№ 12-2(4)2018
РЕШЕНИЕ
Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Лескин А.Г., при секретаре Скудиной Н.Н., с участием представителя должностного лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ОАО «Сельхозтехника» на постановление по делу об административном правонарушении от 25.10.2017, вынесенное государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
12.10.2017 государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении должностного лица ОАО «Сельхозтехника» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.
Постановлением государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.10.2017 должностное лицо ОАО «Сельхозтехника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Должностное лицо ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора от 25.10.2017 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2017 признано незаконным предписание государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.05.2017 в части проведения экспертизы промышленной безопасности газопроводов (п. 1, 17), за неисполнение которого должностное лицо ОАО «Сельхозтехника» привлечено к административной ответственности.
В судебное заседание должностное лицо ФИО2 не явился, его интересы по доверенности представляла ФИО1, которая в судебном заседании жалобу должностного лица ФИО2 поддержала, указала, что п. 1 и п. 17 предписания № П-1618/15-56 от 26.05.2017 Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются незаконными, по тем основаниям, что срок эксплуатации надземного стального газопровода высокого давления, подземного стального газопровода высокого давления не истек, в связи с чем отсутствовали основания для проведения экспертизы промышленной безопасности указанных сооружений.
Начальник Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока, считаю, что они подлежат удовлетворению.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, признается невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведенной в отношении ОАО "Сельхозтехника" проверки 26.05.2017 по адресу: <...> установлено, что ОАО «Сельхозтехника» эксплуатирует сеть газопотребления (рег. номер А51-01638-0001, дата рег. 17.11.2000), относящуюся к 3 классу опасности, а именно надземный стальной газопровод высокого давления Ду 108,89 57, 40, 25, к зерносушилке А1-ДПС-50, протяжностью 271 м, год ввода в эксплуатацию 2001, срок службы не установлен проектной либо технической документацией, в том числе на подземный стальной газопровод высокого давления Ду110, протяжностью 110 м, газопровода низкого давления на административное здание, газопровод низкого давления на пекарню, газопровод низкого давления на свинарник, газопровод низкого давления на мельницу, без проведения экспертизы промышленной безопасности и 26.05.2017 государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО "Сельхозтехника" выдано предписание № П-1618/15-56 с требованием устранить нарушения, указанные в п. 1 и 17 в срок до 28.08.2017.
На основании распоряжения от 26.09.2017 № 3998 РП/СО заместителя руководителя Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 02.10.2017 по 12.10.2017 проведена проверка, в ходе которой государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено невыполнение в установленный срок п. 1 и 17 предписания № П-1618/15-56 от 26.05.2017 в отношении должностного лица ОАО "Сельхозтехника" составлен протокол № 327/15-2017 от 12.10.2017 об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.10.2017 должностное лицо ОАО «Сельхозтехника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Таким образом, в рассматриваемом случае основанием для привлечения должностного лица ОАО "Сельхозтехника" к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок требований п. 1 и 17 предписания № П-1618/15-56 от 26.05.2017.
Пунктом 1 предписания № П-1618/15-56 от 26.05.2017 обществу предписано провести экспертизу промышленной безопасности сооружения, эксплуатируемого в составе опасного производственного объекта - сеть газопотребления (рег.№А51 - 01638 - 0001 дата регистрации 17.11.2000), класс опасности 3, а именно: надземного стального газопровода высокого давления Ду108, 89, 57, 40, 25, к зерносушилке А1-ДСП-50, протяженность 271 метр, год изготовления 2001, год ввода в эксплуатацию 2001, срок службы не установлен проектной либо технической документацией.
В соответствии с п. 17 предписания от 26.05.2017 года № П-1618/15-56 обществу необходимо провести экспертизу промышленной безопасности сооружения,
эксплуатируемого в составе опасного производственного объекта - сеть газопотребления (рег.№А51 - 01638 - 0001 дата регистрации 17.11.2000), класс опасности 3, а именно: подземного стального газопровода высокого давления ДуИО, протяженность 110 метров, газопровода низкого давления на административное здание, газопровода низкого давления на пекарню, газопровода низкого давления на свинарник, газопровода низкого давления на мельницу, срок службы не установлен проектной либо технической документацией.
Согласно абз. 14 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ
экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Вместе с тем абзацем 7 пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
В Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» такие требования промышленной безопасности отсутствуют.
Ранее действующее законодательство не обязывало устанавливать в проектной документации сроки эксплуатации газопроводов, зданий и сооружений. Срок эксплуатации устанавливался в нормативно-правовых актах, в которых указывался срок возможной безопасной эксплуатации объекта.
Согласно пункту 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий
изготовителя технических и технологических устройств.
Для установления возможности эксплуатации газопроводов, зданий, сооружений и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления после сроков, указанных в проектной документации, должно проводиться их техническое диагностирование.
Предельные сроки дальнейшей эксплуатации объектов технического регулирования настоящего Технического регламента должны устанавливаться по результатам технического диагностирования.
Предельные сроки эксплуатации, по истечении которых эксплуатирующая организация обязана проводить техническое диагностирование газопроводов, устанавливались в нормативно-правовых актах. Сроки эксплуатации, устанавливаемые нормативно-правовыми актами, учитывали возможность безопасной эксплуатации объектов в течение установленного в них срока.
Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 № 9 (утратили силу с 27.07.2014) в связи с введением в действие приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 новых «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления»), сроки эксплуатации газопроводов, по истечению которых эксплуатирующая организация была обязана проводить техническое диагностирование, составляли 40 лет для стальных наземных в обваловании, подземных газопроводов, а также 50 лет для полиэтиленовых газопроводов после ввода их в эксплуатацию (пункт 5.5.2).
Приказом от 03.10.2011 № 5214 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870. В данный Перечень вошли национальные стандарты ГОСТ Р 54983-2012 и ГОСТ Р54961-2012.
В силу пункта 6.2.11 «ГОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» первая плановая оценка технического состояния стальных подземных газопроводов должна проводиться через 30 лет, полиэтиленовых и стальных надземных газопроводов - через 40 лет после ввода их в эксплуатацию. После чего, согласно пункту 6.2.12 указанных Стандартов, проводится плановое техническое диагностирование.
Из материалов дела следует, согласно актам ввода в эксплуатацию (2000- 2002
годы) сеть газопотребления открытого акционерного общества «Сельхозтехника», а
именно надземный стальной газопровод высокого давления, указанный в пункте 1
предписания № П-1618/15-56 от 26.05.2017, находится в эксплуатации менее 20 лет, подземный стальной газопровод высокого давления, указанный в пункте 17 оспариваемого предписания, находится в эксплуатации менее 40 лет.
Таким образом, до истечения вышеуказанного срока эксплуатации сооружения - надземный стальной газопровод высокого давления, подземный стальной газопровод высокого давления, и при отсутствии специальных требований промышленной безопасности, указанных в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ, не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности указанных сооружений.
Суд считает, что у Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отсутствовали основания для вынесения предписания в части № 1 и № 17.
При таких обстоятельствах, поскольку предписание № П-1618/15-56 от 26.05.2017 в части п. 1 и 17 о проведении экспертизы промышленной безопасности вынесено в нарушение требований закона, в действиях должностного лица ОАО "Сельхозтехника» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.10.2017 в отношении должностного лица ОАО "Сельхозтехника" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица ОАО «Сельхозтехника» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1- 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу должностного лица ОАО «Сельхозтехника» ФИО2 удовлетворить.
постановление государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.10.2017 в отношении должностного лица ОАО "Сельхозтехника" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья