Дело №12-2-100/2020
Решение
09 июня 2020 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием:
представителя ООО «Чайка» ФИО1,
защитников ООО «Чайка» Лазаревой Н.В., Кузнецова С.А.,
старшего государственного инспектора Балаковского территориального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО «Чайка» Лазаревой Н. В. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Балаково Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Балаково Саратовской области, от 07.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Чайка»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 города Балаково Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Балаково Саратовской области, от 07.04.2020 ООО «Чайка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Защитник ООО «Чайка» обратился в Балаковский районный суд Саратовской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производству по делу об административном правонарушении.
В обоснование жалобы указано, что постановление мирового судьи является незаконным и принято с нарушением норм материального права. Мировой судья не учел положения Технического регламента таможенного союза TP ТС 011/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее Технический регламент), подлежащего применению, в соответствии с которым срок на устранение несоответствия, связанного с отсутствием двухсторонней связи посредством оборудования кабины лифта и машинного помещения средствами двухсторонней связи с пассажирами и обслуживающим персоналом, с учетом п. 5.5 ст. 6 Технического регламента, продлен до 15.02.2025. Данные изменения внесены Решением Евразийской Экономической Комиссии «О внесении изменений в Технический регламент таможенного союза «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011) от 19.12.2019 № 112, которое вступило в законную силу 03.01.2020. Мировым судьей ошибочно указано на противоречие Технического регламента, требованиям п. 4.14.1 ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования», согласно которого устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двухстороннюю переговорную связь, регламентированную ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 53296, ГОСТ Р52382. Данный документ утратил силу с 01.05.2019.
В судебном заседании законный представитель ООО «Чайка» и защитники юридического лица поддержал жалобу по вышеуказанным основаниям. Дополнили, что предписание в части возложения обязанности оборудовать кабины лифта и машинного помещения средствами двухсторонней связи с пассажирами и обслуживающим персоналом, касается лифтов, срок эксплуатации которых истек до вступления в силу Технического регламента, следовательно, они должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента в срок до 15.02.2025. В установленный предписанием срок оборудовать кабины лифта и машинного помещения средствами двухсторонней связи с пассажирами и обслуживающим персоналом не представляется возможным в связи с необходимостью проведения большого объема дорогостоящих работ. В лифтах, где ранее был предусмотрена двусторонняя связь, восстановить её не представляется возможным в связи с отсутствием технической возможности. Старое оборудование утрачено, приведено в негодность. В лифтах необходимо установить новое оборудование, а не восстановить старое путем ремонта.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор Балаковского территориального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление мирового судьи без изменения. Пояснил, что предписание в части оборудования лифтов двухсторонней системой связи касается только тех лифтов, где такая связь предусмотрена технической документацией. В данном случае не требуется установление нового оборудования, а лишь восстановление уже имеющегося.
Заслушав объяснений лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, дополнения к ней и материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исходя из содержания приведенной нормы, при рассмотрении настоящего административного дела подлежало выяснению: законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор; факт невыполнения предписания в установленный срок.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Чайка» является действующим юридическим лицом (л.д. №) (законный представитель – ФИО1).
На основании Распоряжения заместителя руководителя Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) от 15.10.2019 № 5367-Р/СО (л.д. №) в отношении ООО «Чайка» была проведена внеплановая выездная проверка с целью предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера на основании поступления информации о фактах нарушения обязательных требований при эксплуатации опасного объекта – лифт.
По результатам проверки был выявлены нарушения обязательных требований, в том числе, п. 3.1 ст. 4 Технологического регламента ТС 011/2011 – в лифтах не работает двусторонняя связь с обслуживающим персоналом на случай застревания людей, о чем составлен акт № 15-863-11-19-253-В от 07.11.2019 (л.д. №).
По данному факту инспектором Ростехнадзора в адрес ООО «Чайка» внесено предписание № 15-863-11-19-253-В от 07.11.2019, согласно п. 10 которого, на юридическое лицо возлагалась обязанность в срок до 07.02.2020 устранить нарушения законодательства, касающегося отсутствия в лифтах двусторонней связи с обслуживающим персоналом на случай застревания людей (л.д. №), копия предписания направлена в адрес ООО «Чайка» заказным письмом 13.11.2020 (л.д. №).
На основании Распоряжения заместителя руководителя Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.02.2020 № РП-302-456-О (л.д. №) в отношении ООО «Чайка» была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 07.11.2019.
Из акта проверки № 15-863-02-20-016-КП от 14.02.2020 следует, что п. 10 предписания № 15-863-11-19-253-В от 07.11.2019 в установленный срок не исполнен, лицо допустившее нарушение – директор ООО «Чайка» ФИО1 (л.д. №), ООО «Чайка» для устранения указанного нарушения выдано новое предписание № 15-865-02-20-016-КП от 14.02.2020, срок его исполнения - до 14.05.2020 (л.д. №).
Поскольку предписание в установленный срок ООО «Чайка» исполнено не было, инспектором Ростехнадзора 28.02.2020 в отношении ООО «Чайка» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии е законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление, причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушенийВ соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Привлекая ООО «Чайка» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья основывал свой вывод на предписаниях № 15-863-11-19-253-В от 07.11.2019 и № 15-865-02-20-016-КП от 14.02.2020, выданных юридическому лицу Ростехнадзором, и факте их неисполнения в установленный срок.
Однако, с выводом мирового судьи о законности выданных предписаний в оспариваемой части нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3.1 ст. 4 Технического регламента ТС 011/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (ред. от 19.12.2019), для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
Технический регламент вступил в силу с 15.02.2013. Согласно пункту 5 статьи 4 технического регламента при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента ТР ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.3 решения Комиссии Таможенного союза "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" от 18.10.2011 N 824 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011 и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям технического регламента до окончания назначенного срока службы.
Согласно пункту 5.5 технического регламента ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления технического регламента ТР ТС 011/2011 в силу, т.е. до 15 февраля 2025 года. Следовательно, лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011и отработавшие на сегодняшний день назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 до 15 февраля 2025 года. Сроки приведения в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 лифтов, у которых назначенный срок службы истекает после 15.02.2025, определяются решением Комиссии Таможенного союза, указанным выше.
Как следует из перечня лифтов, находящихся на обслуживании ООО «Чайка» (№), все лифты, в которых не установлена двусторонняя связь, введены в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента ТР ТС 011/2011 и отработали на день проверки назначенный срок службы, что подтвердил в судебном заседании инспектор Ростехнадзора.
Таким образом, сроки приведения в соответствие с требованиями Технического регламента ТР ТС 011/2011 указанных лифтов истекает после 15.02.2025.
Ссылка мирового судьи в оспариваемом постановлении на требования п.4.14.ГОСТ Р 55963-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования" ошибочна, в связи с принятием Приказа Росстандарта от 23.10.2018 N 818-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта", которым отменен национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55963-2014 "Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования" с 01.05.2019 в связи с принятием и введением в действие стандарта, указанного в пункте 1 настоящего приказа.
Доводы инспектора Ростехнадзора о том, что п. 10 предписания касался только лифтов, в которых предусмотрена двусторонняя связь технической документацией, которую возможно восстановить, судья считает несостоятельной, поскольку указанные лифты отработали на день проверки назначенный срок службы, доказательств того, что возможен ремонт системы двусторонней связи, не представлено.
Таким образом, указанное предписание не могло служить подтверждением вины ООО «Чайка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановлением мирового судьи судебного участка № 7 города Балаково Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Балаково Саратовской области, от 07.04.2020 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Чайка» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Балаково Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Балаково Саратовской области, от 07.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Чайка» отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в силу немедленно после оглашения и может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья И.А. Курцева