1 Соглашения не предусмотрено.
В соответствии с Соглашением о направлении в 2020 году в бюджет муниципального образования город Щучье Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ средства в сумме 22 316 256 руб. направлены в Администрацию города Щучье, которая также условия о софинансировании не выполнила.
Кроме того, годовой отчет об исполнении бюджетных обязательств по субсидиям из дорожного фонда Курганской области Администрация Щучанского района в нарушении подпункта ДД.ММ.ГГГГ пункта 2.3 Соглашения представила после ДД.ММ.ГГГГ - дата составления отчета ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№, пункта 5 Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№, пункта 1.3, подпункта ДД.ММ.ГГГГ пункта 2.3 Соглашения Администрацией Щучанского района допущено нарушение условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов:
-не соблюдено условие долевого финансирования расходов на проведение проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций) на сумму 698 273,42 руб. (в части средств, направленных в Администрацию города Щучье):
- не соблюдены сроки сдачи годового отчета об исполнении бюджетных обязательств по субсидиям из дорожного фонда Курганской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правнарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Вопреки доводам жалобы субъект данного административного правонарушения определен правильно - Глава Щучанского района ФИО1
Из системного анализа статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Курганской области от 30.05.2007 года № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» и Реестра должностей муниципальной службы в Курганской области (Приложение № 1 к данному Закону Курганской области), Устава Щучанского района следует, что указанные нормативные акты разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования». Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - это лицо, замещающее должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, которое возглавляет данный исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обеспечивает осуществление им полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В силу части 1 статьи 34 Устава Щучанского района глава Щучанского района – высшее должностное лицо Щучанского района, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Щучанского района.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Устава Щучанского района Глава Щучанского района является Главой Администрации Щучанского района.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Устава Глава Щучанского района, в том числе, подписывает и обнародует решения, принятые Щучанской районной Думой, руководит Администрацией Щучанского района на принципах единоначалия; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области; осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством и Уставом.
Согласно статье 6 Положения «О бюджетном процессе в Щучанском районе», утвержденного решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, Глава Щучанского района осуществляет следующие бюджетные полномочия: организацию составления проектов районного бюджета; обеспечение организации исполнения районного бюджета, осуществления органами муниципального финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти Щучанского района, бюджетных полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, составления отчетов об исполнении районного бюджета, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Щучанского района; иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В силу положений части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
ФИО1 вступил в должность Главы Щучанского района ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вступлении в должность Главы Щучанского района».
Таким образом, ФИО1, являясь Главой Щучанского района, исполняющим полномочия Главы Администрации Щучанского района, подписавшим от имени Администрации Щучанского района Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении в 2020 году в бюджет муниципального образования Щучанский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области, несет ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Факт административного правонарушения и вина Главы Щучанского района ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; Соглашением о направлении в 2020 году в бюджет муниципального образования Щучанский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительными соглашениями к нему от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Щучанского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ№); Соглашением о направлении в 2020 году в бюджет муниципального образования город Щучье Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№; Годовым отчетом об исполнении бюджетных обязательств по субсидиям из дорожного фонда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением заместителя Главы Щучанского района-начальника Финансового управления ФИО4; Уставом Щучанского района; решением Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вступлении в должность Главы Щучанского района»; решением Щучанской районной Думы Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в Щучанском районе»; решение Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении структуры Администрации Щучанского района».
Свидетели Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3 при рассмотрении жалобы в суде дали пояснения по обстоятельствам совершения Главой Щучанского района ФИО1 административного правонарушения и его выявления.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению бюджетного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что ФИО1 приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, с учетом исследованных доказательств, прихожу к выводу о доказанности совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он, являясь Главой Щучанского района, исполняющим полномочия Главы Администрации Щучанского района, и главным распорядителем и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушил порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Вопреки доводам ФИО1 и его защитника Шишкова С.А. заместитель Главы Щучанского района – начальник Финансового отдела Администрации Щучанского района входит в структуру Администрации Щучанского района (решение Щучанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении структуры Администрации Щучанского района»), а Финансовый отдел Администрации Щучанского района является ее структурным подразделением.
Доводы о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы не нашли.
Так, ссылки ФИО1 на то, что о составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо незаконно известило его как физическое лицо и протокол в нарушение закона составлен в его отсутствие, безосновательны.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается его личной подписью (т. 1 л.д. 24-25), направил своего защитника, у должностного лица имелись предусмотренные положениями части 4.1 статьи 28.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1
Утверждение ФИО1 о том, что защитник необоснованно был допущен на составление протокола об административном правонарушении, так как защитник может участвовать в деле только после составления протокола об административном правонарушении, основан на неверном трактовании норм права.
Как верно указано ФИО1, в силу части 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник допускается к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а возбужденным дело об административном правонарушении согласно части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается с момента составления протокола об административном правонарушении.
Приведенные нормы права в данном деле нарушены не были.
Указание в доверенности, предъявленной защитником Шишковым С.А., на право совершать в интересах Главы Щучанского района, Главы Администрации Щучанского района процессуальные действия по административным делам, а не по делам об административных правонарушениях, не повлекло нарушения права ФИО1 на защиту.
Вопреки доводам ФИО1 и его защитника Шишкова С.А. при составлении протокола об административном правонарушении права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, присутствовашему защитнику были разъяснены, при этом указанное обстоятельство заверено его подписью (т. 1, л.д. 42).
Из материалов дела усматривается, что при составлении протокола об административном правонарушении защитнику Шишкову С.А. разъяснялись его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
До составления протокола об административном правонарушении права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснялись в письменном виде и ФИО1 (приложение к уведомлению о вызове лица на составление протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ исх. № т. 1 л.д. 26).
Учитывая, что каких-либо показаний и пояснений ни ФИО1, не явившийся на составление протокола, ни его защитник, в присутствии которого составлен протокол об административном правонарушении, по обстоятельствам правонарушения не давали, то не разъяснение им положений ст. 51 Конституции РФ при составлении протокола об административном правонарушении не является нарушением закона, влекущим за собой отмену вынесенного постановления.
Вопреки доводам ФИО1 в уведомлении о вызове на составление протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 24-25) и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 27-42) указана статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, а в оспариваемом постановлении – действия Главы Щучанского района ФИО1, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности.
Не указание в резолютивной части постановления должности ФИО1 не свидетельствует о неясности и неопределенности субъекта ответственности по настоящему делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении ФИО1 как должностного лица, в вводной части постановления указано, что оно вынесено в отношении должностного лица – Главы Щучанского района ФИО1, административная ответственность по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена только для должностных лиц.
Жалоба и пояснения Главы Щучанского района ФИО1 и его защитника не содержат доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
Процессуальных нарушений требований закона при привлечении Главы Щучанского района ФИО1 к административной ответственности судом не установлено.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу Главы Щучанского района ФИО1, не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Главы Щучанского района ФИО1 к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется, поскольку нарушение бюджетного законодательства представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины и препятствует достижению целей и задач государства.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Финансового управления Курганской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Н.В. Лушникова
Копия верна. Судья Н.В. Лушникова