Дело № 12-2-10/18
РЕШЕНИЕ
р.п. Вешкайма 20 сентября 2018 года
Судья Майнского районного суда Ульяновской области Лапшова С.А.,
при секретаре Сыровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ФИО1 от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ФИО1 от 17 августа 2018 года № открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «РЖД» Ш.А.А. подал жалобу, указав, что постановление считают незаконным, вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. В обжалуемом постановлении содержатся правонарушения, выявленные ранее в Сенгилеевским, Базарносызганским, Инзенским и Вешкаймским лесничеством, за которые уже были назначены наказания в виде штрафов. По всем фактам возгорания, до проведения внеплановой проверки, были проведены проверки соответствующими лесничествами, составлены акты, протоколы и вынесены постановления о привлечении ОАО «РЖД» и должностного лица главного инженера Ульяновской дистанции пути С.Ю.А. к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ (Сенгилеевское, Базарносызганское, Инзенское лесничества) и по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ (Вешкаймское лесничество). Кроме того, в нарушение ст. 3.3 КоАП РФ, помимо обжалуемого постановления от 17 августа 2018 года о назначении административного штрафа в сумме 500 000 рублей по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, было вынесено постановление от 17 августа 2018 года о назначении административного наказания в виде предупреждения по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ. Заявитель также указывает на недоказанность вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения. В соответствии с актом, протоколом, постановлением по делу № от 27 июля 2018 года в качестве предполагаемой причины пожара указывается на отсутствие у тепловозов искрогасителей и переход пожара с полосы отвода железной дороги. Однако, доказательств того, что проводилось расследование возникновения причины пожара и установлена действительная, а не предполагаемая его причина, административным органом не представлено. Также заявитель указывает на неправильную квалификацию его действий по ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылаясь на ст. 3.3, 24.5, 26.1 КоАП РФ, заявитель просит признать незаконным и отметить постановление директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ФИО1 от 17 августа 2018 года о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Представитель заявителя ФИО2 просил отменить постановление директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в отношении ОАО «РЖД» по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, производство по данному делу прекратить в связи с тем, что за одно нарушение не может быть назначено несколько административных наказаний, указанных в санкции статьи. По его мнению, по итогам внеплановой проверки департамент лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не вправе было подвергать административному наказанию ОАО «РЖД», поскольку ранее лесничества проводили проверки по факту пожаров и сами определили лицо, которое подлежит наказанию. За нарушения, выявленные Сенгилеевским, Базарносызганским и Вешкаймским лесничеством, было наказано должностное лицо ОАО «РЖД» С., за нарушения в Инзенском районе наказание назначено ОАО «РЖД». Также по итогам внеплановой проверки ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ. Кроме того, материалы административного дела не содержат доказательств того, что пожары возникли по вине ОАО «РЖД». При этом, представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании пояснил, что ОАО «РЖД» не оспаривает нарушение п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, № от 30 июня 2007 года.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1, в судебное заседание не прибыл.
Выслушав представителя ОАО «РЖД», исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства и осуществляются другие процессуальные действия.
В силу п. 2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Согласно постановлению № от 17 августа 2018 года, являющемуся предметом обжалования, ОАО «РЖД» признано виновным в нарушении п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, № от 30 июня 2007 года. В ходе проведения Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области внеплановой выездной проверки ОАО «РЖД» в период с 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года было установлено отсутствие опашки полосы отвода железной дороги, прилегающей к лесному фонду Ульяновской области.
Из постановления № от 17 августа 2018 года следует, что в результате нарушения пункта 27 указанных Правил, выразившегося в непринятии ОАО «РЖД» мер по опашке территории полосы отвода железной дороги в местах прилегания ее к лесным массивам, по очистке указанной территории от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, в неотделении границы полос отвода железной дороги от леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, произошли пожары на территории Вешкаймского, Базарносызганского, Сенгилеевского, Инзенского лесничествах в следующих кварталах.
12 мая 2018 года в 14 часов обнаружен пожар в квартале 33 в Смородинском участковом лесничестве Сенгилеевского лесничества. Согласно объяснениям свидетелей, пожар возник в результате перехода огня с полосы отвода железной дороги. Территория, прилегающая к лесному фонду, не опахана.
12 мая 2018 года в 13 часов в квартале №3 Неклюдовского участкового лесничества Базарносызганского лесничества обнаружен лесной пожар, на месте возникновения пожара обнаружено отсутствие минерализованной полосы, полоса отвода захламлена, причина возникновения пожара – от линии железной дороги.
13 мая 2018 года в 12 часов произошел пожар в квартале №4 Неклюдовского участкового лесничества Базарносызганского лесничества. На месте возникновения пожара обнаружено отсутствие минерализованной полосы, полоса отвода железной дороги захламлена.
Согласно показаниям свидетелей указанные пожары в Базарносызганском лесничестве произошли от полосы отвода железной дороги, опашка полосы отвода отсутствовала.
12 мая 2018 года в 14 часов в Вешкаймском участковом лесничестве Вешкаймского лесничества обнаружен пожар в квартале №96 в выделах 1,7. На месте пожара обнаружена сгоревшая трава в полосе отвода Куйбышевской железной дороги, прилегающей к территории лесного фонда, отсутствие минерализованной полосы в полосе отвода железной дороги по границе лесного фонда. Причиной возникновения явился переход пожара с полосы отвода Куйбышевской железной дороги на прогоне «Вешкайма – Шарлово», граничащей с землями лесного фонда.
Также в квартале № 35, выдел 1, Шарловского участкового лесничества Вешкаймского лесничества произошел лесной пожар. Причиной пожара явился переход огня от полосы отвода железной дороги в связи с отсутствием минерализованной полосы (опашки территории полосы отвода железной дороги, прилегающей к лесным насаждениям).
11 мая 2018 года в 13 часов 30 минут на территории квартала 40, выдела 7, Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества произошел пожар. На месте пожара обнаружено возгорание в полосе отвода железной дороги с последующим переходом огня в лесной фонд.
При рассмотрении жалобы установлено, что за часть деяний, указанных в обжалуемом постановлении, ОАО «РЖД» было подвергнуто административному наказанию.
Вступившим в законную силу постановлением директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 17 августа 2018 года № ОАО «РЖД» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Из постановления № от 17 августа 2018 года следует, что в ходе проведения внеплановой проверки в период с 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года выявлено нарушение требований пожарной безопасности, содержащихся в п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, №417 от 30 июня 2007 года, а именно, отсутствие опашки полосы отвода железной дороги, прилегающей, в частности, к 33 кварталу Смородинского участкового лесничества Сенгилеевского лесничества. Работы по опашке территории полос отвода железной дороги, прилегающей к лесному фонду, проведены в период проверки.
Аналогичное нарушение было выявлено также в полосе отвода железной дороги, граничащей с кварталом 35 Шарловского участкового лесничества Вешкаймского лесничества.
Таким образом, нарушения правил пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, граничащей с 33 кварталом Смородинского участкового лесничества Сенгилеевского лесничества, с 35 кварталом, выдел 1, Шарловского участкового лесничества Вешкаймского лесничества, были выявлены в ходе проведения одной проверки, на участках местности, имеющих одно и тоже местонахождение. Правовая оценка выявленным нарушениям дана в постановлении № от 17 августа 2018 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что 30 мая 2018 года постановлением директора государственного казённого учреждения Ульяновской области «Инзенское лесничество», вступившим в законную силу 17 июля 2018 года, ОАО «РЖД» повергнуто административному наказанию в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно данному постановлению, 11 мая 2018 года при патрулировании лесных участков Инзенского лесничества Труслейского участкового лесничества в полосе отвода железной дороги КБШ ОАО «РДЖ» в направлении Инза- Ульяновск 729-748 км, в местах прилегания к лесным массивам, в частности, квартал 40, выделы 6,7,8,9,10,11,12, было выявлено нарушение лесного законодательства: не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 3 м, полоса отвода железной дороги не очищена от древесных отходов, заготовленная древесина не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. порубочные остатки уложены на расстояние менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (порубочные остатки сдвинуты к стене леса). Складирование заготовленной древесины производилось на расстоянии менее 20 метров от прилегающего лиственного леса. В постановлении указано на нарушение ОАО «РЖД» пунктов 9.1,16,17,19,21,27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, №417 от 30 июня 2007 года.
Материал о нарушении – отсутствие опашки полосы отвода железной дороги, наличие пожара (Акт о пожаре№), выявленном 11 мая 2018 года при патрулировании лесного участка – территории квартала 40, выдела 7, Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества, также послужил основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ постановлением должностного лица департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Согласно ч.3 ст. 3.3. КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.
В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в обжалуемом постановлении нарушения ОАО «РЖД» требований пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, граничащей с 33 кварталом Смородинского участкового лесничества Сенгилеевского лесничества, с 35 кварталом, выдел 1, Шарловского участкового лесничества Вешкаймского лесничества, 40 кварталом, выдел 1, Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности постановлением должностного лица от 30 мая 2018 года, постановлением № от 17 августа 2018 года. Данное обстоятельство исключает возможность производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем указанные деяния подлежат исключению из обжалуемого постановления.
Кроме того, при рассмотрении жалобы на вышеуказанное постановление установлено нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Согласно ст. 20 названного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных: частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля)
Распоряжение Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области № от 4 июня 2018 года «О проведении внеплановой выездной проверки Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» не содержит указания на проведение проверки в квартале №3 и квартале №4 Неклюдовского участкового лесничества Базарносызганского лесничества, и, соответственно, не было согласовано с органами прокуратуры. Результаты внеплановой выездной проверки в этой части не могут служить доказательством вины ОАО «РЖД» и из обжалуемого постановления подлежат исключению выводы о нарушении требований пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, примыкающей к лесному массиву в квартале №3 и квартале №4 Неклюдовского участкового лесничества Базарносызганского лесничества.
Оценивая доказательства нарушения требований пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, прилегающей к лесному массиву в квартале 96, выделы 1,7, Вешкаймского участкового лесничества Вешкаймского лесничества, суд приходит к выводу о необходимости переквалификации деяния.
В соответствии с п.9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ №417 от 30.06.2007 г., в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно п.27 Правил, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Таким образом, ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности в границах полосы отвода железных дорог, лежит на ОАО «РЖД».
В силу ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении № от 27 июля 2018 года, акт проверки государственного контроля (надзора) юридического лица № от 27 июля 2018 года, акт о лесном пожаре № от 14 мая 2018 года, письменные объяснения П.В.С., Щ.В.В., А.А.И., А.И.Р., К.А.Е., Б.В.В.., М.С.М., С.Ю.А. подтверждают факт нарушения ОАО «РЖД» требований п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ №417 от 30.06.2007 г. в части отсутствия в полосе отвода железной дороги, прилегающей к лесному массиву в квартале 96, выделы 1,7, Вешкаймского участкового лесничества Вешкаймского лесничества, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Вместе с тем, данные доказательства не содержат достоверных сведений о том, что указанное нарушение повлекло возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. Суд соглашается с доводами жалобы в части того, что в материале об административном правонарушении указана предполагаемая причина пожара.
Учитывая изложенное, суд квалифицирует деяние открытого акционерного общества «Российский железные дороги» по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Указанное нарушение выявлено в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима. Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 09.04.2018г. № 162-П «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима», особый противопожарный режим на территории Ульяновской области был установлен на период с 27 апреля 2018 года по 31 мая 2018 года.
Вопреки доводам жалобы, доводам представителя юридического лица в судебном заседании, ОАО «РЖД» не привлекалось за нарушение требований пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, прилегающей к лесному массиву в 96 квартале Вешкаймского участкового лесничества Вешкаймского лесничества.
Назначение административного наказания за данное нарушение должному лицу в силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает привлечение к административной ответственности юридического лица.
При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения ОАО "РЖД" правил пожарной безопасности в лесах, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ОАО "РЖД" в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесенным полномочным должностным лицом, с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учетом установленных при настоящем рассмотрении жалобы обстоятельств, суд полагает, что по делу имеются основания для снижения административного штрафа, поскольку по делу имеются исключительные обстоятельства, характеризующие последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого лица.
В соответствии с ч.ч.3.2,3.3 ст.4.1 КоАП РФ судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, учитывая, что допущенное нарушение в данном конкретном случае не повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам, учитывая характер деятельности юридического лица, прихожу к выводу о возможности применения по рассматриваемому делу положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, назначив юридическому лицу наказание в размере менее минимального размера, установленного санкцией ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
На основании изложенного полагаю возможным назначить ОАО «РЖД» административного наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить частично.
Постановление директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 17 августа 2018 года в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
исключить из указанного акта выводы о нарушении открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» правил пожарной безопасности, установленных п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, в Инзенском, Базарносызганском, Сенгилеевском лесничествах, Шарловском участковом лесничестве Вешкаймского района (квартал 35) Ульяновской области;
деяние открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части нарушения правил пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, прилегающей к территории Вешкаймского участкового лесничества Вешкаймского лесничества (квартал 96) переквалифицировать с части 4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях на часть 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Назначить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С. А. Лапшова