УИД 23RS0040-01-2024-000032-55
К делу №12-1/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2024 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волобуева Ю. В. на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/5/1 от 11.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуева Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №23-037/ДЛ/5/1 от 11.12.2023г. начальник управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуев Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере - 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Волобуев Ю.В. обжаловал его в Первомайский районный суд г. Краснодара.
В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление является необоснованным и противоречащим закону, а выводы о виновности должностного лица являются поверхностными и преждевременными, в связи с чем начальник управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуев Ю.В. просит принятое департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/5 от 21.11.2023г. отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Волобуев Ю.В. доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения рассматриваемой жалобы, по основаниям, указанным в письменном отзыве. Просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Нормами подпункта 10 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, заключены соглашения между Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и администрацией муниципального образования Лабинский район от 10 июня 2021 г. № 201-825-2021-03630000-149, администрацией муниципального образования Северский район от 10 июня 2021 г. № 201-825-2021-03643000-158, администрацией муниципального образования Тихорецкий район от 10 июня 2021 г. № 201-825-2021-03654000-156, администрацией муниципального образования Щербиновский район от 10 июня 2021 г. № 201-825-2021-03659000- 154, о предоставлении субсидий из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общею, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.3).
Основанием для привлечения Волобуева Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, послужил протокол об административном правонарушении от 22 ноября 2023 г. № 22-037/ДЛ/5, составленный на основании Акта от 14 сентября 2023 г. по результатам плановой проверки по теме «Проверка осуществления расходов бюджета Краснодарского края на реализацию мероприятий государственных программ (подпрограмм, целевых программ) национальных, федеральных, региональных проектов, проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций Министерства и отражения их в бюджетном учете и отчетности», проведенной в отношении министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 12 июля 2023 г. № 56-п.
В Акте проверки и Протоколе зафиксирован факт нарушения бюджетного законодательства, указывающий на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, выразившегося в нарушении условий предоставления субсидий, а именно: в части не обеспечения муниципальными образованиями обязательного предварительного согласования с Министерством расторжения (по соглашению сторон) муниципальных контрактов; в связи с не достижением показателей результативности (результатов) использования субсидии муниципальными образованиями Краснодарского края.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Для установления наличия либо отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, принятия должных мер, направленных на соблюдение получателями межбюджетных субсидий целей, порядка и условий их предоставления, судом исследованы представленные материалы дела, из которых установлено следующее.
Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Краснодарского края, установлены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011г. № 1129 «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края».
Положениями пунктов 7, 10 Правил № 1129 и пунктов 5.3 и 5.9 раздела 5 «Условия предоставления и расходования субсидий» Правил № 939 определена сторона соглашения, которая принимает обязательство по исполнению соглашения, для которой устанавливается соглашением ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств, а также принимаемые стороной меры в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и этой стороной является муниципальное образование Краснодарского края.
В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Краснодарского края, установленной Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. № 4380-K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», ГП «Развитие образования» министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края является главным распорядителем бюджетных средств в отношении мероприятия, предусмотренного пунктом 1.13 раздела 3 ГП «Развитие образования».
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ определено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями и обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В целях реализации мероприятия 1.13 Министерством заключены соглашения с местными администрациями муниципальных образований Краснодарского края Лабинский район, Северский район, Тихорецкий район и Щербиновский район о предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета Краснодарского края на реализацию соответствующего мероприятия ГП «Развитие образования».
Так, пунктом 3.2 Соглашений определены условия предоставления субсидий, соответствующие требованиям Правил № 1129 и Правил № 939, а именно:
а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;
б) наличие в бюджете Муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета Муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета Субсидии, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения;
в) заключение Соглашения в соответствии с пунктами 6(1), 7 Правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 г. № 1129.
Иных условий предоставления субсидий соглашениями не предусмотрено.
Таким образом, статьей 139 БК РФ, Правилами № 1129, Правилами № 939, заключенными соглашениями между Министерством и местными администрациями о предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета Краснодарского края определен закрытый перечень условий предоставления субсидий, который отделен от иных обязательств в рамках исполнения заключенных соглашений.
Кроме того, подпунктами 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 соглашений определены уполномоченные органы, осуществляющие взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципальных образований возложены функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, а также являющиеся администраторами доходов в отношении субсидии из бюджета Краснодарского края на реализацию мероприятий 1.13.
Из представленных материалов дела следует, что заказчиками заключенных муниципальных контрактов в рамках реализации мероприятия 1.13 ГП «Развитие образования» являлись муниципальные общеобразовательные организации и муниципальные казенные учреждений, не являющиеся при этом ни администратором доходов, ни стороной заключенных соглашений.
При этом, должностным лицом, выносившим оспариваемое постановление, ответственность за неисполнение муниципальным образованием Краснодарского края предусмотренных обязательств по обеспечению обязательного предварительного согласования с Министерством решений о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров) в случае, если использование субсидий предполагается на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возлагается на Министерство, тогда как ответственность по данным обязательствам вышеуказанными нормативными правовыми актами закреплена за муниципальными образованиями.
Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что Министерством не обеспечено соблюдение администрациями вышеуказанных муниципальных образований Краснодарского края условий предоставление субсидий - достижение показателей результативности предоставления субсидий.
Вместе с тем, не указаны, какие именно меры должно было принять Министерство как главный распорядитель бюджетных средств по обеспечению соблюдения администрациями вышеуказанных муниципальных образований Краснодарского края условий предоставление субсидий в части достижения ими показателей результативности предоставления субсидий, установленными заключенными соглашениями, равно как и не приведена оценка достаточности или недостаточности принимаемых Министерством мер, ввиду чего усматривается субъективность в их суждениях.
Суду в ходе судебного разбирательства таких данных также предоставлено не было.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Принимая во внимание положения статьи 12 Конституции Российской Федерации, действовавшего в 2021 году Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым определены полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, Министерство не имеет никаких законодательно установленных полномочий по понуждению администраций муниципальных образований Краснодарского края к достижению установленных в соглашениях показателей результативности предоставления субсидий, равно как и не имеет возможности обеспечивать исполнение своих обязанностей по заключенным муниципальных контрактам другими публично-правовыми образованиями.
Мерой понуждения муниципальных образований Краснодарского края к выполнению своих обязанностей по заключенным соглашениям, в том числе в части достижения установленных в соглашениях показателей результативности предоставления субсидий, является как раз предусмотренная бюджетным законодательством и КоАП ответственность муниципальных образований.
Следовательно, соблюдение обязательств по обязательному предварительному согласованию с Министерством решений о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров) в случае, если использование субсидий предполагается на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; достижению показателей результативности (результатов) использования субсидий, установленных соглашением, является обязанностью муниципального образования Краснодарского края, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность должностных лиц администраций муниципальных образований, установленная частью 3 статья 15.15.3 КоАП.
Тогда как, частью 1 статьи 15.15.3 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 КоАП.
При описанных условиях, суд не усматривает в действиях начальника управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуева Ю.В. нарушений порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
При таких обстоятельствах, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку условия предоставления межбюджетных трансфертов заявителем нарушены не были.
Положениями ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/5/1 от 11.12.2023г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу должностного лица - начальника управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуева Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>-Ингушской АССР, паспорт №, выдан Управлением внутренних дел <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/5/1 от 11.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника управления межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Волобуева Ю.В. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда города Краснодар п Е.Н. Медоева.