Дело №12-2-102/2020
Решение
22 июня 2020 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,
прокурора Солопова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Управление отходами» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12.03.2020 № 1-043/2020 от 12.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица акционерного общества «Управление отходами»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2 от 12.03.2020 № 1-043/2020 АО «Управление отходами» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Защитник АО «Управление отходами» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производству по делу.
В обоснование жалобы указано, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020 было вынесено в отсутствие законного представителя Общества. Общество было уведомлено о времени и месте составления постановления о возбуждении дела путем направления уведомления на электронный адрес в сети «Интернет». Копия данного постановления ни в адрес Общества, ни в адрес Филиала АО «Управление отходами» не поступала. Общество было лишено возможности изложить свою позицию по административному делу, представить доказательства, опровергающие обстоятельства правонарушения, что не позволило Органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, АО «Управление отходами» осуществляет деятельность по обращению с отходами в соответствии с выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области лицензией от 27.12.2013 № 64-00126 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В приложении к лицензии указываются конкретные виды отходов, допускаемые к размещению, с указанием точного наименования, кода по ФККО, класса опасности.
В ходе проведенной прокуратурой г. Балаково проверки на полигоне ТКО, расположенном в г. Балаково и эксплуатируемом Обществом, не выявлены и не названы конкретные отходы (с указанием кода ФККО, наименования отхода, класса опасности), которые бы не были включены в лицензию Общества и размещены на карте № 4.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р утвержден Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров а территории Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза, обеспечивать выполнение установленных правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Таким образом, обязанность исполнения положений ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и, как следствие, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р полностью лежит на производителях и импортерах товаров и упаковки. Филиал АО «Управление отходами» к таковым не относится.
Учитывая изложенное, утверждение о нарушении Филиалом АО «Управление отходами» в г. Саратове статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, содержащееся в постановлении первого заместителя прокурора города Балаково Изместьева С.Д. о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020 б/н и в постановлении о назначении административного наказания от 12.03.2020 № 1-043/2020, неправомерно и не подтверждено доказательствами.
Разрешенные к размещению отходы ТКО, к которым согласно ФККО относятся отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные код по ФККО 7 31 110 0221 5; мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 20001 72 4, в соответствии с Банком данных об отходах, опубликованном на сайте Росприроднадзора РФ ("http://old.rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih), имеют следующие составы:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4 - в состав отхода входят пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, стекло, черные и цветные металлы, текстиль, древесина, резина и прочие материалы в смеси;
- отходы из жилищ крупногабаритные код по ФККО 731 110 02 21 5 - в состав отхода может входить: древесина, текстиль, черные и цветные металлы, полимерные материалы и другие материалы;
- мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 200 01 72 4 - в состав отхода могут входить материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классу опасности, например, грунт, песок, почва, материалы природного растительного происхождения (древесина, части растений), бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль, металлы, прочие материалы.
Из чего следует, что прокуратурой города Балаково и Органом по надуманным основаниям, которые не подтверждаются материалами проверки, в постановлениях о возбуждении дела и о назначении наказания указан отход от использования товаров, который запрещен к захоронению в соответствии со статьей 24.2 ФЗ от 24.06.1998 года № 89.
При этом не учтено, что установленные Органом компоненты отходов ТКО, которые представлены в виде пластиковых емкостей, упаковочной бумаги и др. отходов, являются компонентами отходов ТКО, а именно отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4; отходов из жилищ крупногабаритные код по ФККО 7 31 110 02 21 5; отходов - мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 200 01 72 4.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт размещения (захоронения) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р), и отходов, подлежащих утилизации (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р).
В дополнениях к жалобе (л.д. №) указано, что органом прокуратуры не доказан факт того, что Общество принимает виды отходов, указанные Перечне видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р.
В оспариваемом постановлении Обществу вменяется нарушение п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, утвержденный. Нарушение данной нормы влечет привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, является исчерпывающим и содержит конкретные наименования отходов с указанием ФККО каждого отхода.
Однако, при вынесении и оспариваемого постановления не установлено, какой конкретно их отходов, установленный Перечнем, размещен Обществом на карте полигона ТКО.
В свою очередь, в оспариваемом постановлении указано, что Обществом осуществлялось захоронение отходов от использования товаров, то есть отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств. Однако, запрет на захоронение отходов от использования товаров не установлен положениями п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ. Такие отходы не вколочены Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Административная ответственность за нарушение ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрена другими специальными нормами КоАП РФ: ст. ст. 8.41.1, 8.5.1 КоАП РФ.
Таким образом, применение административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, к АО «Управление отходами» за нарушение ст. 24.2 Федерального закона 89-ФЗ, не правомерно.
В судебном заседании защитник АО «Управление отходами» поддержала жалобу по указанным в ней основаниям.
Прокурор в судебном заседании просил оставить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12.03.2020 № 1-043/2020 в отношении АО «Управление отходами» без изменения, жалобу АО «Управление отходами без удовлетворения», по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу (л.д. 57-63), из которых следует, что обязанность исполнения положений ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и как следствие, Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р возлагается на АО «Управление отходами», как на регионального оператора, заключающего с производителями, индивидуальными предпринимателями договоры на утилизацию отходов от использования товаров.
Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р содержит конкретные виды отходов производства и потребления, на основании которых происходит отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р не содержит ссылок на конкретные виды отходов производства и потребления, на основании которых происходит отнесение отходов к конкретному классу опасности, в связи с чем, отнесение к конкретному виду отходов не представляется возможным.
В жалобе на постановление АО «Управление отходами» указано, что прокуратурой в ходе проверки не выявлены и не названы конкретные отходы (с указанием ФККОЮ наименования отходов, класса опасности), которые не включены в лицензию АО «Управление отходами» и размещены на карте № 4.
Однако, прокуратурой города Балаково в присутствии специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области при проверке были визуально обнаружены материалы и упаковка, входящие в Перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Данный вид отходов определяется визуальным способом и не требует проведения анализов в лабораторных условия.
В соответствии с технологическим регламентом мусороперерабатывающего комплекса АО «Управление отходами» г. Балаково, должен производится визуальный контроль ввозимых отходов. В ходе сортировки фракции ТКО размером от 0 до 60 мм поступают в открытие контейнеры для вывоза на захоронение, а остальные ТКО направляются во вторую сортировочную кабину, в которой сортировщики вручную разделяют материал по маркам: бумагу, ПЭТ прозрачный, ПЭТ микс, и т.д. Прокуратурой при проведении проверки выявлены отходы, не проходящие сортировку.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на жалобу (л.д. 28-30), в котором просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, жалобу - без удовлетворения. Основанием для привлечения АО «Управление отходами» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ явилось то обстоятельство, что в ходе проведения прокуратурой г. Балаково проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности АО «Управление отходами», на полигоне филиал АО «Управление отходами» на территории Балаковского муниципального района осуществил захоронение отходов от использования товаров, то есть отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств на площади около 150 м.: а именно: упаковка полимерная, материал упаковки –полиэтилентерефталат, упаковка из гофрированного картона, материал упаковки – гофрированный картон, упаковка стеклянная, материал упаковки – стекло.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что единые Требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия (ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ):
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Каждому наименованию такого вида отходов присвоен соответствующий код (номер) согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
В соответствии с п.п. 1-3, 10 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Разделом II установлены, в том числе, следующие наименования упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а так же материала упаковки: упаковка полимерная (группа № 49, материал упаковки – полиэтилентерефталат); упаковка из гофрированного картона (группа № 50, материал упаковки – гофрированный картон); упаковка стеклянная (группа 52, материал упаковки - стекло).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Балаково Саратовской области в период с 19.12.2019 по 13.02.2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности АО «Управление отходами» (ИНН: <***>) в г. Саратове.
Основным видом деятельности АО «Управление отходами» является сбор и утилизация неопасных отходов.
Проверкой установлено, что филиал АО «Управление отходами» на полигоне для размещения твердых бытовых отходов, расположенного на территории Балаковского муниципального района (земельный участок с кадастровым номером 64:40:042201:1; карта №4), осуществило захоронение отходов от использования товаров, т.е. отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств на площади около 150 метров, а именно: упаковка полимерная, материал упаковки - полиэтилентерефталат; упаковка из гофрированного картона, материал упаковки - гофрированный картон, упаковка стеклянная, материал упаковки - стекло.
В соответствии с утвержденным 28.09.2018 Технологическим регламентом по эксплуатации объекта: полигон для размещения твердых бытовых отходов по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, город Балаково, район очистных сооружений, на полигоне выполняются следующие основные виды работ: прием, складирование, изоляция отходов.
На полигоне принимаются отходы I-IV классов опасности, согласно лицензии № 64-00126, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, а также некоторые виды отходов V класса опасности.
Полигон ТБО, эксплуатируемый обществом в г. Балаково, расположен на одной промышленной площадке площадью 43,752 га, взятой в субаренду у МУП БМР «СпецАТХ» - договор субаренды участка б/нот 14.11.2013.
По результатам проверки первым заместителем прокурора г. Балаково Изместьевым С.Д. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2020 в отношении АО «Управление отходами» по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отсутствие его законного представителя.
В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составление протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из содержания жалобы, законный представитель АО «Управление отходами» был извещен о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении посредством направления извещения по электронной почте.
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении была направлена простым письмом в адрес АО «Управление отходами» 19.02.2020, о чем свидетельствует сопроводительное письмо и копия реестра на отправку простой корреспонденции (л.д. №).
Таким образом, доводы жалобы о существенном нарушении прокурором норм процессуального законодательства несостоятельны, поскольку представитель юридического лица имел возможность принять участие в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и выразить свое несогласие с ним.
02.03.2020 Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2 вынес определение № 1-043/2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, копия определения направлена в адрес юридического лица АО «Управление отходами» по электронной почте 02.03.2020.
По результатам рассмотрения дела 12.03.2020 Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО2 вынесено оспариваемое постановление № 1-043/2020. В рассмотрении дела принимала участие защитник юридического лица ФИО1, копия постановления вручена защитнику 12.03.2020.
Вместе с тем, судья считает, что нельзя согласиться с выводами должностного лица, изложенными в постановлении от 12.03.2020, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии е законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление, причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, но делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушений, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на оснований которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ст. 1.5 КоАП РФ).
Так, из постановления № 1-043/2020 о назначении административного наказания следует, что в нарушение ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ АО «Управление отходами» осуществлялось захоронение отходов от использования товаров, то есть отходов, образовавшихся после товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, что является несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Однако, данная норма запрещает захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.
В распоряжении Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р установлен конкретный перечень отходов, которые нельзя захаранивать, с указанием их точных наименований (конкретных названий), которые совпадают с классификацией ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов, ведение которого регламентировано приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»).
Однако, при вынесении и оспариваемого постановления не установлено, какой конкретно их отходов, установленный Перечнем, размещен Обществом на карте полигона ТКО.
Как следует из объяснений прокурора, показаний специалиста <данные изъяты>, работающего экологом в Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, сам факт нахождения на полигоне АО «Управления отходами» остатков упаковки, тары, не прошедшей сортировку, свидетельствует о захоронении Обществом отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, поскольку отходы должны проходить сортировку, захоронению подлежит фракция ТКО от 0 до 60мм.
Однако, ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации, импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно, или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства поступления на полигон от производителей, индивидуальных предпринимателей отходов от использования товаров.
Как следует из показаний свидетеля <данные изъяты> работающей в АО «Управление отходами», обнаруженные в ходе прокурорской проверки остатки картона, пластиковые, стеклянные бутылки могли попасть на полигон в смеси ТКО, поступающих от производителей, так и из жилищ, в составе которых допускаются такие виды отходов. При этом, они не могут относиться к отходам от использования товаров, поскольку поступили в смеси ТКО. Отходы от использования товаров не поступают на сортировочный завод г. Балаково, поскольку у Общества отсутствуют договоры на принятие и утилизацию таких отходов.
Судья также принимает во внимание доводы жалобы о том, что разрешенные к размещению отходы ТКО, к которым согласно ФККО относятся отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные код по ФККО 7 31 110 0221 5; мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 20001 72 4, в соответствии с Банком данных об отходах, опубликованном на сайте Росприроднадзора РФ ("http://old.rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih), имеют следующие составы:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 7 31 110 01 72 4 - в состав которых входят пищевые отходы, бумага/картон, полимерные материалы, стекло, черные и цветные металлы, текстиль, древесина, резина и прочие материалы в смеси;
- мусор и смет уличный код по ФККО 7 31 200 01 72 4 - в состав отхода могут входить материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV-V классу опасности, например, грунт, песок, почва, материалы природного растительного происхождения (древесина, части растений), бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль, металлы, прочие материалы.
Таким образом, материалы проверки не содержат доказательств наличия на полигоне отходов от использования товаров, который запрещен к захоронению в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89.
Иных нарушений обязательных требовании в области охраны окружающей среды при эксплуатации полигона в ходе проверки не выявлено.
В силу п.п 1, 2, ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку материалами дела не доказано, что филиал АО «Управление отходами» на полигоне для размещения твердых бытовых отходов, расположенного на территории БМР (земельный участок с кадастровым номером 64:40:042201:1, карта № 4), осуществило захоронение отходов от использования товаров, то есть отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств на площади около 150 метров, то вынесенное в отношении АО «Управление отходами» постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12.03.2020 № 1-043/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица акционерного общества «Управление отходами», отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Курцева