ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-137/18 от 24.07.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-2-137/2018

РЕШЕНИЕ

24.07.2018 года город Балаково Саратовской области

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Евдокименкова Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бучарском И.А.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,- Комарова А.Н., действующего на основании доверенности,

представителя Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области, должностного лица заместителя Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области ФИО1 – ФИО2,

лица, составившего протокол об административном правонарушении, заместителя начальника Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя юридического лица ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» на постановление заместителя начальника Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 от 31.05.2018 в отношении юридического лица ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 от 31.05.2018 ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

В жалобе, поданной в Балаковский районный суд Саратовской области, ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» просит постановление по делу отменить. В обоснование жалобы указано, что в нарушение ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при отсутствии в постановлении указания на наличие отягчающих обстоятельств назначено наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в максимальном размере. Кроме того, не учтено обстоятельство того, что ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» является казенным учреждением и финансируется исключительно за счет средств бюджета Саратовской области, заключать и оплачивать госконтракты можно только в пределах лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные средства (при условии их внесения с бюджет 2019 года) поступают из бюджета в Министерство транспорта и дорожного хозяйства, и Учреждение проводит торги на поиски подрядчика в соответствии с Федеральным законом от 2017 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответственного, если в бюджете года не предусмотрены средства на ремонт автодороги на конкретном участке области и в частности участка автомобильной дороги, расположенной в Саратовской области Балаковском районе, Учреждение не может выделить денежные средства на ее ремонт, так как они не включены в бюджет Саратовской области на 2018 год. Денежные средства поступают на содержание Учреждения из бюджета Саратовской области, а распределяет их бухгалтерия Министерства финансов Саратовской области, однако частичный ремонт дороги производился в рамках заключенного государственного контракта, о чем в Балаковский РОСП УФССП России по Саратовской области сообщалось отдельным письмом с предоставлением копий подтверждающих документов. Вопрос о выделении дополнительных денежных средств на ремонт автомобильных дорог регионального значения, находящихся на праве оперативного управления в Учреждении и находящихся в государственно собственности Саратовской области (в том числе и по дорогам, указанным в судебных решениях, включающих и Балаковский муниципальный район Саратовской области) ставился Учреждением неоднократно перед министром транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области неоднократно, что подтверждается множеством писем, обращений и заявлений на имя министра и указанием необходимых сумм денежных средств. Кроме того, допущены процессуальные нарушения при вынесении постановления по делу об административном правонарушении: Учреждение по данному судебному решению освобождено от уплаты исполнительского сбора Кировским районным судом города Саратова, в связи с чем привлечение к административной ответственности невозможно. При вынесении постановления не было индивидуализировано наказание с учетом общих правил назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности, индивидуализации ответственности, несмотря на то, что законодатель предоставил такое право должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении. В связи с указанными обстоятельствами ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» просит отменить постановление заместителя начальника Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 от 31.05.2018 в отношении юридического лица ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Комаров А.Н. поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно объяснил, что учреждению необоснованно назначен штраф в максимально предусмотренном размере.

Представитель Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области, должностного лица заместителя Балаковского РОСП УФССП по Саратовской области ФИО1 – ФИО2 возражала против доводов жалобы, просила оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 возражал против доводов жалобы, просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в силу части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Статьей 6 Закона № 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (статья 12 Закона № 118-ФЗ).

В соответствии со статьей 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

В силу статьи 113 Закона № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на исполнение в Кировский РОСП поступил исполнительный лист № *** от 16.06.2015, выданный Кировским районным судом г. Саратова по делу № ***, вступивший в законную силу 24.09.2015, предмет исполнения: признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, выразившееся в ненадлежащем ремонте и содержании дорожного полотна проезжей части автомобильной дороги «Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград» в пределах Балаковского муниципального района, общей протяженностью 83, 2 км. Обязать Министерство траснпорта и дорожного хозяйства Саратовской области произвести капитальный ремонт указанного участка дороги, приведя его в соответствие с ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» в отношении должника ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», в пользу взыскателя Прокуратура г. Балаково Саратовской области.

24.10.2016 возбуждено исполнительное производство № ***.

25.04.2018 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО2 вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства от 24.10.2016 № *** Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ее правопреемником ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».

25.04.2018 в адрес ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» в рамках исполнительного производства № *** направлено требование об исполнении решения суда в 14-дневный срок со дня получения требования.

Требование получено ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» 28.04.2018 и в установленный в нем срок не исполнено.

18.05.2018 в адрес ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю (к месту совершения исполнительных действий), которое получено представителем ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» Комаровым А.Н.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления судебным приставом-исполнителем Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области 25.05.2018 в отношении ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя старшего судебного пристава Балаковского РОСП ФИО1 от 31.05.2018 учреждение привлечено к административной ответственности.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В данном случае ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ после вынесения постановления о взыскании с её правопредшественника исполнительского сбора.

Данных об исполнении решения суда по приведению дороги в надлежащее состояние на момент рассмотрения настоящей жалобы также не имеется.

Суд принимает во внимание, что ст. 2, ч. 3 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45 и ст. 46 Конституции РФ гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

При таких обстоятельствах ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание.

Наказание за совершенное правонарушение учреждению назначено с учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия учреждением своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок. Оснований для снижения назначенного размера наказания не имеется.

Ссылка в жалобе на то, что учреждением неоднократно направлялись письма с просьбой о выделении денежных средств на имя министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, не может рассматриваться в качестве основания для отмены постановления, поскольку в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ данное основание предусмотрено для прекращения производства по делу в отношении должностного лица органа местного самоуправления или должностного лица муниципального учреждения.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.1 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника Балаковского РОСП УФССП России по Саратовской области ФИО1 от 31.05.2018 в отношении юридического лица ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Ю. Евдокименкова

Согласовано: