Дело № 12-1/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 09 января 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Маркова Л.И. рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО УК «Домашний очаг» Стручковой А.Д. на постановление мирового судьи по судебному участку №47 г. Якутска РС (Я) Божедонова А.А. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домашний очаг», юридический адрес:677009 г. Якутск, ул.Жорницкого, д. 7/32А офис 2, ИНН 1435357505,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи по судебному участку №47 г. Якутска РС (Я) Божедонова А.А. ООО УК «Домашний очаг» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО УК «Домашний очаг» Стручкова А.Д. обратилась в Якутский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления. Считает, что отсутствует вина Общества, поскольку предписание исполнено, также имеется решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-5257/2023 г., наличие которого исключает причинно – следственную связь между наличием протечек между подъездами и ответственностью Общества, указывает на то, что Общество является микропредприятием (субъектом МСП) и административный штраф в размере 200 000 рублей является несоизмеримой, значительной суммой. Полагает, что указанные обстоятельства являются смягчающими либо исключающими ответственность юридического лица. В связи с чем, просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить и заменить штраф на предупреждение, поскольку общество ранее по части 24 статьи 19.5. Кодекса об административных правонарушениях к ответственности не привлекалось.
В судебное заседание, надлежащим образом извещенный, представитель ООО УК «Домашний очаг» не явился.
Представитель Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело участия неявившихся сторон.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено мировым судьей ООО УК «Домашний очаг» не исполнило в установленный срок Предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Управление) об устранении нарушений №08-02-23/Л-366 от 02 августа 2023 г., согласно которому Обществу в срок до 18.08.2023 г. необходимо было обеспечить герметичность труб системы канализации, расположенных в проветриваемом подполье между 3м и 4м подъездами, а также между 5м и 6м подъездами.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что ООО УК «Домашний очаг» в проверяемый период осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/9, на основании договора управления многоквартирным домом договор управления многоквартирным домом и лицензия №014000314 от 10.12.2021, что подтверждается открытыми данными, содержащимися в реестре управляющих компаний на сайте https://dom.gosuslugi.ru/.
28.07.2023 Управлением принято решение № 01-09-23-1445 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Домашний очаг» в срок с 31.07.2023 по 11.08.2023 с целью проверки фактов, изложенных в обращении граждан вх.№2290 от 25.07.2023 г. о течи с труб системы канализации под домом, расположенных в многоквартирном доме по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/9.
02.08.2023 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен протокол осмотра №08-13-23-237.
02.08.2023 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки № 08-01-23/Д-723, в котором отражено: в нарушение подпункта «в» п. 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, абз. 5 п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядки их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, не обеспечена герметичность труб системы канализации, расположенных в проветриваемом подполье между 3 и 4 подъездами, а также, между 5 и 6 подъездами, обнаружены течи с труб системы канализации между 3 и 4 подъездами, а также, между 5 и 6 подъездами.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту – Правила № 170), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 5.8.3 (в) Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, предусмотрено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя в том числе: контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, Управлением установлено, что Обществом в нарушение вышеуказанных нормативных актов при исполнении обязательств по договору по управлению многоквартирным домом не обеспечена герметичность труб системы канализации.
02.08.2023 г. ООО УК «Домашний очаг» выдано Предписание об устранении нарушений обязательных требований № 08-02-23/Л-366 сроком – до 18.08.2023.
23.08.2023 г. Управлением составлен Акт наблюдения за исполнением обязательных требований №08-06-23-332, где зафиксировано, что в Управление на момент составления акта какой – либо информации от ООО УК «Домашний очаг» об исполнении Предписания об устранении нарушений обязательных требований от 02.08.2023 №08-02-23/Л-366 не поступало.
23.08.2023 г. Управлением принято решение № 01-09-23-1445 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Домашний очаг» в срок с 29.08.2023 по 11.09.2023 с целью проверки исполнения Предписания об устранении нарушений обязательных требований от 02.08.2023 №08-02-23/Л-366.
30.08.2023 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен протокол осмотра №08-13-23-291.
30.08.2023 по результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен акт проверки № 08-01-23/Л-823, в котором отражено: неисполнение в срок до 18.08.2023 г. Предписания Управления об устранении нарушений обязательных требований от 02.08.2023 №08-02-23/Л-366.
04.09.2023 Обществу направлено уведомление № 08-04-23-1584 о составлении протокола об административном правонарушении по факту неисполнения в срок законного предписания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 02.08.2023 №08-02-23/Л-366 по адресу: г.Якутск, ул.Рыдзинского, д. 18/9, выявленного в ходе внеплановой выездной проверки, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на 06.09.2023 в 16-30 час., по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 8, каб. 420.
06.09.2023 главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Тузик В.А. составлен протокол об административном правонарушении №08-07-23-323, в котором зафиксированы выявленные нарушения, квалифицированные по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен с участием представителя общества Кычкина И.И. по доверенности от 01.06.2023 б/н, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно протоколу №08-07-23-323 об административном правонарушении от 06 сентября 2023 года, 30 августа 2023 года в ходе внеплановой документарной выездной проверки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Якутск, ул. Жорницкого, д. 18/9, находящегося под управлением Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домашний очаг»" выявлено неисполнение Обществом законного предписания Управления от 02.08.2023 г. №08-02-23/Л-366 в установленный срок до 18.08.2023 г., а именно: пункт 1 не выполнен, не обеспечена герметичность труб системы канализации, расположенных в проветриваемом подполье между 3м и4м подъездами, а также между 5м и 6м подъездами. В протоколе отмечено, что вина общества выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Представитель общества в протоколе указывает на устранение течи, данный эпизод является новым и не взаимосвязан с предыдущим обстоятельством.
Мировым судом правильно установлены обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права соблюдены.
Так, диспозицией части 24 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления в сфере государственного жилищного контроля (надзора), в том числе лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий и (или) бездействий, направленных на невыполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.
Факт неисполнения в установленный срок Обществом законного предписания Управления подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе актом наблюдения за исполнением обязательных требований от 23.08.2023 г. №08-06-23-332, протоколом осмотра от 30.08.2023 г. №08-13-23-291, актом проверки от 30.08.2023 N 08-01-23/Л-823, протоколом об административном правонарушении от 06.09.2023 №08-07-23-323.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица. Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на выполнение законного предписания Управления в целях соблюдения требований действующего законодательства и устранения выявленных нарушений. Доказательства невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела доказательствами в полном объеме подтверждено, что у общества как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имелась возможность исполнить законное предписание в целях соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса об административных правонарушениях РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судом не пропущен.
Доводы Общества относительно отсутствия причинно-следственной связи с привлечением к административной ответственности ООО УК ЖКХ «Бюджетник» постановлением Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 22.05.2023 г. № 190-Ж судом отклоняются, поскольку из решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.11.2023 г. по делу №А58-5257/2023 г. следует, что ООО УК ЖКХ «Бюджетник» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ и события указанного правонарушения произошли в апреле 2023 года, то есть в период когда управление многоквартирным домом по адресу: г.Якутск, ул.Рыдзинского д. 18/9 осуществлялось ООО УК ЖКХ «Бюджетник».
Суд при рассмотрении жалобы учитывает, что в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.11.2023 г. по делу №А58-8126/2023 г. Указанным решением суда Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Иными словами, указанным решением подтверждается нарушение Обществом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 при управлении многоквартирным домом по адресу: г.Якутск, ул.Рыдзинского д. 18/9. При этом указанные нарушения установлены протоколом осмотра от 02.08.2023 г. №08-13-23-237, актом проверки от 02.08.2023 г. № 08-01-23/Д-723 являющимися также доказательствами по настоящему делу.
Кроме того, из открытых данных ЕГРЮЛ, содержащихся на сайте: https://egrul.nalog.ru/ известно, что ООО УК ЖКХ «Бюджетник» и ООО УК «Домашний очаг» имеют одного и того же законного представителя с 01.12.2023 г.– директора Корнилова Михаила Александровича, одного и того же участника – Стручкову Аурику Дмитриевну, имеют юридический адрес: город Якутск, ул. Жорницкого, д.7/32А, офис 1, и город Якутск, ул. Жорницкого, д.7/32А, офис 2, одинаковый вид деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Таким образом, имеются признаки взаимозависимости указанных юридических лиц, что исключает доводы заявителя, изложенные в жалобе. То есть, Общество знало и могло знать об имеющихся нарушениях
При рассмотрении дела об административном нарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, мировой судья установил все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия ООО УК «Домашний очаг» в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировым судом не установлены обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, судом также учтены положения части 1 статьи 3.1, статьи 4.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Наказание назначено в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены постановления мирового судьи. Судебное постановление вынесено в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи по судебному участку №47 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Божедонова А.А. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домашний очаг», юридический адрес: г. Якутск, ул.Жорницкого, д. 7/32А офис 2, ИНН 1435357505, - оставить без изменения, а жалобу директора ООО УК «Домашний очаг» Стручковой А.Д., - без удовлетворения.
___
___
___
Судья Л.И.Маркова