Дело №12-2-14/2021 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении р.п. Старая Кулатка 9 ноября 2021 года Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Калмыковой В.В., при секретаре Сулеймановой Г.Ф., с участием ФИО1, его защитника адвоката Михайлова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 22.10.2021, по которому: ФИО1, хххх г.р., уроженец ..., зарегистрированный и проживающий по адресу: ..., гражданин Российской Федерации, русским языком владеющий, в услугах переводчика не нуждающийся, привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания виде административного ареста сроком на десять суток, У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 22.10.2021 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.12.8 КоАП РФ. Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как необоснованное, указав, что административное правонарушение он не совершал, транспортным средством не управлял, поскольку мотоблок не является транспортным средством. В соответствии с техническими характеристиками мотоблока «УГРА» рабочий объем двигателя превышает 50 кубических сантиметров, однако максимальная скорость менее 50 км/ч. Подробно позиция ФИО1 изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Защитник ФИО1 – адвокат Михайлов Н.В. в судебном заседании поддержал жалобу в полном объеме, пояснив, что мотоблок не является транспортным средством. В соответствии с техническими характеристиками мотоблока УГРА максимальная скорость составляет менее 50 км/ч. Мотоблок не является транспортным средством, в связи с чем не подлежит государственной регистрации. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Проверив доводы жалобы и исследовав материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, его защитника, прихожу к следующему. Согласно части 3 статьи 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, а также из протокола об административном правонарушении 22 августа 2021 г., в 18 часа 25 минут, на ул. ... ФИО1 в нарушение п.2.7 ПДД РФ управлял самоходным транспортным средством УГРА без государственного регистрационного знака, в состоянии алкогольного опьянения и не имея права управления транспортными средствами. Исходя из положений пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее Правила дорожного движения) и диспозиции части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель. В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водитель является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. В примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Мотоблок марки УГРА оборудован двигателем внутреннего сгорания LIFAN 168F-2, объемом 196 куб.см., однако в соответствии с техническими характеристиками мотоблока УГРА максимальная скорость менее 50 километров в час (3,5-8,52 км/ч вперед, 2,28 назад). Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления. Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Согласно пункту 2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора). Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 года. В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796. Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам. Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок марки УГРА не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может. В деле отсутствуют данные, свидетельствующие, что мотоблок с бензиновым двигателем относится к транспортному средству, за управление которым предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На основании изложенного, оспариваемое ФИО1 постановление, содержащее вывод о его виновности и наличии в его действиях состава вмененного правонарушения, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: постановление мирового судьи судебного участка Старокулаткинского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 22.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия. Судья В.В. Калмыкова |