ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1/2022УИД240048-01-2021-006872-87 от 17.03.2022 Байкитского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-1/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006872-87

(дело № 12-2/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006871-90

дело № 12-3/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006869-96

дело № 12-4/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006868-02

дело № 12-5/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006902-94

дело № 12-6/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006901-97

дело № 12-7/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006899-06

дело № 12-9/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006874-81

дело № 12-10/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006903-91

дело № 12-12/2022 УИД 24RS0048-01-2021-006900-05

дело № 12-11/2-22 УИД 24RS0048-01-2021-006870-93 )

Р Е Ш Е Н И Е

17 марта 2022 года с. Байкит

Судья Байкитского районного суда Красноярского края Навгинова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителя АО «Краслесинвест» ФИО1 на постановления от 31.03.2021 № № 76/32-2021, 76/33-2021, 76/34-2021, 76/35-2021, 76/36-2021,76/37-2021, 76/38-2021, 76/39-2021, 76/40-2021, 76/41-2021 и от 01.04.2021 г. №№ 13/048-2021, 13/050-2021 вынесенные заместителем руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении АО «Краслесинвест», юридический адрес (место нахождения): 660135, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 04.02.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 246501001,

у с т а н о в и л:

1) Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана ФИО2 № 76/31-2021 от 31.03.2021 г. АО «Краслесинвест» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей (дело 12-1/2022). Как следует из данного постановления, прокуратурой Эвенкийского района в рамках проверки в соответствии с заданием прокуратуры Красноярского края от 29.01.2021 г. № 7/01-02-2021 лесозаготовительной деятельности на арендуемом АО «Краслесинвест» лесном участке Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества. В ходе проверки установлено, что АО «Краслесинвест» на основании договора аренды от 07.04.2008 г. № 1 и лесной декларации осуществляет заготовку древесины на лесном участке, площадью 4 152 362 га, кварталы №№ 1-1005 в период с 26.12.2020 г. по 05.01.2021 г. Прокуратурой Эвенкийского района совместно со специалистами КГКУ «Лесная охрана», министерства лесного хозяйства Красноярского края в результате проверки установлено, что требования пожарной безопасности в лесах АО «Краслесинвест» в полном объеме не исполняются, а именно на территории Байкитского лесничества, Ошаровского участкового лесничества, квартале № 841, выделах №№ 3,7,8,22 лесосека № 7 на погрузочной площадке находятся штабеля древесины хвойных пород, порубочные остатки уложены на волока, не приземлены длиной более 2 метров, сдвигание порубочных остатков на стену леса на площади 0,0018 га, тем самым нарушены пункт 26, подпункт «б», пункт 27 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Согласно п. 26, пп.»б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубки лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины, следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Согласно технологической карте лесосечных работ способом очистки является укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке, укладкой на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Акт планового (рейдового) смоотра, обследования лесного участка составлен 13.02.2021 г.

Как указано в постановлении, объективная сторона правонарушения состоит нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: в нарушение пункта 26, подпункта «б» пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах.

Этим же должностным лицом (заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2) 31.03.2021 г. вынесено еще 10 постановлений и 01.04.2021 г. – 2 постановления о привлечении АО «Краслесинвест к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 60 000 рублей, согласно которым нарушения установлены также во время рейдового мероприятия на территории Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества в период с 08.02.2021 г. по 15.02.2021 г. на лесных участках, арендуемых АО «Краслеинвест» на основании вышеуказанного договора аренды от 07.04.2008.

2) Согласно Постановлению от 31.03.2021 № 76/33-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-5/2022) на лесосеке № 1, расположенной в квартале 688, выделы №№ 26, 30, 37, 38, 31 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества, порубочные остатки уложены в кучи в количестве 6 шт., на погрузочной площадке в валы шириной более 3 м. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020) заявлен 26.12.2020 г. по 05.01.2021. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 11.02.2021 г.

3) Согласно Постановлению от 31.03.2021 г. № 76/34-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-2/2022) на площади лесосеки № 5, расположенной в выделах №№ 8,8 квартала № 960 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества, вдоль профиля имеются кучи порубочных остатков шириной более 3 метров, из-за глубоко снежного покрова установить площадь не представилось возможным. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020) заявлен с 26.12.2020 г. по 05.01.2021. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 12.02.2021 г.

4) Согласно Постановлению от 31.03.2021 № 76/35-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (дело 12-10/2022) на лесосеке № 12, расположенной, в выделах №№ 23,24,21,27,28 квартала № 690 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на порубочной площадке порубочные остатки уложены в кучи и сплошные валы шириной более 3 метров, сдвигание порубочных остатков к прилегающей стене леса. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020) заявлен с 26.12.2020 г. по 05.01.2021. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 11.02.2021 г.

5) Согласно Постановлению от 31.03.2021 № 76/36-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-8/2021) на лесосеке № 9, расположенной в выделах №№ 17,21 квартала № 841 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке порубочные остатки разбросаны хаотично, не измельчены до 2 метров, вдоль западной и восточной границ лесосеки порубочные остатки сдвинуты к стене леса на площади 0,0025 га и 0,0018 га. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020) заявлен с 26.12.2020 г. по 05.01.2021. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 13.02.2022 г.

6) Согласно Постановлению от 31.02.2021 г. № 76/37-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-7/2022) на лесосеке № 8, расположенной в выделах 17,20,21 квартала № 841 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке порубочные остатки уложены в валы шириной более 3 метров, а также вне погрузочной площадки порубочные остатки в кучи шириной более 3 метров. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020) заявлен с 26.12.2020 г. по 05.01.2021. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 12.02.2021 г.

7) Согласно Постановлению от 31.02.2021 г. № 76-38/2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-3/2022) на лесосеке № 14, расположенной в выделах №№ 6,11,13,23 квартала № 345 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке деляны порубочные остатки расположены 2 сплошными валами шириной более 3 м на площади менее 2,02 га, не сохранен подрост, порубочные остатки расположены на расстоянии менее 10 метров от стены леса. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией от 24.12.2020 г. заявлен с 03.01.2021 г. по 02.01.2022 г.. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 09.02.2021 г.

8) Согласно Постановлению от 31.03.2021 г. № 76/39-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-11/2022) на лесосеке № 22, расположенной в выделах №№ 6, 24,25 квартала № 345 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества сдвигание порубочных остатков к стене леса площадью 0,017 га, также вдоль границы лесосеки расположены три штабеля сортиментов древесины хвойных пород, общей площадью 0,0078 га. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией от 24.12.2020 г. заявлен с 03.01.2021 г. по 02.01.2022 г. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 09.02.2021 г.

9) Согласно Постановлению от 31.03.2021 г. № 76/40-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-12/2022) на лесосеке № 12, расположенной в выделах №№ 6,11,13,23 квартала № 345 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке размещены 4 штабеля древесины хвойных пород., установлено сдвигание порубочных остатков к стене леса площадью 0,036 га. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией от 24.12.2020 г. заявлен с 03.01.2021 г. по 02.01.2022 г. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 09.02.2021 г.

10) Согласно Постановлению от 31.03.2021 № 76/41-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-6/2022) на лесосеке № 7, расположенной в выделах №№ 6,11 квартала № 345 Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке, площадью 3,15 га имеются штабеля общей площадью 0,12 га древесины хвойных пород, установлена неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 17,8 га, порубочные остатки разбросаны хаотично, не приземлены, длиною более 2 метров. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией 24.12.2020 г. заявлен с 03.01.2021 г. по 02.01.2022 г. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 09.02.2021 г.

11) Согласно Постановлению от 01.04.2021 г. № 13/048-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-14/2022) на лесосеке № 8, расположенной в выделах №№ 28, 29, 31, 30, 39, 40 квартала № 690, Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке порубочные остатки уложены в кучи и валы шириной более 3 метров, а также имеется не вывезенная древесина хвойных пород, общей площадью 0,006 га. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 16.12.2020 г.) заявлен с 26.12.2020 г. по 05.01.2021 г. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 11.02.2021 г.

12) Согласно Постановлению от 01.04.2021 г. № 13/050-2021 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, (дело 12-14/2022) на лесосеке № 1, расположенной в выделах №№ 1, 7, 11 квартала № 601, Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества на погрузочной площадке порубочные остатки уложены в валы шириной более 3 метров, а также имеется не вывезенная древесина хвойных пород, общей площадью 0,006 га. Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от 20.01.2020 г.) заявлен с 06.01.2020 г. по 05.01.2021 г. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен 10.02.2021 г.

По результатам планового (рейдового) осмотра, обследования вышеуказанного лесного участка заместителем прокурора Эвенкийского района Красноярского края в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ вынесено постановление от 11 марта 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Краслесинвест» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, на основании которого должностным лицом КГКУ «Лесная охрана» рассмотрены вышеперечисленные дела об административном правонарушении.

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, представитель АО «Краслесинвест» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобами, в которых просит отменить постановления и прекратить производство по делам. Доводы жалоб мотивированы тем, что проверка проводилась с09.02.2021 г. по 13.02.2021 г. Прокуратурой Эвенкийского района и административным органом (КГКУ «Лесная охрана») выявлено нарушение одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, совершенное по одному договору аренды земельных участков от 07.04.2008 № 1, в одно и то же время. Дела подведомственны одному и тому же должностному лицу. Просила постановления по делу об административном правонарушении о привлечении АО «Краслесинвест» объединить в одно производство и назначить одно административное наказание в виде штрафа.

В ходе подготовки жалобы к рассмотрению от представителя юридического лица поступили дополнительные доводы, в которых указано, что нарушения по указанным постановлениям выявлены в ходе плановых (рейдовых) осмотров в период с 09.02.2021 г. по 13.03.2021 г. Согласно абз 2 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (в ред. от 02.09.2019 г.) «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», действовавшего на момент проверки, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии со ст. ст. 9-13,14 Федерального закона о защите прав юридических лиц, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрено обязательное уведомление юридического лица о проведении плановой и внеплановой проверок. АО «Краслесинвест» не было уведомлено о времен и месте проведения проверки. В соответствии с п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016 лицо, осуществляющее осмотр лесосек за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя, осмотр лесосек проводится без его участия. В соответствии с нормами КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Кроме того в постановлениях о назначении наказаний орган ссылается на оставление порубочных остатков на лесосеке во время пожароопасного сезона. Однако плановый рейдовый осмотр проводился 13.02.2021 г. Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края № 86-1214-од от 27.05.2021 г. начало пожароопасного сезона определено с 27.05.2021 г. начало пожароопасного сезона определено с 27.05.2021 г., окончание 17.09.2021 г. (Приказ № 86-2202-од от 17.09.2021 г.). Считает, что постановление № 76/32-2021 от 31.03.2021 г. вынесено по времени ранее других постановлений и в случае, если суд усмотрит в действиях юридического лица состав административного правонарушения, считает, что АО «Краслесинвест» может понести ответственность на основании этого постановления, так как другие постановления – это искусственная множественность и они подлежат отмене.

Определениями суда, принятые к производству Байкитского районного суда материалы по указанным выше делам об административных правонарушениях и зарегистрированные под номерами объединены в одно производство с присвоением объединенному делу № 12-1/2022.

В судебное заседание КГКУ «Лесная охрана» и АО «Краслесинвест», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.

Изучив материалы дел об административном правонарушении и доводы жалобы, оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пп. "а" п. 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков.

Из материалов дела следует, что заготовка древесины АО «Краслесинвест» производилась на основании договора аренды лесных участков используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов от 07.04.2008 года № 1 (далее – договор аренды лесного участка), заключенного между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и АО «Краслесинвест» (на момент заключения договора ЗАО «Краслесинвест») на срок 49 лет. АО Краслесинвест в аренду переданы лесные участки общей площадью 4 152 362 га в Эвенкийском, Кежемском и Богучанском районах, в том числе Байкитского лесничества.

Суд отмечает, что указанные в оспариваемых постановлениях нарушения требований лесного законодательства, имеют единый родовой объект посягательства, квалифицированы как административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно установленным в оспариваемых постановлениях обстоятельствам, нарушение требований нормативных правовых актов были допущены лесопользователем в одно время на территории одного лесничества при заготовке древесины по договору аренды лесного участка от 07.04.2008 № 1, при совершении одного действия – вырубки лесных насаждений, расположенных в указанных выше кварталах, то есть привлекаемому к ответственности лицу вменено совершение единого действия (бездействия), выразившихся в не осуществлении очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Кроме того, нарушения выявлены в рамках одной проверки, проводимой на основании приказа от 05.02.2021 г. в период с 08.02.2021 г. по 15.02.2021 г.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ.

Согласно требованиям ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

На основании ч.1 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Между тем требования ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ должностным лицом учтены не были.

Таким образом, поскольку все выявленные нарушения, по которым в отношении АО «Краслесинвест» были составлены 12 постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении совершены в одно время на территории одного лесничества при использовании леса по договору аренды лесного участка, обнаружены они в ходе проведения одной проверки, поэтому данные нарушения образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в связи с этим, должностное лицо лесного контроля и надзора, к которому одновременно поступило 12 дел об одних и тех же правонарушениях в отношении одного и того же лица, должно было, при установлении виновности АО «Краслесинвест» вынести одно постановление о назначении АО «Краслесинвест» административного наказания. Однако, должное лицо КГКУ «Лесная охрана» вынесло 12 постановлений, а поэтому юридическое лицо АО «Краслесинвест» в нарушение положения ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ понесло административную ответственность неоднократно за одни и те же административные правонарушения.

Рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных лицом при совершении одного действия (бездействия), искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу "З. против Российской Федерации" от 10.02.2009, данная статья подлежит применению, в том числе, в производстве по делам об административных правонарушениях и должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе правонарушение, если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, согласно требованиям ч. 5 ст. 4.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ все 12 постановлений должностного лица по делам об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делам - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, по следующим основаниям.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные н КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон защите прав юридических лиц).

Согласно абз. 2 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (ред. от 02.09.2019) "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9 - 13, 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральным законом о защите прав юридических лиц установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрено обязательное уведомление юридического лица о проведении плановой (п. 12 ст. 9) и внеплановой проверок (п. 16 ст. 10).

В данном случае АО «Краслесинвест» не было уведомлено о времени и месте проведения проверки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

В силу ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона защите прав юридических лиц, плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Пунктом 5 «Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 (далее по тексту – Порядок оформления…) предусмотрено, что плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.

Согласно п. 6 Порядка оформления плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков должно содержать:

- должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, утверждающего плановое (рейдовое) задание;

- наименование уполномоченного органа;

- наименование документа "Плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков";

- дату и номер;

- должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего плановое (рейдовое) задание;

- сведения (информацию), являющиеся основанием для проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков;

- место проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков (выдел, квартал, лесничество, территория, район);

- дату начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания;

- сроки оформления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка);

- должности, фамилии и инициалы должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего плановое (рейдовое) задание.

В силу пунктов 7 и 8 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.

В силу части 3 ст. 13.2 ФЗ № 294- ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Из изложенного следует, что Законодателем предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование лесных участков, не являющееся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой - ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Исходя из положений выше приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры. Необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержание таких заданий. Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.

Во всех постановлениях об административном правонарушении отражено, что прокуратурой Эвенкийского района в рамках проверки в соответствии с заданием прокуратуры Красноярского края от 29.01.2021 г. № 7/01-02-2021 г. осуществлена выездная проверка лесозаготовительной деятельности на арендуемых АО «Краслесинвет» лесном участке в районе Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества.

Вместе с тем материалы дела также содержат приказ руководителя министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.02.2021 г. № 2-зк «О проверке сведений о нарушении лесного законодательства». Данным приказом ФИО3 - начальнику отдела зонального контроля, ФИО4 – главному государственному инспектору по охране леса отдельного зонального контроля, с 08.02.2021 г. по 15.02.2021 г. указано провести плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесного участка, с целью проверки сведений о нарушении лесного законодательства на территории Байкитского лесничества.

В постановлении заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.03.2021 г. также указано, что деятельность АО «Краслесинвест» проверена осуществлением выездной проверки. Также указано, что проверка проведена прокуратурой района совместно со специалистами КГКУ «Лесная охрана», министерства лесного хозяйства Красноярского края.

Таким образом, материалы дела содержат противоречащие сведения о порядке осуществления государственного контроля в соответствующей сфере деятельности, а именно, в постановлениях заместителя прокурора и в обжалуемых постановлениях речь идет о выездной проверке, а в материалах дел приобщены Акты планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка, оборотная сторона планового рейдового заданий, содержащая отчет о выполнении планового (рейдового) задания б/н от 05.02.2021 г.

Как видно из представленных документов, 05.02.2022 г. руководителем министерства лесного хозяйства лишь вынесен приказ № 2-зк «О проверке сведений о нарушении лесного законодательства», согласно которому должностным лицам поручено 08.02.2021 по 15.02.2021 провести плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесного участка с целью проверки сведений о нарушении лесного законодательства на территории Байкитского лесничества.

Следовательно, плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра лесных участков, находящихся в пользовании АО «Краслесинвест» не выдавалось, данный приказ не соответствует требованиям, предъявляемым вышеуказанным Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров.

В соответствии с п. 9 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий плановое (рейдовое) задание в течение 5 рабочих дней с момента выполнения задания уполномоченным должностным лицом сдается должностному лицу, выдавшему его.

О сдаче и принятии планового (рейдового) задания уполномоченные должностные лица расписываются в соответствующих графах планового (рейдового) задания.

Доказательства выполнения указанных требований материалы дела также не содержат.

На основании п. 11 и п. 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка). Акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) должен содержать, кроме прочего, фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка); подписи должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка).

В материалах дела приобщен акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 11.02.2021 г., составленный должностными лицами КГКУ «Лесная охрана». В акте в графе о сведениях должностных лицах, проводивших осмотр, обследование лесного участка указаны: начальник отдела зонального контроля ФИО3, главный специалист- гос. инспектор МЛХ КК ФИО5, главный гос. Инспектор по охране леса ФИО4

В противоречие со сведениями, отраженными во всех постановлениях об административном правонарушении и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в указанном акте отсутствует указание о том, что в плановом (рейдовом) осмотре, обследовании лесного участка участвовал прокурор, его подпись отсутствует.

Из изложенного следует, что в материалах дела отсутствуют документы, предусмотренные «Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядком оформления результатов таких осмотров, обследований», утвержденных Приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373, подтверждающие, что вменяемые АО «Краслесинвест» нарушения, выявлены в ходе рейдовых осмотров.

Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 № 367 утвержден «Порядок осмотра лесосеки» (Приложение №4) (далее - Порядок), устанавливающий порядок осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы (п.1).

Согласно п.4 названного Порядка лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.

Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).

При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.

О времени и месте проведения осмотров лесосек АО «Краслесинвест» не уведомлялось.

При изложенных обстоятельствах, акты планового (рейдового) осмотра обследования лесных участков и, как следствие, составленные на их основании постановления заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края, о возбуждении дела об административных правонарушениях по всем 12ти делам не могут быть признаны допустимыми доказательствами, а потому подлежат исключению из числа доказательств по делу.

Таким образом, допустимых доказательств, изобличающих виновность АО «Краслесинвест» во вмененном ему административном правонарушении в материалах дела не имеется.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана от 31.03.2021 г. №№ 76/32-2021, 76/33-2021, 76/34-2021, 76/35-2021, 76/36-2021,76/37-2021, 76/38-2021, 76/39-2021, 76/40-2021, 76/41-2021 и от 01.04.2021 г. №№ 13/048-2021, 13/050-2021, вынесенные по делам об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении АО «Краслесинвест», подлежат отмене, а производство по данным делам об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.

Принимая во внимание, что вышеуказанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отмены принятых по делу актов, остальные доводы жалобы отдельному рассмотрению и оценке не подлежат.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения

На момент пересмотра вышеуказанных постановлений данный срок истек.

Суд также исходит из указаний Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о том, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобы представителя АО «Краслесинвест» ФИО1 на постановления КГКУ «Лесная охрана» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (12 дел) в отношении АО «Краслесинвест» удовлетворить.

Постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от 31.03.2021 г. №№ 76/32-2021, 76/33-2021, 76/34-2021, 76/35-2021, 76/36-2021,76/37-2021, 76/38-2021, 76/39-2021, 76/40-2021, 76/41-2021 и от 01.04.2021 г. №№ 13/048-2021, 13/050-2021, вынесенные в отношении АО «Краслесинвест» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ – отменить, на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, производство по делам прекратить.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Байкитский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В. В. Навгинова