ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2022 от 19.01.2022 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

19 января 2022 года г. Нестеров

Судья Нестеровского районного суда Калининградской области Кравец И.В., при секретаре Горбач И.А., с участием представителя директора АО «АгроСкандия» ФИО1 - ФИО2, представителя Пенсионного фонда РФ по Калининградской области - ФИО3, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Калининградской области на постановление мирового судьи Нестеровского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении директора АО «АгроСкандия» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи Нестеровского судебного участка от 23 ноября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении директора АО «АгроСкандия» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области, подало в суд жалобу, в которой выражает несогласие с постановлением мирового судьи, полагая постановление незаконным и подлежащим отмене, указывая, что сведения о трудовой деятельности работников предоставляются организацией-работодателем в ПФР по форме СЗВ-ТД, форма которой зависит от численности работников за предшествующий отчетный период. Так, если численность работников 25 человек и более, то указанные сведения предоставляются в форме электронного документа. 21 мая 2021 года директором АО «АгроСкандия» представлены сведения по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, при том, что численность работников, согласно форме СЗВ-М за апрель 2021 года составила 162 застрахованных лица. Сертификат ключа проверки электронной подписи, выданной на имя директора АО «АгроСкандия» ФИО1 имеет срок действия с 17 мая 2021 года по 17 августа 2022 года и на 21 мая 2021 года был действителен. Причин невозможности предоставления информации в форме электронного документа директором не представлено. Просит суд постановление мирового судьи Нестеровского судебного участка от 23 ноября 2021 года отменить и принять новый судебный акт о назначении административного наказания.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление было получено ГУ ОПФР России по Калининградской области 30 ноября 2021 года, в адрес мирового судьи жалоба направлена 07 декабря 2021 года, поступила 09 декабря 2021 года, то есть в предусмотренный для подачи жалобы срок.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда РФ по Калининградской области - ФИО3, жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила прекратить дело за малозначительностью, поскольку никаких последствий от действий директора Общества не наступило, АО «АгроСкандия» разъяснен порядок подачи документов.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник Управление персонифицированного учета ОПФР по Калининградской области ФИО4, поддержала доводы жалобы.

Представитель должностного лица, привлеченного к административной ответственности - директора АО «АгроСкандия» ФИО1 - ФИО2, признала, что директор Общества нарушил законодательство о персонифицированном учете, предоставив отчет на бумажном носителе, а не в форме электронного документа, с доводами жалобы согласилась, просила прекратить производство за малозначительностью.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Как усматривается из материалов дела, основанием для составления протокола по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ послужили обстоятельства о том, что 21 мая 2021 года ФИО1, являясь должностным лицом - диретором АО «АгроСкандия», предоставил в органы Пенсионного фонда РФ сведения по форме СЗВ-ТД за май 2021 года, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на бумажном носителе, хотя обязан был предоставить в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью, поскольку в апреле 2021 года представил отчетность по форме СЗВ-М о численности работников на предприятии в количестве 162 человек.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, в связи, с чем прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, постановление мирового судьи законным признать нельзя.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Под страхователями в ст. 1 названного Федерального закона понимаются юридические лица, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

В силу ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ), на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, в налоговые органы по месту их учета.

Из п. 2.4 ст. 11 Закона №27-ФЗ следует, что страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2.6 ст. 11 Закона №27-ФЗ следует, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи». Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

В рассматриваемом случае установленные п. 2.6 ст. 11 Закона №27-ФЗ правила предоставления сведений о застрахованных лицах на 25 человек и более носят императивный характер.

В материалах дела имеются сведения о подключении АО «АгроСкандия» с 18 августа 2020 года к электронному документообороту ПФР об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Численность застрахованных работников предприятия по состоянию на апрель 2021 года составила 162 человека.

Вместе с тем, АО «АгроСкандия» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД за май 2021 года были поданы страхователем на бумажном носителе, что является нарушением установленного Законом №27-ФЗ порядка об индивидуальном (персонифицированном) учете и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Таким образом, вывод мирового судьи об отсутствии в деянии должностного лица - директора АО «АгроСкандия» ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, сделан без надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств и анализа подлежащего применению законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы, не истекли, следовательно, оно может быть подвернуто административному наказанию.

Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, с учетом его характера и тяжести, роли правонарушителя в его совершении, учитывая, что какого-либо вреда и наступления тяжких последствий не установлено, а данное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, приходит к выводу, что совершенное должностным лицом АО «АгроСкандия» ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, может быть признано малозначительным.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе и об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, то есть за малозначительностью.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Калининградской области на постановление мирового судьи Нестеровского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении директора АО «АгроСкандия» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, удовлетворить.

Постановление мирового судьи Нестеровского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2021 года, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья И.В. Кравец