ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-14/19 от 30.10.2019 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-2-14/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г.Димитровград

Ульяновской области 30 октября 2019 года

Судья Мелекесского районного суда Ульяновской области Дибдина Ю.Н. при секретаре Халиуллиной С.Ф.,

рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды по Ульяновской области природы, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО2№* от **.**.***, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Свинокомплекс интенсивного кормления Новомалыклинский» (далее - ООО «СКИК Новомалыклинский»), юридический адрес: ***, ОГРН <***>; ИНН <***>; КПП 731201001,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды по Ульяновской области природы, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО2 №* от **.**.*** юридическое лицо ООО «СКИК Новомалыклинский» был привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

Согласно постановлению ООО «СКИК Новомалыклинский» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещает отходы производства и потребления («мусор от офисных и бытовых помещений организаций, несортированный (исключая крупногабаритный)», «лампы трутные, трутно-кварцевые, люминисцнтные», «Фильтры очистки масла автотранспортных средств», «навоз свиней свежий» и др.). Оказание ООО «СКИК Новомалыклинский» вышеуказанными видами негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается представленной в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» и раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления»). Достоверность и полноту сведений, указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год у ООО «СКИК Новомалыклинский» подтвердили лица, уполномоченные на осуществление деятельности на составление декларации о плате от имени юридического лица – директор и главный бухгалтер ООО «СКИК Новомалыклниский» ФИО1 и ФИО3 соответственно. В нарушение указанных требований природоохранного законодательства юридическое лицо – ООО «СКИК Новомалыклинский» последний платеж в размере 28464,18 руб. в качестве платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2018 год внесло платежным поручением №* с нарушением установленным законом сроков – **.**.***, плату за размещение отходов производства и потребления за 2018 год – платежными поручениями от **.**.***№*, 1948 в размере 9277,10 и 299,19 руб. соответственно.

Вышеуказанные нарушения создают угрозу существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Таким образом, документально установлено, что юридическое лицо – ООО «СКИК Новомалыклинский» не осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов) в установленный законом срок – не позднее 01.03.2019 г.

Таким образом, юридическое лицо ООО «СКИК Новомалыклинский» совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ – невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «СКИК Новомалыклинский» подал в Мелекесский районный суд жалобу, в которой указал следующее. В ходе проведения проверки деятельности ООО «СКИК Новомалыклинский» в области соблюдения требований природоохранного законодательства было выявлено нарушение в сроках внесения платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за размещение отходов производства и потребления. Так ООО «СКИК Новомалыклинский» последний платеж в размере 28464,18 рублей в качестве платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2018 год внесло платежным поручением с нарушением сроков, т.е. **.**.***, а не до конца истечения 2018 года, плата за размещение отходов производства и потребления за 2018 год ООО «СКИК Новомалыклинский» была осуществлена платежными поручениями №* от **.**.*** и №* от **.**.*** в размерах 9277,10 и 299,19 рублей. По мнению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области указанные нарушения создают угрозу существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. ООО «СКИК Новомалыклинский» свою вину в нарушении сроков внесения платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за размещение отходов производства и потребления признало полностью, с учетом того, что по итогам прошедшего 2018 года отчетный период продолжается до конца 1 квартала, все необходимые платежи, хоть и с нарушением сроков, но были внесены до начала проверки и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, обратилось с письменным ходатайством к Управлению Росприроднадзора по Ульяновской области о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, однако ходатайство не было удовлетворено и наказание было назначено с назначением штрафа в размере 50000 рублей. ООО «СКИК Новомалыклинский» в период назначения административного наказания и в настоящее время испытывает финансовые сложности, поскольку идет уборка урожая, необходимы денежные средства для заработной платы, фонд которой в месяц составляет 4500000 тысяч рублей, кроме того ООО «СКИК Новомалыклинский» на **.**.*** переплата за 2017 год в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) за негативное воздействие на окружающую среду составила 14 306,87 рублей. В 2018 году авансовыми платежами за негативное воздействие на окружающую среду было перечислено в Росприроднадзор 147032,86 рублей. По итогам 2018 года согласно расчету начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 127 741,28 рублей. Соответственно авансовыми платежами за 2018 год была произведена переплата в сумме 19 291,58 рублей. На **.**.*** переплата за негативное воздействие на окружающую среду составила: за 2017 год - 14 306,87 рублей, за 2018 год 19 291,58 рублей. Итого по предприятию на **.**.*** переплата в Росприроднадзор составила 33 598,45 рублей. Таким образом, фактически ООО «СКИК Новомалыклинский» считает, что свои обязательства по оплате в Росприроднадзор за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год выполнило в полном объеме. Таким образом ООО «СКИК Новомалыклинский» считает, что совершенное правонарушение, предусмотренное ст.8,41 КоАП РФ в данном случае является малозначительным. Согласно ст.2.9 КоАП РФ РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания. Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от **.**.*** N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях РФ» малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Аналогичное разъяснение содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от **.**.*** N 10 (в редакции от **.**.***) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в котором также указывается, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Назначая наказание Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не учло характер и степень общественной опасности правонарушения, причинение вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, наличие социальной опасности деяния, наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства. Просит постановление заместителя Руководителя Управления Росприроднадзора и старшего государственного инспектора по охране природы по Ульяновской области ФИО2 от **.**.***, №*, о привлечении ООО «СКИК Новомалыклинский» к административной ответственности по ст.8.41КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на сумму 50 000 рублей отменить, административное производство прекратить по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, освободив ООО «СКИК Новомалыклинский» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, назначить наказание в виде устного замечания.

В судебном заседании представитель ООО «СКИК Новомалыклинский» ФИО4 доводы жалобы поддержал и просил постановление заместителя Руководителя Управления Росприроднадзора и старшего государственного инспектора по охране природы по Ульяновской области ФИО2 от **.**.***, №*, о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на сумму 50 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.

Старший государственный инспектора РФ по охране окружающей среды по Ульяновской области природы, заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Представил отзыв, из которого следует, что в ходе проведенной с 5 по **.**.*** на основании приказа Управления от **.**.***№* внеплановой выездной проверки, согласованной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой от **.**.***№*, в отношении ООО «СКИК Новомалыклинский» установлено, что указанное юридическое лицо осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, в том числе, с нарушением требований ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от **.**.*** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.***№*. Факты выявленных нарушений отражены в акте проверки от **.**.***№*. Кроме того, по фактам нарушений требований ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от **.**.*** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.***№*, в отношении юридического лица ООО «СКИК Новомалыклинский» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41. КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого указанное лицо привлечено к административной ответственности, постановлением от 13.08.2019 №194 ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Правомерность привлечения ООО «СКИК Новомалыклинский» к административной ответственности по ст. 8.41. КоАП РФ подтверждается следующим. В результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «СКИК Новомалыклинский» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе: производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещает отходы производства и потребления («мусор от офисных и бытовых помещений организаций, несортированный (исключая крупногабаритный)», «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминисцентные», «фильтры очистки масла автотранспортных средств», «навоз свиней свежий» и др.). Указанное подтверждается представленной в Управление Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «СКИК Новомалыклинский» за 2018 год (раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектам» и раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления»). Согласно ст, 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования. К негативному воздействию на окружающую среду, согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды, относится воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Ст. 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за HBOC) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Лица, обязанные вносить плату, порядок определения платежной базы, порядок исчисления, порядок и сроки внесения платы, контроль за правильностью ее исчисления определены ст. 16.1. - 16.5. Закона об охране окружающей среды. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов также урегулирована Федеральным законом от **.**.*** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 23), в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - Федеральным законом от **.**.*** № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 28). Кроме того, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду урегулирован Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от **.**.***№*. Согласно п. 2 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, а также п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.***№*, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Ч. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, а также п. 32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.***№*, установлено, что плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Однако, в нарушение указанных требований природоохранного законодательства, юридическое лицо - ООО «СКИК Новомалыклинский» последний платеж в размере 28 464,18 рублей в качестве платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2018 год внесло платежным поручением №* от **.**.***, то есть с нарушением установленного законом срока. Кроме того, плату за размещение отходов производства и потребления за 2018 год указанное юридическое лицо также внесло с нарушением вышеуказанных сроков, а именно: платежными поручениями от **.**.***№*, 1948 в размерах 9 277,10 рублей и 299,19 рублей, соответственно.

Считает, что изложенный в жалобе довод о необходимости применения ст. 2.9. КоАП РФ - малозначительности административного правонарушения является несостоятельным по следующим основаниям. Согласно абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.***№* «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В то же время абз. 4 п. 21 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указывает на необходимость иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными. Объективную сторону по ст. 8.41 КоАП РФ образует бездействие, выразившееся в иеперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с возмещением экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Вменяемый в вину юридическому лицу - ООО «СКИК Новомалыклинский» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41. КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является формальным, то есть не зависящим от наступления каких либо последствий, что указывает на необходимость руководствоваться в данном случае абз. 4 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.***№* «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанное также подтверждается судебной практикой, в том числе Постановлением Верховного Суда РФ от **.**.*** N 310-АД 16-11672. Вместе с тем, следует отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и направлена на стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов. В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 5% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта РФ и 55% - в местный бюджет. В Определении Конституционного суда РФ от **.**.***№* «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения хозяйствующими субъектами экономического ущерба государства от негативного воздействия, т.к. возмещает затраты на компенсацию указанного воздействия, невнесение или несвоевременное внесение указанной платы влечет угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, что выражается в недополучении бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ соответствующих денежных средств, что в свою очередь, влечет невозможность покрытия понесенных государством расходов на мероприятия по восстановлению окружающей среды. Таким образом, под угрозой причинения вреда стоят как экономические, так и экологические общественные отношения. Указанные в жалобе доводы о возможности применения ст. 2.9. КоАП РФ со ссылкой на финансовые сложности юридического лица, а также с указанием на факт внесения указанных платежей до составления протокола об административном правонарушении являются несостоятельными, поскольку в соответствии с абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.***№* «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Ссылку ООО «СКИК Новомалыклинский» на якобы имеющуюся переплату в части платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление также считает несостоятельной, поскольку в соответствии с положениями Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от **.**.***№*, сумма излишне уплаченной платы подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей либо возврату в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату (п. 36). Стоит отметить, что согласно п. 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду - Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от **.**.*** N 334, указанной процедуре должно предшествовать подтверждение уполномоченным органом факта излишнего внесения платы, поскольку к заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. Считает, доводы ООО «СКИК Новомалыклинский» о малозначительности совершенного им административного правонарушения являются несостоятельными, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления. Заявленные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого постановления, им дана надлежащая оценка, в результате чего вынесено законное и обоснованное постановление. Просит суд постановление от **.**.***№* о назначении административного наказания ООО «СКИК Новомалыклинский» по ст. 8.41. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. оставить без изменения, жалобу ООО «СКИК Новомалыклинский» - без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ наступает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно требованиям ст. 16 указанного закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду в том числе относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу ст. 16.4 указанного закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Частью 4 статьи 23 вышеназванного закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255, плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования (в том числе администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду) переданы Росприроднадзору и его территориальным органам.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Судом установлено, что ООО «СКИК Новомалыклниский» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в результате свое деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ООО «СКИК Новомалыклинский» осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, оказывая тем самым в результате осуществления хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду.

Из служебной записки от **.**.*** руководителю Управления Росприроднадзора по Ульяновской области усматривается, что ООО «СКИК Новомалыклинский» нарушило срок оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно акту сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с **.**.*** по **.**.*** ООО «СКИК Новомалыклинский» за 2018 год обществу начислена фактическая плата в размере 127741,28 руб., оплачено 147032,86 руб. Таким образом, по состоянию на 01.01.2019 г. переплата составляет 4984,71 руб.

В соответствии с Порядком зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Росприроднадзора от **.**.***№* суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату. По заявлению лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 1 к настоящему Порядку) зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора на виды негативного воздействия на окружающую среду (коды бюджетной классификации) и коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, указанные в данном заявлении. Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора в счет авансовых платежей текущего периода в случае, если лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода делается пометка о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет авансовых платежей текущего периода. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плате.

С заявлением о зачете излишне оплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «СКИК Новомалыклинский» обратился до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу, однако акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду был направлен Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области обществу только 09.09.2019 г.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ООО «СКИК Новомалыклинский» отсутствует состав административного правонарушения, так как не установлена его вина в совершении данного правонарушения.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ООО «СКИК Новомалыклинский» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «СКИК Новомалыклинский» ФИО1 удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды по Ульяновской области природы, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ФИО2№* от **.**.***, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Свинокомплекс интенсивного кормления Новомалыклинский» отменить и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях ООО «СКИК Новомалыклинский» состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения путем подачи жалобы судье, вынесшему решение.

Судья Ю.Н. Дибдина