ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-11/18 от 09.10.2018 Новодеревеньковского районного суда (Орловская область)

Дело № 12-2-11/2018

Р Е Ш Е Н И Е

09 октября 2018г. пос.Красная Заря

Судья Новодеревеньковского районного суда Орловской области

Ванеева Н.В.,

с участием представителя юридического лица - Закрытого акционерного общества «РФК» Черного В.В.,

представителя административного органа – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области – Токаревой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «РФК» на постановление №191 от 22 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением №191 от 22 мая 2018 года главного государственного санитарного врача по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области закрытое акционерное общество «РФК» (далее ЗАО «РФК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Новодеревеньковский районный суд Орловской области, генеральный директор ЗАО «РФК» ФИО3 просит постановление от 22 мая 2018 года №191 по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «РФК» прекратить. В обосновании доводов указывает, что схема обращения с медицинскими отходами ЗАО «РФК» от 15 мая 2017 года не является действующим документом на момент вынесения постановления, так как 25 декабря 2017 года была утверждена схема движения медицинских отходов ЗАО «РФК» новой редакции. При этом, в схеме обращения с медицинскими доходами ЗАО «РФК» (в редакции от 15 мая 2017 года, и в редакции от 25 декабря 2017 года) в перечне отходов, образуемых от деятельности ЗАО «РФК», не указаны ни побочный продукт, ни комплексное удобрение. Образующаяся в результате производства лекарственных средств жидкость является не отходом, а побочным продуктом, так как у него остались потребительские свойства, и она используется в качестве компонента для производства комплексного удобрения.

Указывает, что законодательством не предусмотрено наличие лицензии на право обращения с отходами I-IV классов опасности в отношении медицинских отходов, а отсутствие такой лицензии не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Следовательно, ЗАО «РФК» не нарушило требования ст.ст.11, 12 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п.4.2.9, 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10.

Приводит доводы о том, что протокол об административном правонарушении от 11 мая 2018 года №235 является недопустимым доказательством, и не мог быть использован при вынесении постановления, поскольку законному представителю ЗАО «РФК» Ханину С.В. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения ст.25.1 КоАП РФ и положения ст.51 Конституции РФ, поскольку соответствующая графа об ознакомлении с положениями указанных статей в протоколе не заполнена, подпись Ханина С.В. отсутствует, его отказ от удостоверения факта о разъяснении ему положений ст.25.1 КоАП РФ и положения ст.51 Конституции РФ не зафиксирован. Таким образом, законный представитель ЗАО «РФК» Ханин С.В. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение права на защиту.

Изучив жалобу и дополнительно представленные доказательства, заслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Черного В.В., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, возражения на жалобу представителяУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области – Токаревой М.В.,исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8.2 КоАП РФнесоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С объективной стороны данное правонарушение характеризуется действием или бездействием по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ является формальным и не требует наступления вредных последствий.

Как видно из материалов дела и установлено главным государственным санитарным врачом по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области 11 мая 2018 года в 12 часов 00 минут в ходе административного расследования в отношении ЗАО «РФК» - определение о возбуждении дела об административном расследовании от 13 апреля 2018 года №5, определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 13 апреля 2018 года, от 26 апреля 2018 года, при рассмотрении и анализе представленных ЗАО «РФК» документов, необходимых для разрешения дела, согласно полученным документам и объяснениям главного инженера филиала ЗАО «РФК», побочный продукт от переработки мелассы, который образуется на предприятия (филиале) ЗАО «РФК» в с.Верхняя Любовша Краснозоренского района Орловской области, согласно представленному договору от 30 декабря 2016 года б/н, заключённому между ЗАО «РФК» и ООО «ОТД-Легион», реализуется ООО «ОТД-Легион» как комплексное удобрение, о чем представлены счета фактуры о приобретении указанного продукта.

Однако для реализации (или использования) отхода в качестве комплексного удобрения необходимо разработать один из следующих документов: технологический регламент, стандарт организации, включая технические условия.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19.07.1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Побочный продукт от переработки мелассы как комплексное удобрение не внесен в «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации», в связи с чем, не может реализовываться в качестве агрохимиката, что является нарушением ст.ст.12, 18 Федерального закона от 19.07.1997г. №109-ФЗ «О безопасном обращении с петицидами и агрохимикатами», п.п.4.3, 4.4 СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания утилизации пестицидов и агрохимикатов».

Представитель ЗАО «РФК» Ханин С.А. в ходе административного расследования и представитель ЗАО «РФК» Черный В.В. в судебном заседании признали тот факт, что побочный продукт от переработки мелассы, которой реализуется как комплексное удобрение, не прошел государственную регистрацию, а находится на стадии испытаний.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ЗАО «РФК» в том числе является производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, производство фармацевтических субстанций

ЗАО «РФК» имеет лицензию на осуществление производства лекарственных средств, которое включает в с.Верхняя Любовша и пос.Ключики Краснозоренского района Орловской области производство, хранение и реализацию фармацевтических субстанций, получаемых методами биотехнологического синтеза, производство, хранение и реализация нестерильных препаратов: препараты, не требующие специального выделения в отдельное производство: настойка, раствор, сироп, экстракты жидкости, эликсиры.

В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинскими отходами понимают все виды отходов, в том числе
анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской
деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству
лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области
использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.

В связи с чем, суд соглашается с административным органом, что побочный продукт от переработки мелассы является медицинским отходом.

Доводы представителя ЗАО «РФК», что в схеме обращения с медицинскими отходами ЗАО «РФК» от 15 мая 2017 года и 25 декабря 2017 года в перечне отходов, образуемых от деятельности ЗАО «РФК», не указаны ни побочный продукт, ни комплексное удобрение, не свидетельствует об отсутствии побочного продукта от переработки мелассы, реализуемого как комплексное удобрение, что выявлено в ходе административного расследования.

На основании п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Под медицинскими отходами понимают все виды отходов, в том числе
анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской
деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству
лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области
использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе на класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу
к промышленным. Медицинские отходы подлежат сбору, использованию,
обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения (ч.1 - 3 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п.2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются, в том числе на класс "Г" - токсикологически опасные отходы I - IV классов опасности.

Согласно пункту 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, медицинские отходы класса "Г"
являются токсикологически опасными отходами I - IV классов опасности, в связи с чем, деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса "Г" подлежит лицензированию в силу п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ.

Доводы об обратном основаны на неверном
толковании действующих правовых норм, в связи с чем, не принимаются судом.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит
лицензированию с 01.07.2015 (ст.ст.16 и 24 Федерального закона N 458-ФЗ).

В силу ч.3.1 ст.23 Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ
(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Ссылки жалобы на письма Минприроды и
Росприроднадзора не принимаются судом, поскольку данные письма не имеют нормативного характера, в связи с чем, не подлежат обязательному применению судом при разрешении дела.

ООО «ОТД-Легион», которому ЗАО «РФК» передает побочный продукт от переработки мелассы как комплексное удобрение, которое образуется на фармацевтическом предприятии согласно представленному договору б/н от 30 декабря 2016 года, не имеет лицензии на право обращения с отходами I - IV классов опасности, что подтверждено письмом ООО «ОТД - Легион» и является нарушением законодательства.

Таким образом, ЗАО «РФК» допустило нарушение требований ст.ст. 11, 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", СанПин 2.1.7.2790-10, СанПин 1.2.2584-10.

Совершенное ЗАО «РФК» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных норм, поскольку представителю ЗАО «РФК» не разъяснены процессуальные права, нельзя признать состоятельным. Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, приведены как ссылки на статьи, регламентирующие процессуальные права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, так и разъяснены положения данных статей, имеется подпись законного представителя юридического лица об ознакомлении с содержанием настоящего протокола.

Тот факт, что в тексте протокола отсутствует подпись представителя в графе "права и обязанности разъяснены" не является основанием считать, что права представителю общества не разъяснены и не могли быть известны, поскольку при ознакомлении с протоколом перед его подписанием законный представитель юридического лица был фактически ознакомлен с его правами.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении главным государственным санитарным врачом по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Административное наказание назначено ЗАО «РФК» в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.

В связи с чем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности постановления №191 от 22 мая 2018 года, вынесенного главным государственным санитарным врачом по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление №191 от 22 мая 2018 года, вынесенное главным государственным санитарным врачом по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Новодеревеньковский районный суд Орловской области пос.Красная Заря в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.В.Ванеева