Дело № 12-1/2022
УИД 54RS0025-01-2021-002482-49
Поступило в суд 11.10.2021
Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2022 года г. Куйбышев НСО
Судья Куйбышевского районного суда Новосибирской области (адрес: Россия, <...>) Гламаздина Ю.Г., при секретаре судебного заседания Бородихиной Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФКП «Анозит» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФКП «Анозит»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 ФКП «Анозит» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в силу указанного Закона данному юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ФКП «Анозит» подало на него жалобу, в обоснование которой указывает следующее. Вины в действиях ФКП «Анозит» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ не имеется, юридическим лицом приняты исчерпывающие меры по исполнению требований Управления Ростехнадзора, неоднократно продлялся срок исполнения Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, ФКП «Анозит» неоднократно направляло документы для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, однако во всех случаях был получен отказ по результатам рассмотрения документов. ФКП «Анозит» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ направлены копии документов в адрес Управления Ростехнадзора для учета их во время составления протокола и принятия решения, однако эти документы не учтены. ФКП «Анозит» на основании изложенного, а также принимая во внимание то обстоятельство, что юридическим лицом принимались меры по выполнению требований, изложенных в предписании, полагает, что вины в действиях ФКП «Анозит» в совершении административного правонарушения не имеется, а потому просит признать обжалуемое постановление незаконным, отменить его в установленном порядке.
В судебном заседании представитель ФКП «Анозит» ФИО2 поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 в судебном заседании считал постановление законным и обоснованным, пояснили, что юридическое лицом не в полном объеме представлены сведения, характеризующие опасные производственные объекты ФКП «Анозит», а именно в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты второго класса опасности, указанные в постановлении (4 объекта), в связи с чем юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются на основании данных зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 ФКП «Анозит» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (л.д. 12-15).
Из указанного выше постановления следует, что ФКП «Анозит» не в полном объеме представлены сведения, характеризующие опасные производственные объекты ФКП «Анозит», а именно - в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты второго класса опасности (в том числе, 4 объекта: площадка производства перекиси водорода, рег. №, склад готовой продукции производства пероксида водорода, рег. №, площадка воздухоразделительной установки ФКП «Анозит», рег. №, площадка производства перхлората аммония (анозита), рег. №) не указаны все применяемые здания, сооружения, технические устройства при производстве перекиси водорода, производства перхлората аммония, обладающие признаками опасности, согласно спецификациям основного оборудования действующих постоянных технологических регламентов, внесение которых предусмотрено подпунктом 1 пункта 20, пунктом 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления гос.услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, что является нарушением частей 2,5 ст. 2, части 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». в связи с чем юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Перечисленные выше нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФКП «Анозит» (лист 7-10 дела № об адм.правонарушении).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту – Закон № 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 1).
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. (п. 2, п. 3).
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (п. 4).
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ (п. 5).
В соответствии со ст. 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать законодательство в области промышленной безопасности, требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона), обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями и др. (ч. 1).
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (ч. 2).
Как установлено в судебном заседании, ФКП «Анозит» не в полном объеме представлены в указанный выше орган в установленном законом порядке сведения, характеризующие опасные производственные объекты ФКП «Анозит», что, в т.ч., отражено в постановлении по делу об административном правонарушении, а также в акте проверки.
Представленные документы не соответствуют требованиям, установленным п. 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления гос.услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Регламент).
Так, в соответствии с п. 23 Регламента, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристиках ОПО, с изменением типового наименования (именного кода объекта), изменения адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и представленные по описи соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
В нарушение изложенного, ФКП «Анозит» в орган Ростехнадзора не в полном объеме представлены надлежащие сведения, характеризующие опасные производственные объекты ФКП «Анозит», не указаны все применяемые здания, сооружения, технические устройства при производстве перекиси водорода, производства перхлората аммония, обладающие признаками опасности, согласно спецификациям основного оборудования действующих постоянных технологических регламентов, внесение которых предусмотрено подпунктом 1 пункта 20, пунктом 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления гос.услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, что является нарушением частей 2,5 ст. 2, части 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». в связи с чем юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Сведения, представленные в орган Ростехнадзора, не соответствуют содержанию, изложенному в приложении N 2 к Административному регламенту.
Объективно указанные обстоятельства подтверждается материалами дела об административном правонарушении (л.д. 24-59).
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам спецхимии относятся, в том числе, площадки (участки) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования).
В соответствии с письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относится предприятие в целом или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № к Закону № 116-ФЗ, при этом изначально целевым образом рассматривается площадка предприятия в целом (как производственного комплекса).
Согласно приложения 1 к Распоряжению Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 121-рп «О внесении изменений в распоряжение Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «Об усилении контроля за объектами предприятий спецхимии», в список предприятий спецхимии входит ФКП «Анозит», <адрес> (п. 21 списка предприятий).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований ФКП «Анозит» к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из описательно-мотивировочной части Решения Арбитражного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (стр. 10 решения) следует, что к опасным объектам спецхимии в соответствии с п. 19 Приложения к Требованиям, утвержденным Приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, относится площадка (участок) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования. Как опасные производственные объекты спецхимии учитываются объекты спецхимии организаций оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие. При наличии данных признаков опасные объекты спецхимии должны идентифицироваться как объекты спецхимии. Согласно ответу Ростехнадзора на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ№ данные признаки в полной мере относятся к объектам ФКП «Анозит». С учетом указанного Арбитражный суд Кемеровской области пришел в своем решении к выводу о том, что решение Ростехнадзора об отказе во внесении изменений в сведения об опасных производственных объектах (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№).
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что действия юридического лица ФКП «Анозит» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – Нарушение требований промышленной безопасности в деятельности ФКР «Анозит». Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее правонарушение, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы ФКП «Анозит», изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что ФКП «Анозит» документы (сведения, характеризующие опасные производственные объекты) представлены в орган Ростехнадзора не в полном объеме.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность (за несоблюдение которой законом установлена ответственность), могло ее выполнить, но лицом не предприняты все зависящие меры по ее выполнению.
Суд приходит к выводу о том, что у юридического лица имелась реальная возможность по представлению надлежащих сведений и в полном объеме в орган Ростехнадзора, однако этого не последовало.
Нарушений норм процессуального и материального права в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФКП «Анозит», в соответствии с которым указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу ФКП «Анозит» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья Ю.Г. Гламаздина